Фрагмент для ознакомления
2
В современном образовании открываются новые горизонты для учеников, но и перед учителями встают новые вызовы.
Подход к понятию “инновация” варьируется в зависимости от контекста. В общем смысле, инновация - это успешное воплощение новых идей. В бизнесе, например, это может приводить к росту прибыли, расширению рынка и увеличению доходов. Инновации оказывают значительное влияние на такие показатели, как ценообразование и доля рынка.
Непрерывное развитие и улучшение, как правило, создает устойчивое конкурентное преимущество, способное поддерживать конкурентоспособность продукции в долгосрочной перспективе за счет оптимизации затрат.
По словам В.И. Андреева, инновационные технологии представляют собой комплекс методов и инструментов, обеспечивающих поддержку на всех этапах внедрения нововведений и способствующих инновационной деятельности. Они направлены на формирование системного, творческого и технического мышления, а также на развитие способности генерировать оригинальные технические решения для решения различных задач [14, с. 32].
С.С. Ягяджик, в свою очередь, определяет инновационные технологии как систему методов, приемов и средств обучения и воспитания, нацеленных на достижение положительных результатов через динамичные изменения в личностном развитии ребенка, адаптированных к современным социокультурным условиям [38, с. 550].
Важно подчеркнуть, что применение современных образовательных технологий делает образовательный процесс более гибким, стимулирует познавательный интерес и творческую активность учащихся. Внедрение этих технологий особенно важно для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как оно расширяет их возможности для приобретения необходимых навыков, успешной адаптации в обществе и повышения мотивации к обучению.
В настоящее время в школах используются разнообразные педагогические инновации, выбор которых зависит от традиций и статуса учебного заведения. Тем не менее, можно выделить несколько наиболее распространенных инновационных технологий.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ): внедрение ИКТ в учебный процесс предполагает интеграцию информатики с другими предметами, способствуя формированию у учащихся понимания процессов информатизации в современном обществе, в том числе и в профессиональной сфере. Важным является осознание эволюции этого процесса: от изучения основ информатики к использованию компьютерных программ в различных предметах, и далее - к глубокой интеграции информационных технологий во всю структуру образования [35]. Это приводит к появлению новых информационных технологий в школьной методике, а выпускники получают подготовку к работе с современными информационными технологиями в будущей профессиональной деятельности. Данное направление реализуется через включение в учебные планы новых дисциплин, посвященных изучению информатики и ИКТ.
Психолого-педагогическое проектирование развивающих образовательных процессов: данный подход предполагает создание условий для становления личности ребенка как активного субъекта собственной жизни и деятельности, с учетом его возрастных особенностей. Это включает в себя: обучение (освоение общих способов деятельности), формирование (освоение культурных норм и ценностей) и воспитание (освоение норм общежития в различных социальных группах) [5].
Социально-педагогическое проектирование образовательных институтов и развивающих образовательных сред: этот подход направлен на создание образовательных учреждений и сред, соответствующих определенным образовательным процессам, а также учитывающих традиции, особенности и перспективы развития конкретного региона России [7].
Педагогическое проектирование: разработка и построение развивающей образовательной практики, включающей образовательные программы, технологии, а также способы и средства педагогической деятельности [10].
В этой связи особое значение приобретает проектно-исследовательская деятельность, направленная на переход от традиционного образования (традиционных школ, систем управления, методов обучения и воспитания) к инновационному образованию, которое ставит во главу угла развитие личности ребенка.
Подводя итог, следует подчеркнуть, что использование современных образовательных технологий способствует гибкости образовательного процесса, повышает познавательный интерес и творческую активность учащихся. Внедрение этих технологий предоставляет детям с ограниченными возможностями здоровья больше возможностей для приобретения необходимых навыков, успешной адаптации в обществе и повышения мотивации к обучению.
1.2 Сравнительный анализ традиционных и современных технологий в обучении
В период со второй половины XX века до настоящего времени ключевым приоритетом является создание образовательной системы, направленной на раскрытие личностного потенциала учащихся. Это подразумевает не просто передачу знаний, а формирование у них стремления к самостоятельному, непрерывному обучению, освоению новых знаний, умений и навыков, а также умению применять их в различных жизненных ситуациях. В результате, внедрение технологического подхода становится одним из важнейших направлений модернизации современного образовательного процесса.
