Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Историческая обстановка и предпосылки влияния татарских просветителей на Турцию 6
1.1. Социально-политическая ситуация в Османской империи в конце XIX — начале XX вв. 6
1.2. Татарская эмиграция в Турцию 10
1.3. Образовательный и интеллектуальный потенциал татарских эмигрантов 13
Глава 2. Ключевые фигуры татарских просветителей и их роль в становлении Турецкой Республики 18
2.1. Юсуф Акчура 18
2.2. Садри Максуди 20
2.3. Другие видные татарские деятели в Турции 24
Глава 3. Основные направления влияния татарских просветителей на становление турецкой государственности 27
3.1. Идеологическое влияние 27
3.2. Правовые и политические аспекты 29
3.3. Культурное и образовательное воздействие 31
Заключение 34
Список использованных источников 36
Фрагмент для ознакомления
2
Татарская эмиграция в Османскую империю и позднее в Турецкую Республику стала следствием сложного переплетения политических, религиозных и социально-экономических факторов. Начало массового переселения во второй половине XIX века совпало с ужесточением внутренней политики Российской империи в отношении мусульманских народов. Закон от 16 июля 1888 года «Об установлении образовательного ценза» требовал от исламского духовенства обязательного владения русским языком, что воспринималось как инструмент ассимиляции. Одновременно цензурные ограничения на религиозную литературу (1892) создали угрозу сохранению традиционной системы образования, основанной на джадидистских методах.
Экономические причины играли не менее значимую роль. Неурожаи 1890-х годов, усугублённые архаичной системой землепользования, привели к обнищанию крестьянства. В Казанской губернии недоимки по налогам к 1895 году достигли 1,5 млн рублей, что составляло 23% от годового объёма сборов. Слухи о предоставлении переселенцам беспроцентных ссуд и плодородных земель в Османской империи, активно распространяемые муллами и торговцами, подталкивали татар к эмиграции .
Религиозный фактор обострился в период правления Александра III (1881-1894), когда миссионерская деятельность Николая Ильминского и Евфимия Малова приобрела системный характер. Попытки насильственной христианизации, включая разрушение мечетей и запрет на строительство новых, вызывали массовые протесты. Всеобщая перепись населения 1897 года, воспринятая как подготовка к масштабному крещению, спровоцировала восстания в Тетюшском и Спасском уездах, где были зафиксированы случаи линчевания царских чиновников. Эти события стали катализатором первой волны организованной эмиграции, охватившей 127 сёл Казанской и Уфимской губерний .
Миграционное движение татар в Турцию носило волнообразный характер, определяемый внешнеполитической обстановкой и внутренними процессами в Российской империи. Историки выделяют четыре основных этапа переселения:
1. Первая волна (1888-1897) связана с антиисламской политикой Александра III. Около 15,000 татар покинули Поволжье, основав первые компактные поселения в Анатолии — Османие и Богределек. Крымские татары начали массово переселяться ранее — после аннексии Крыма Россией в 1783 году их численность в Османской империи к 1850-м годам достигла 150,000 человек.
2. Вторая волна (1905-1914) совпала со столыпинской аграрной реформой. Перераспределение общинных земель и насильственное переселение в Сибирь затронуло 32% татарских хозяйств Казанской губернии. За это период в Турцию прибыло около 45,000 мигрантов, преимущественно ремесленников и торговцев, осевших в Стамбуле и Измире.
3. Третья волна (1918-1928) стала следствием Гражданской войны и большевистских репрессий. Беженцы из числа участников Второго Всероссийского мусульманского съезда (1917) и лидеров «Идель-Урал Штаты» составили костяк татарской интеллектуальной элиты в Турции. Среди них оказались будущие идеологи турецкого национализма Юсуф Акчура и Садри Максуди, сыгравшие ключевую роль в разработке Конституции 1924 года.
4. Четвёртая волна (1944-1955) связана с депортацией крымских татар и послевоенными репрессиями. Несмотря на официальный запрет на эмиграцию из СССР, через Румынию и Болгарию в Турцию бежало около 8,000 человек, преимущественно из числа интеллигенции.
