Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. В современном мире, где общество стремительно меняется и технологии стремительно прогрессируют, вопросы связанные с стрессом и его влиянием на человека становятся все более значимыми. Это связано с тем, что в условиях быстро меняющейся общественной жизни индивиды чаще сталкиваются с стрессогенными ситуациями, что ведет к значительным эмоциональным нагрузкам.
С увеличением частоты и сложности стрессовых обстоятельств возрастает потребность в их тщательном изучении и разработке эффективных стратегий для противостояния им, поскольку способность адаптироваться к стрессу является ключевым фактором благополучия человека. Теоретические исследования и практический опыт психологии демонстрируют, что большинство людей, независимо от возраста, подвержены стрессу и могут испытывать трудности в установлении межличностных связей из-за нерешенных вопросов предыдущих этапов развития. Это подчеркивает необходимость в личной коррекции и поддержке, особенно в периоды жизненных кризисов.
Изучением стресса и стрессоустойчивости занимались такие исследователи, как Г. Селье, О.С. Васильева, А.А. Китаев-Смык, М.Е. Тышкова, Л.А. Попова, Ф.Р. Филатов. В настоящее время стресс понимается как состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах.
Жизнь студента часто сопровождается стрессом, который может возникать по различным причинам. Сложность адаптации к самостоятельной жизни и взятию на себя ответственности оказывает значительное влияние на уровень нервного напряжения у молодых людей.
Ключевым аспектом, оказывающим влияние на психологическое и физическое благополучие студентов, является внезапная смена окружения и социального круга. Прохождение сессии и экзаменационный период становятся для студентов особенно напряженными периодами. Исследование стресса, связанного с экзаменами, приобретает все большую важность в свете увеличения числа проблем, связанных с ухудшением физического и психического здоровья студентов высших учебных заведений.
К неблагоприятным факторам в период обучения в вузе можно отнести интенсивную умственную деятельность, повышенную статическую нагрузку, ограничение двигательной активности, нарушение режима сна, эмоциональные переживания, связанные с возможным изменением социального статуса студентов. Эти факторы приводят к перенапряжению вегетативной нервной, эндокринной и иммунной систем, осуществляющих регуляцию нормальной жизнедеятельности организма. В этом контексте особую важность приобретает анализ уровня стресса студентов.
Проблема исследования состоит в том, различается ли уровень стресса у студентов разных курсов?
Цель исследования – изучение уровня стресса у студентов 1-го и 4-го курсов.
Объект исследования: уровень стресса.
Предмет исследования: уровень стресса у студентов 1-го и 4-го курсов.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты изучения уровня стресса у студентов
2. Организовать эмпирическое исследование уровня стресса у студентов.
3. Выявить различия в уровне стресса у студентов 1-го и 4-го курсов.
Гипотезой исследования является предположение о том, что уровень стресса у студентов 1-го и 4-го курсов различается.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- общепсихологические принципы единства сознания и деятельности (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев), понимаемые как закономерная зависимость психических явлений от порождающих их условий и факторов;
– общепринятые принципы детерминизма и системного подхода (Б. Ф. Ломов, К. А. Абульханова-Славская, Г. М. Андреева, А. В. Брушлинский);
– теоретические подходы к исследованию стресса (Г. Селье, Р. Лазарус, С. Фолькман, О.В. Александрова, Р.М. Грановская, А.А. Китаев-Смык, Т.И. Куликова, Т.Л. Крюкова, Ю.М. Орлов и др.).
– работы по проблеме стресса у студентов: И.Н. Мирошниченко, У.Б. Каримов, С.Б. Величковская, Т.О. Гребенникова, О.И. Миронова, О.В. Лавров, И.П. Балмасова и др.
Методы исследования:
- теоретические: анализ научной психологической литературы, синтез, обобщение, сравнение, систематизация полученных данных;
- эмпирические: опрос;
- математико-статистические методы: описательная статистика (среднее значение, стандартное отклонение), частотный анализ и сравнительный анализ.
