Фрагмент для ознакомления
2
Подростковый возраст характеризуется интенсивным ростом, в результате которого неравномерно развивается костно-мышечная система (мышечная масса отстает от темпов роста костной системы), поэтому возникает временная дисгармония в координации движений: расхлябанность, неловкость. Наблюдается несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы: рост кровеносных сосудов отстает от темпов роста сердца, что сопровождается повышенным артериальным давлением, нарушением ритма сердечной деятельности, быстрым утомлением.
Происходит усиленное действие желез внутренней секреции, влияющей на функциональное состояние нервной системы. На базе этих изменений происходит ухудшение не только физического самочувствия, но и психического, все это приводит к определенному психологическому дискомфорту, повышенной раздражительности, вспыльчивости, усталости, расстройств сна, что, в свою очередь, влияет на отношения со взрослыми, сверстниками, на поступки и поведение подростков[ См. Богуславский М. В., Гуманизм перевоспитательной педагогики В. Н. Сороки-Росинского // Вестник образования России. — 2022. — № 21. — С. 71].
Больше всего на жизнь подростка, на его общее состояние и самочувствие влияет физиологическое формирование, которое вызывает различные психофизиологические и психические отклонения, с которыми связаны трудности этого возрастного периода.
Вышеперечисленные физиологические особенности подросткового возраста тесно взаимосвязаны между собой и с развитием психики ребенка. И как именно – равномерно, спокойно и счастливо, или болезненно, бурно, с нежелательными отклонениями пройдут эти изменения, зависит, конечно, от самого подростка, но в первую очередь – от родителей, учителей, воспитателей. Характер взаимоотношений взрослых с подростками, требования которых ставят отношения в семье – все это обуславливает определенную атмосферу, в которой подросток чувствует себя уверенно и легко или наоборот.
Для воспитания уверенности в себе, защищенности, способности воспринимать себя членом семьи, коллектива, общества в целом, необходима достаточная интенсивность общения, взаимодействие с окружающим миром.
Подросток должен чувствовать, что окружающие его поддерживают.
При этом следует учитывать то, что специфическим для подросткового возраста является стремление как можно скорее обрести статус взрослого человека, добиться самостоятельности и независимости, что может реализоваться как положительно, да и отрицательно. Подросток способен на уровне со взрослыми участвовать в разных видах деятельности, а его стремление к оригинальности, новизне, лидерству позволяют ему достигать определенных успехов и даже приоритета в спорте, в искусстве, в разных видах творчества[ См. Кайгородова А., Работа с трудным подростком: навигатор профилактики // Директор школы. — 2024. — № 4. — С. 105].
Именно в подростковом возрасте чаще всего проявляются акцентуации характера, при которых отдельные черты характера слишком усилены, выражены ярко. На жизненные явления такие подростки при определенных обстоятельствах, реагируют неожиданно, не так, как другие; в стандартных ситуациях совершают неадекватные поступки; у них наблюдается низкий уровень противодействия отрицательным воздействиям окружающей среды. Поэтому, анализируя каждые нарушения нормального поведения подростка, следует понимать, что это не только желание навредить, сделать что-то неприятное, но и попытки обратить на себя внимание, защитить себя, самоутвердиться, почувствовать поддержку среди сверстников и взрослых, а также обостренное стремление к взрослости.
Особое сочетание внутренних процессов развития и его внешних условий создает типичную социальную ситуацию развития в подростковом возрасте, которая часто влечет конфликт подростка со взрослым окружением.
Типичными чертами подростков являются стремление к новизне, оригинальности поведения (в том числе и с отклонениями), желание бороться, самоутверждаться, изменять существующую систему взглядов, которые принятые в среде ближайшего окружения, что, в свою очередь, становится основой для норм и правил поведения.
По-разному исследователи определяют психологические особенности личности подросткового возраста.
Говоря о развитии личности подростка, особое внимание стоит уделить его аффективно-потребностной сфере. Как отмечают многие исследователи, центральным моментом в сфере чувств подростка становится «чувство взрослости».
Во время подросткового возраста чувство взрослости становится психологическим симптомом. По определению Д. Б. Эльконина, чувство взрослости представляет собой новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими людьми (взрослыми), находит образцы для принятия, устанавливает свои отношения с другими людьми и перестраивает свою деятельность[ См. Зверева Н.В. Клиническая психология детей и подростков: учебник для студ. Учреждений высш. Проф. образования / Н.В. Зверева, Т.Г. Горячева. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. С. 54].