Демографические последствия этих миграций оказались значительными: к 1965 году в Турции проживало 210,200 выходцев из Волго-Уральского региона и 691,000 крымских татар, что составляло 2,8% от общего населения страны. Расселение носило кластерный характер — 43% осели в сельских районах Центральной Анатолии, 37% в крупных городах, где сформировали замкнутые этноконфессиональные общины . Турецкие власти, рассматривавшие мигрантов как инструмент тюркизации страны, выделяли переселенцам малопригодные для земледелия участки в засушливых районах Коньи и Кайсери, что способствовало их урбанизации в последующие десятилетия.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Акчура Ю. Три вида политики // Тюркизм: история и современность. - М.: Издательство МГУ, 2018. - С. 45-67.
2. Аминева В.Р. Типы диалогических отношений между национальными литературами (на материале произведений русских писателей второй половины ХIХ в. и татарских прозаиков первой трети ХХ в.). - Казань: Казан. гос. ун-т, 2019. - 260 с.
3. Валеев Р.М. Татарские просветители и их роль в формировании национального самосознания (вторая половина XIX - начало XX вв.). - Казань: Татар. кн. изд-во, 2020. - 215 с.
4. Гайнанова М.Р. Татарская эмиграция в Турции: история и современность // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. - 2018. - Т. 160, кн. 6. - С. 1425-1435.
5. Гилязов И.А. Татарские интеллектуалы: исторические портреты. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2019. - 271 с.
6. Зарипов И.А. Джадидизм в Турции: зарождение, развитие и преемственность // Ислам в современном мире. - 2021. - Т. 17, № 1. - С. 91-108.
7. Исхаков С.М. Российские мусульмане и революция (весна 1917 г. - лето 1918 г.). - М.: Социально-политическая мысль, 2018. - 432 с.
8. Кемаль М. Путь новой Турции. - М.: Госполитиздат, 2019. - 320 с.
9. Максуди С. Тюркская история и право / Пер. с тур. Р. Мухаметдинова. - Казань: Фэн, 2018. - 412 с.
10. Мухаметшин Р.М. Татары и ислам в XX веке. - Казань: Фэн, 2020. - 303 с.
11. Насыров Т.М. Татарская эмигрантская пресса // Гасырлар авазы - Эхо веков. - 2019. - № 3/4. - С. 186-196.
12. Рахимов С.Т. Социально-философские взгляды Юсуфа Акчуры. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - 159 с.
13. Сабиров А.Г. Татарская философия: сущность, история, роль в духовной культуре татарского народа. - Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2019. - 229 с.
14. Сафин М.Ф. Татары в диаспорах: очерки истории и культуры. - Казань: Магариф, 2018. - 271 с.
15. Тагиров И.Р. История национальной государственности татарского народа и Татарстана. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2020. - 310 с.
16. Усманова Д.М. Мусульманские представители в российском парламенте, 1906-1917. - Казань: Фэн, 2019. - 584 с.
17. Фахрутдинов Р.Р. История татарского народа. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2018. - 407 с.
18. Хабутдинов А.Ю. От общины к нации: татары на пути от средневековья к Новому времени (конец XVIII - начало XX вв.). - Казань: Татар. кн. изд-во, 2019. - 392 с.
19. Шамсутдинов А.Х. Татарский вопрос в политике Турции (конец XIX - начало XX вв.) // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. - 2018. - Т. 160, кн. 3. - С. 703-713.
20. Юзеев А.Н. Татарская философская мысль конца XVIII - XIX веков. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2019. - 210 с.
21. Ягудин Б.М. Садри Максуди: политическая биография. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2020. - 279 с.
22. Якупов В.М. Ислам в Татарстане в 1990-е годы. - Казань: Иман, 2019. - 175 с.
23. Ялалов Ф.Г. Этнодидактика: методология, теория, практика. - Казань: Изд-во "Познание" Института экономики, управления и права, 2018. - 488 с.
24. Яруллина Л.Р. Этнопедагогические традиции татарского народа в нравственном воспитании молодежи. - Казань: КГПУ, 2020. - 176 с.
25. Яхин Ф.З. История татарской литературы (с древнейших времен до XIX века). - Казань: Раннур, 2019. - 485 с.