В психологии проблеме изучения стрессовых ситуаций, понимание природы стресса и разработке концепций уделено большое количество исследований. Стресс, как социально-психологическая проблема привлекает внимание исследователей с начала ХХ века. К числу первых исследователей, сосредоточивших локус внимания к проблеме стрессовых ситуаций можно отнести таких учёных, как: В. Вунд, У. Джеймс. Ими была разработана концепция стрессовых ситуаций, с пониманием под стрессом защитной реакции организма на внешний раздражитель [9].
Г. Селье был первый исследователем, который семантически определял стрессовую ситуацию, в качестве особого вида реакций человека на повреждающие агенты (высшие функции психики человека) [17]. Основная специфика стресса заключается в создании связей, которые ослабляют или наоборот повышают жизненные ресурсы.
Анализируя труды Г. Селье, становится очевидно, что разнообразие причин, таких как утомление, страх, ощущение обиды, пониженная температура, болезненное состояние, чувство унижений и другие, может вызывать у человека универсальную защитную реакцию. Интересно отметить, что источники стресса могут быть не только реальными, но и воображаемыми, что подразумевает, что человек способен реагировать не только на реальную угрозу, но и на её мысленное восприятие или даже на воспоминание о ней.
Важно подчеркнуть, что поведенческие реакции человека в условиях стресса значительно отличаются от его нормального эмоционального состояния. В критические моменты стресса человек способен взять под контроль свои эмоции, осмыслить ситуацию и принять рациональные решения. Это связано с тем, что стресс активирует нервную систему, подготавливая организм к реагированию на внешние стимулы.
У.К. Брэдфорт понимает под стрессом негативное психологическое воздействие на личность, которое отличается своим характером, направлением и уровнем разрушения. Согласно взглядам У.К. Брэтфорта стрессовая ситуация имеет кратковременное или долговременное влияние, в зависимости от уровня физических и психологических ресурсов личности [4].
Х. Фриденберг в 1974 году выявил, что влияние стресса зависит от уровня физического и психологического выгорания жизненных ресурсов. Стрессовые ситуации являются самыми опасными для человека, так как они несут в себе разрушающий характер. В экспериментальных исследованиях согласно результатам, Х. Фриденбергом было отмечено, что стрессовые ситуации имеют аффективность: подталкивают человека на совершение действий по типу аутоагрессии, повышая риск покончить жизнь самоубийством [7].
В трактовке многих психологов и психотерапевтов, изучаемый феномен рассматривается как динамическая модель, имеющая несколько фаз развития.
В. Харрис подразделяет оценку стресса на следующие типы:
1) Влияние стрессовой ситуации оценивается, как кратковременное: небольшие жизненные неудачи; физическая или психологическая нагрузка на организм; ситуации вызывающие кратковременный страх. Кратковременное влияние стресса опасно только для человека с низким уровнем самооценки, имеющим склонность к делинквентному поведению;
2) Влияние стрессовой ситуации оценивается, как продолжительное: внутренняя борьба человека; опасные ситуации; заключение человека или изоляция; хроническое утомление от активной физической и психологической жизненной позиции. Продолжительное влияние стрессовой ситуации оценивается как хроническое или патологическое. В. Харрис отмечает, что к продолжительному влиянию больше всего подвержены люди старшего возраста, так как физические и психологические ресурсы утрачивают силу, тем самым давая стрессу овладеть организмом полностью [22].
Д. Механик характеризует стрессовые ситуации с точки зрения понятия механизмов адаптации человека. При стрессовой ситуации индивид подвергается сильнейшему стрессу, который запускает механизм борьбы: преодоление стресса; защитная реакция; овладение стрессовой ситуацией. Основным элементом для выхода из стрессовой ситуации является её совладание через целенаправленные действия, включающие в себя адекватные решения. Адекватные решения требуют применения волевой регуляции, мотивации, осознание и анализ. Что без анализа стрессовая ситуация может иметь аффективные решения, которые станут для человека «невозвратными». При стрессовой ситуации личность может впасть в аффективное состояние, что усилит действие гормона стресса и сделает его сильнее [28].
Благодаря исследованиям Д. Катца была разработана модель стрессовой ситуации:
- характеристика личности попавшей в стрессовую ситуацию: личность, когнитивные процессы, состояние здоровья, уровень адекватности эмоциональной сферы;
- среда стрессовой ситуации: личная, предметная, социальная, физиологическая среда;
- последствия стрессовой ситуации: поведение, восприятие, процесс решения [9].