Чувство взрослости в подростковом возрасте может быть как позитивным, так и негативным. Некоторые подростки могут избегать ответственности и оставаться в состоянии детства, тогда как другие могут чрезмерно стремиться к взрослости и внешне стараться выглядеть взрослыми. Важно, чтобы подросток находил правильный баланс между самостоятельностью и зависимостью, чтобы развиваться и расти в здоровом и гармоничном окружении.
Данное новообразование позволяет проявить новую жизненную позицию подростка относительно себя и окружающих его людей. Позиция подростка может помочь определить его социальные установки, особенности социальной активности, потребности, мотивы и переживания, которые отражаются в его поведении. Подросток отрицает свою принадлежность к миру детей, однако еще не полностью готов ощутить себя взрослым, у него пока нет достаточно личностных и социальных ресурсов для реализации «взрослой» жизни[ См. Клейберг Ю.А. Теоретико-методологические обоснования психологии девиантного поведения // Методология современной психологии. – 2020. – № 11. – С. 149-165].
Фрагмент для ознакомления
3
1)Авдулова Т.П. Психология подросткового возраста: учеб, пособие для студ. учреждений высш, образования / Т. П.Авдулова. 2-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», - 2014. - С.5-10
2)Байбатыров М.-Б. А.-Х., Байбатырова Э.Р. Содержательная характеристика понятия «тяжелые подростки»//СОВРЕМЕННАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. Сборник материалов I Международной научно-практической конференции. Грозный, Махачкала, 2023. С. 29-35
3)Богуславский М. В., Гуманизм перевоспитательной педагогики В. Н. Сороки-Росинского // Вестник образования России. — 2022. — № 21. — С. 71-80
4)Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование.). - М.: «Просвещение», -1968.
5)Деньщикова Г. Н., Формирование социально-нормативной активности несовершеннолетних в трудах А. С. Макаренко // Среднее профессиональное образование. — 2021. — № 11. — С. 51-53.
6)Евсеева И. Г., Маслова А. Н. Воспитание нравственных ценностей у трудных подростков// Человек как предмет воспитания (к 200-летию со дня рождения К. Д. Ушинского: Всероссийская научно-практическая конференция «Человек как предмет воспитания», 23 марта 2023 г. : сборник научных трудов / сост. А. А. Базулина. – М. : Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2023. С. 52-55
7)Зверева Н.В. Клиническая психология детей и подростков: учебник для студ. Учреждений высш. Проф. образования / Н.В. Зверева, Т.Г. Горячева. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.– 272с.
8)Зуйкова А. А., Хрушкова Е. А. Психолого-педагогические условия развития внимания у старших школьников // Неделя Российской психологии в ГСГУ : материалы VI Всероссийской научно-практической конференции; VIII Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы социально-педагогической деятельности»; XX Всероссийской научнопрактической конференции, посвященной памяти И.П. Башкатова, Коломна, 7–17 апреля 2020 г. Коломна : Государственный социально-гуманитарный университет, 2020. С. 258–262.
9)Казанская В. Подросток. Трудности взросления./2-е издание, дополненное. - Спб.: Питер, - 2008.
10)Кайгородова А., Работа с трудным подростком: навигатор профилактики // Директор школы. — 2024. — № 4. — С. 105-107
11)Клейберг Ю.А. Теоретико-методологические обоснования психологии девиантного поведения // Методология современной психологии. – 2020. – № 11. – С. 149-165
12)Лукина А. К., Активность подростков и молодежи в профилактике правонарушений несовершеннолетних: историко-педагогический аспект // Педагогика. — 2021. — № 1. — С. 75-83
13)Никитская Е. А., Харламова Д. А. Некоторые теоретические конструкты в психолого-педагогическом анализе поведения современного подростка //Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. 2019. № 2. С. 72–75.
14)Панасенко В. Я., Точка опоры — производственный труд // Народное образование. — 2022. — № 4. — С. 281-286.
15)Свинарева О. В. Педагогическое взаимодействие субъектов воспитательной работы // Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы : сборник научных трудов VI Международной конференции, Москва, 9–10 июня 2022 г. М. : Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2022. С. 343–345