В настоящее время выбор подходящей педагогической технологии для использования в образовательном процессе представляет собой сложную задачу. В связи с этим, целесообразно рассмотреть и сравнить два основных типа технологий, активно применяемых на практике: традиционные и инновационные. Такой сравнительный анализ, по нашему мнению, позволит выявить сильные и слабые стороны каждой из технологий, используемых в разные исторические периоды, и, следовательно, поможет педагогам более обоснованно принимать решения при их выборе.
Исследователи относят к традиционным педагогическим технологиям те методы и подходы, которые были наиболее эффективными во второй половине XX века, особенно в период с 1970-х по 1990-е годы [25].
В свою очередь, под инновационными педагогическими технологиями, как правило, понимаются те методы и подходы, применение которых направлено на повышение эффективности процесса обучения в современных условиях.
Иными словами, инновационная педагогическая технология представляет собой системный процесс диагностически ориентированного воздействия на учащегося, направленный на удовлетворение всех его потребностей. Это достигается путем активизации специально разработанной деятельности, что, в конечном итоге, приводит к повышению эффективности всего педагогического процесса на современном этапе [20].
Далее мы переходим к анализу традиционных и инновационных педагогических технологий, основываясь на следующих критериях:
1. Краткое описание технологии;
2. Составные элементы технологии;
3. Эффективность применения технологии.
В заключение анализа будут представлены выводы по рассматриваемой проблеме.
Начнем с краткого обзора традиционных педагогических технологий, к которым относятся: формирующее обучение (традиционное объяснительно-иллюстративное обучение), обобщенные технологии развивающего обучения, метод проектов, игровые технологии и другие.
Формирующая технология (традиционное объяснительно-иллюстративное обучение)
1. Краткая характеристика: данные технологии основаны на объяснительно-иллюстративном способе обучения. Главной задачей является предоставление информации, фактологическое просвещение учащихся, которое строится на организации репродуктивных действий, направленных на формирование общеучебных умений и навыков.
2. Составные элементы:
- Сообщение темы и целей обучения.
- Актуализация ранее изученных знаний.
- Организация восприятия нового материала.
- Создание ориентиров для учебных действий.
- Закрепление и обобщение изученного материала.
- Применение знаний для решения задач.
- Контроль и оценка усвоенного материала.
3. Эффективность: экономичность, позволяющая за короткое время сформировать у учащихся значительный объем знаний и умений. Именно это является привлекательным для педагогов [11].
Обобщенная технология развивающего обучения
1. Краткая характеристика: основана на способе обучения, который стимулирует включение внутренних механизмов интеллектуальных способностей учащихся, способствуя самостоятельному получению знаний. Суть заключается в создании условий, ориентированных на всестороннее развитие ребенка и его творческих способностей.
2. Составные элементы:
- Процессуальная целевая направленность (обучение способам теоретического мышления, процедурам поисковой деятельности).
- Приближение учебной деятельности к научному познанию, достигаемое через: столкновение учащихся с противоречиями, постановку школьников в позицию исследователя, включение элементов проблемного обучения.
- Рефлексивная деятельность учащихся.
- Активно-деятельностная позиция школьника.
- Учитель – руководитель и партнер по учебному исследованию.
3. Эффективность: решает проблему длительности процесса развития ребенка и больших затрат педагогических сил и времени, которые могут потребоваться [16].
Проектная технология (метод проектов)
1. Краткая характеристика: метод проектов представляет собой рациональное сочетание теоретических знаний и их практического применения при решении конкретных проблем, существующих в окружающей действительности.
2. Составные элементы (основные фазы):
- Представление темы проекта: выявление знаний учащихся, формирование понятий, поиск идей (например, “мозговой штурм”).
- Избрание проблемы: самостоятельная формулировка проблемы и определение целей исследования.
- Формулирование подтем (проблем): определение круга вопросов, консультирование.
- Планирование работы: обсуждение, принятие решений.
- Осуществление проекта.
- Представление проекта: демонстрация результата, появление новых вопросов, прогнозирование новых проблем.
- Оценка проекта: оценка со стороны, самооценка, выявление успехов и неудач.
3. Эффективность: наиболее эффективна в системе профессионального образования [19].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1) Азимов Э.Г. «Интернет на уроках английского языка», «Иностранные языки в школе», 2001, № 1, с.45-50.
2) Андреев В. И. Педагогика высшей школы: инновационно-прогностический курс: [учеб. пособие для вузов. — Казань: Центр инновац. технологий, 2005..
3) Арапова С.А. Формирования иноязычной коммуникативной компетенции школьников в мультимедийном образовательном пространстве / дис. на соиск. науч. степ. канд. пед. наук. Пермь, 2017;
4) Барменкова О.И. «Видеозанятия в системе обучения иностранной речи», «Иностранные языки в школе», 1999, №3, с. 20-25.
5) Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы// Иностранные языки в школе - 2002 – №2;
6) Болучевская О.А. Инновационные образовательные технологии // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2010. - №15. - С. 285-286.
7) Браун А., Бимроуз Дж Инновационные образовательные технологии // Высшее образование в России. - 2007. - №4. - С. 98-100.
8) Винникова И.С. Особенности применения электронной образовательной среды Moodle при изучении дисциплины «Финансовый анализ в страховой организации» // В сборнике: Страхование в системе финансовых услуг в России: место, проблемы, трансформация. Сборник трудов XVIII Международной научно-практической конференции: в 2 томах. - 2017. - С. 216-220.
9) Владимирова Л.П. «Интернет на уроках иностранного языка. «Иностранные языки в школе», 2002, № 3, с. 33-41.
10) Выготский, Л.С. Педология подростка [Текст] / Л.С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. - Т.4. - М., 1984;
11) Высоцкий О.Р. Компьютер в образовании. Информатика и образование. 2000. №1
12) Губская К.В. Реализация межкультурного подхода в процессе обучения иностранному языку школьников 5-6 классов. Челябинск, 2017;
13) Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.
14) Далингер В.А. Инновационные педагогические технологии -проводники новых образовательных стандартов // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 3-2. - С. 167-169;
15) Демина О.С. Инновационные образовательные технологии // Управление инновациями: теория, методология, практика. - 2014. - №9. - С. 127-131.
16) Демцура С.С., Плужникова И.И., Гордеева Д.С., Якупов В.Р., Алексеева Л.П. Современные инновационные образовательные технологии // БГЖ. - 2020. - №4 (33). - С. 57-61.
17) Зубов А.В. Методика применения информационных технологий в обучении иностранным языкам: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.В. Зубов, И.И. Зубов. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.
18) Зубов А.В. Мультимедиатехнология обучения иностранным языкам: преимущества и недостатки // Проблемы компьютерной лингвистики: сб. научных статей. Мн., 1997.
19) Калмыкова З.И, Продуктивное мышление как основа обучаемости. - М.,1981.-с. 140-144;
20) Карамышева Т.В. Компьютерная лингводидактика. - СПБ., 2000.
21) Лазарева Т.А. Возможности повышения качества учебного процесса при использовании методов активного обучения // Инновации в образовании. 2004. №3.
22) Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М., 1981.
23) Ляховицкий М.В. О некоторых базисных категориях методики обучения иностранным языкам // Общая методика обучения иностранным языкам: хрестоматия. - М., 1991.
24) Наумов В.В. Разработка программных педагогических средств // Информатика и образование. 1999. №3.
25) Патаракин Е.Д. Цифровые инструменты в образовании. — М.: Издательский дом ВШЭ, 2020.
26) Полат Е. С. Интернет в преподавании иностранных языков // Интернет в гуманитарном образовании. - М., 2001.
27) Полилова Т.А., ПонамареваВ.В. Внедрение компьютерных технологий в преподавание иностранных языков // Иностранные языки в школе. 1997. №6
28) Примерные программы по учебным предметам. ФГОС ООО. — М.: Просвещение, 2022.
29) Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, — 1998. — 256 с.
30) Уракова Е.А. Особенности непрерывного многоуровневого высшего профессионального образования // Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Мининский университет. - 2021. -С. 55-57.
31) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Минпросвещения № 287 от 31.05.2021.
32) Фельдштейн, Д.И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования [Текст] // Вестник практической психологии образования, 2011. - №4. – C. 3-12;
33) Фокина К.В. Методика преподавания иностранного языка: конспект лекций. - М.: Высшее образование, 2008
34) Халеева И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи (подготовка переводчиков). АДД - М., 1990.
35) Хижная А.В., Бекетова Ю.А., Захарова Н.А. Образовательные технологии в профессиональном образовании // В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития. Сборник статей по материалам VI Всероссийской научно-практической конференции. Мининский университет. - 2019. -С. 55-57.
36) Хижная А.В., Максимова К.А., Бакулина Н.А.Организация самостоятельной работы студентов на основе образовательной платформы moodle // В сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Мининский университет. - 2019. - С. 197-201.
37) Эльконин, Д. Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте [Текст] / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. - 1971. -№ 4. -С.6-20.
38) Ягяджик, С. С. Виды инновационных технологий и их характеристики / С. С. Ягяджик. // Молодой ученый. — 2016. — № 23 (127). — С. 548-551.