Р.А. Карасек считает, что при стрессовой ситуации происходит взаимодействие между двумя факторами: контроль, ответственность. Стрессовые ситуации ослабевают контроль человека над внутренним состоянием, что приводит к пассивности или аффективности в действиях [2].
М.Ж. Смит выявил, что когнитивная сфера человека при стрессовой ситуации начинает работать по трёх ступенчатой системе:
1. Первая ступень: прямой когнитивный контроль стрессовой ситуации;
2. Вторая ступень: снижение эффективности когнитивной деятельности;
3. Третья ступень: сохранение состояние нестабильности на весь период влияния стрессовой ситуации [2].
Л.И. Анциферова считает, при стрессе происходит процесс изменения онтогенеза человека, изменения психики и формирования психологических новообразований, имеющих отрицательное направление [3]. Постоянные стрессовые ситуации могут вызывать психологические нарушения, приводящие к стойкой депрессии. Реакция на стрессовую ситуацию зависит от уровня стрессоустойчивости человека, при этом учитываются: возрастные особенности; национальная принадлежность; социально-экономический статус; уровень образования; уверенность в себе.
Н.Е. Харламенкова считает, что стрессовые ситуации - это ситуации имеющие агрессивную направленность на личность [21]. Стрессовые ситуации можно подразделить на профессиональные, личностные и социальные стрессовые ситуации.
Н. Е. Харламенкова подчёркивает, что независимости от того, какой порог чувствительности у человека, стресс может привести к синдрому эмоционального выгорания. При длительном влиянии стрессовой ситуации человек психически и физиологически деформируется, что изменяет привычный ритм жизни в отрицательную сторону.
В настоящее время различают множество форм стресса, каждая из которых связана с определёнными обстоятельствами. К примеру, информационный стресс проявляется, когда индивид не в состоянии справиться с массой информации, быстро принимать обоснованные решения или справляться с повышенной степенью ответственности. Ещё одна форма – эмоциональный стресс – проявляется в моменты, когда человек сталкивается с опасностью, оскорблениями и похожими ситуациями.
Развитие стрессового состояния у людей проходит через несколько этапов. Сначала наблюдается увеличение напряжения, затем наступает сам стресс, после чего следует уменьшение внутреннего напряжения.
Продолжительность начального этапа реакции на стресс у разных людей может быть различной, продолжаясь от нескольких минут до нескольких дней или даже недель. Независимо от продолжительности, человек в стрессовой ситуации теряет свою стабильность и спокойствие. Человек, обычно спокойный и рассудительный, может стать неряшливым и раздражительным, в то время как активный и общительный индивид может погрузиться в мрачное состояние и замкнутость.
На первом этапе стресса нарушается психологический контакт в общении. Люди стараются избегать встречи взглядов, возникает ощущение отчуждения и дистанции в отношениях. Разговоры перемещаются с обсуждения деловых вопросов на личные обвинения.
На начальном этапе воздействия стресса критически важным становится потеря способности к саморегуляции. Человек постепенно теряет контроль над своими действиями, который был ранее осуществляем осознанно и рационально.
На втором этапе стрессового процесса происходит полное или частичное нарушение эффективного сознательного управления собой. Влияние разрушительного стресса охватывает организм, делая адаптацию к новым условиям более сложной. В этот период часто проявляются физические и психологические симптомы стресса, включая бессонницу, головные боли, раздражительность, панические атаки и другие признаки.
На третьем этапе процесса человек ощущает себя виновным («Что я натворил?»), и делает обещание, что подобное не повторится. Однако, со временем напряжение снова нарастает.
Каждый человек имеет свою уникальную модель поведения в условиях стресса, которая может проявляться с различной периодичностью и силой. Такая модель, вероятно, зародилась в детстве, когда родители сталкивались с конфликтами, и ребёнок оказывался втянутым в их проблемы.
Некоторые люди ежедневно сталкиваются с незначительным стрессом, который, несмотря на отсутствие серьёзных последствий для здоровья, все же может быть достаточно ощутимым. В то же время, другие встречаются с острой стрессовой ситуацией редко, но она проявляется с такой силой, что они теряют контроль над собой, словно погружены в омут стресса.
Стресс оказывает существенное воздействие на работоспособность индивида. Разные люди с различными характеристиками нервной системы воспринимают психологические нагрузки по-разному. У некоторых напряжение стимулирует активность, мобилизацию сил и повышает продуктивность работы. Однако, с другой стороны, стресс может привести к разрушению работоспособности, к ускоренному падению её эффективности, к пассивности и замедлению всех процессов.
Реакция человека на стресс определяется множеством факторов, но в первую очередь она зависит от психологической готовности индивида, его способности быстро анализировать обстановку и ориентироваться в неожиданных обстоятельствах, от волевой силы и решимости, а также от прежних переживаний и опыта в подобных ситуациях [14].
В процессе анализа психофизиологических процессов, связанных с возникновением и развитием стресса, ученые выявили четыре последовательно развивающиеся фазы:
1) эмоционально-поведенческую;
2) вегетативную (активность, направленную на предотвращение и защиту организма);
3) когнитивную (изменения в процессе мышления, вызванные стрессом);
4) социально-психологическую (изменения в коммуникации в условиях стресса).
Первые две фазы связаны с адаптационными реакциями организма, которые проявляются при его слабой функциональной готовности. Последние две фазы, в свою очередь, зависят от уникальных черт личности, которые проявляются в ситуациях, требующих от человека максимальных усилий [28].
Устойчивость к стрессам определяется как совокупность личностных качеств, которые дают человеку возможность успешно противостоять разнообразным стрессовым ситуациям [8].
В своих работах исследователи Л. Мерфи, Р. Лазарус, С. Фолкман и Н. Сирота включают в понятие стрессоустойчивости способность к адаптивному поведению, или так называемые копинг-стратегии. Копинг-стратегии представляют собой уникальное взаимодействие индивида с стрессом, которое формируется на основе его психологических характеристик, важности данной ситуации для его жизни, а также постоянных эмоциональных, когнитивных и поведенческих усилий в попытках справиться с внешними или внутренними требованиями, которые воспринимаются как напряжение [25].
Методы преодоления стресса могут быть как полезными и конструктивными, так и вредными и неэффективными. Ответы индивида на стрессовые ситуации могут быть направлены на внешнее окружение, на самого себя или на оба этих направления одновременно. В результате выделяются два основных вида поведения в борьбе с стрессом: копинг, направленный на решение проблемы, и копинг, ориентированный на управление эмоциями. Также существуют ключевые стратегии копинга, включая стратегии решения проблем, стратегии поиска поддержки в социальной среде и стратегии избегания [1].
Кроме того, что человек может осознанно анализировать и решать стрессогенные ситуации, он также использует непреднамеренные защитные реакции. В попытке избавиться от негативных, дестабилизирующих ощущений, индивид развивает в себе защитные механизмы, которые служат барьером для сознания, защищая его от травмирующих эмоций, вызванных конфликтами, угрожающими психической стабильности. Такие конфликты могут возникнуть из-за внутренних противоречий человека и несоответствия между его восприятием себя и информацией из внешнего мира. Простейшие защитные механизмы часто оказывают наиболее разрушительное влияние на психическое здоровье.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александрова О.В. Дифференциально-психологические факторы переживания и копинг поведения взрослых в трудной жизненной ситуации: дисс… канд. псих наук. – СПб., 2017. – 245 с.
2. Алиев Х. М. Укрощение стресса. М. : Эксмо, 2018. 284с.
3. Анциферова Л.И. Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы? // Психологический журнал. – 1994. – Т. 15. – № 3. – С. 99-105.
4. Апчел В.Я. Стресс и стрессоустойчивость человека / В.Я. Апчел, В.Н. Цыган. – СПб.: Воен.-мед. акад., 2020. – 260с.
5. Арефьева А.В. Адаптация студентов к учебному стрессу / А. В. Арефьева, Н.М. Фатеева, Т.А. Глухих, А.А. Турышева // Пульс. – 2012. – №3. – С. 89-91.
6. Дровняшина О.С. Ценностные ориентации студентов // Аллея Науки. – 2017. – №12. – С. 399-402.
7. Игумнов С.А. Стресс и стресс-зависимые заболевания / С.А. Игумнов, В.А. Жебентяев. – М.: Речь, 2020. – 345с.
8. Катунин А.П. Стрессоустойчивость как психологический феномен // Молодой ученый. – 2012. – № 9. – С. 243-247.
9. Кириенко А.А. Основные подходы к изучению стресса и стрессоустойчивости в психологической науке / А.А. Кириенко, А.А. Конышева. В сборнике: Социально-гуманитарные инновации: стратегии фундаментальных и прикладных научных исследований. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). – Оренбург, 2021. – С. 165-171.
10. Краева К.В. Субъектность как фактор преодоления экзаменационного стресса // Вектор науки тольяттинского государственного университета. – 2011. – №4. – С. 163-166.
11. Лавров О.В. Экзаменационный стресс: кластерно - иммунологическая модель / О.В. Лавров, И.П. Балмасова. – М.: Эксмо, 2014. – 255 с.
12. Озерина А.А. Профессиональная идентичность студентов бакалавриата: автореф. дис. ... канд. психол. наук. – Волгоград, 2012. – 21с.
13. Посохова С.Т. Психология адаптирующейся личности: субъективный подход // Психологический журнал. – 2014. – №5. – С. 111-119.
14. Профессиональный стресс и стрессоустойчивость специалистов экстремального профиля деятельности: учебное пособие / Н.Н. Смирнова, А.Г. Соловьев, М.В. Корехова, И.А. Новикова. – Архангельск: Изд-во Северного государственного медицинского университета, 2017. – 161 с.
15. Психология стресса и совладающего поведения: ресурсы, здоровье, развитие: материалы IV Междунар. науч. конф. Кострома, 22–24 сент. 2016 г.: в 2 т. / отв. ред.: Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, С.А. Хазова. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2016. – Т. 1. – 407 с.
16. Росляков А.Е. Процесс адаптации студентов в условиях вуза // Психология и эргономика. – 2003. – № 1 (22). – С. 17-18.
17. Селье Г. Стресс без дистресса // Журнал неврологии им. Б.М. Маньковського. 2016. № 1. С. 78-89.
18. Середина Н.В. Особенности процесса адаптации студентов первого курса к обучению / Н.В. Середина, О.В. Лазарева // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2014. – № 12/2. – С. 52-54.
19. Скитейкина Ю.А. Социальная адаптация студентов в вузе // Молодой ученый. – 2021. – № 41 (383). – С. 303-307.
20. Социометрическое исследование динамических процессов в малой группе: монография / Г.В. Попова, Ж.Б. Богдан и др. – Warszawa: Diamond trading tour», 2015. – 36 с.
21. Харламенкова Н.Е. Генез самоутверждения личности в процессе взросления: дис. ... д-ра психол. наук. – М., 2004. – 415 с.
22. Чирков Ю. Г. Стресс без стресса. – М.: ФиС, 2019. – 175с.
23. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология. – М.: Юрайт, 2016. – 349с.
24. Швецова В.А. Особенности профессионального самосознания современных студентов // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. – № 6 (16). – С. 189-194.
25. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2017. – 256с.
26. Щербатых Ю.В. Социально-психологические аспекты профессиональных стрессов / Ю.В. Щербатых, П.И. Ермоленко // Вестник Воронежского института экономики и социального управления. – 2022. – № 2. – С. 53-55.
27. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001. – 144 с.
28. Яковлев Е.В. Психология стресса / Е.В. Яковлев, О.В. Леонтьев, Е.Н .Гневышев. – СПб. : Изд-во Университета при МПА ЕврАзЭС, 2020. – 94 с.
29. Яковлева А.А. Исследование адаптации студентов 1 курса к учебной нагрузке. В сборнике: Студенческая наука – первый шаг к цифровизации сельского хозяйства. Материалы III Всероссийской студенческой научно-практической конференции. В 3-х частях. – Чебоксары, 2023. – С. 530-532.