Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы. В условиях современных рыночных отношений прогрессивность усовершенствования финансовых взаимоотношений, рост конкурентной борьбы и уровня доходов предприятий коммерческой направленности требуют внедрять самые новые подходы к управлению финансами.
По данной причине появилась необходимость иметь информационную систему управления теми сведениями, важными как для установления направлений развития в дальнейшем, так и для успешного решения текущих вопросов деятельности компании, включая и для успешного управления затратами (расходами, издержками – данные термины в данной работе будут восприниматься как синонимы).
Управление затратами в качестве средства достижения высоких экономических результатов содержит в себе их планирование, учёт, калькулирование и анализ – те процессы, которые осуществляют в тесном объединении и взаимообусловленности.
Планирование является базой для определения тех возможностей, которые были упущены организацией, для выработки грамотных управленческих решений в условиях современной экономики.
Поиски резервов снижения затрат, оптимального соотношения затрат и цены реализации экономических порогов безубыточности всего производства – одно из важнейших направлений роста эффективности производства. В процессе управления предприятием в современных условиях все большее внимание уделяют всем аспектам управления затратами, хотя, чаще всего основной целью управления затратами является их анализ и снижение.
Степень изученности проблемы. Проблемы управления затратами современной организации были изучены в работах российских ученых, таких, как: Е.Т. Гребнев, H.A. Ермакова, В.А. Ивлев, М.М. Коростелкин, В.В. Решша, Е.Л. Сидорова, Г.И. Сычева, и пр. Из ученых стран Запада данную проблему изучали: Д. Антос, Й. Беккер, М. Хаммер, Д. Чампи, Д.Г. Сигел и пр.
Цель курсовой работы – рассмотреть основы управления затратами на современном предприятии.
Задачи курсовой работы:
- раскрыть понятие затрат и их классификацию;
- рассмотреть задачи, цели и функции управления затратами на предприятии;
- определить методы управления затратами на производство и реализацию продукции;
- рассмотреть показатели затрат на предприятии;
- раскрыть планирование затрат по общему уровню;
- привести основы планирования затрат по статьям расходов;
- определить пути снижения затрат на предприятии.
Объект исследования – затраты предприятия.
Предмет исследования – формирование системы управления затра-тами предприятия.
В качестве методов исследования курсовой работы использованы ме-тод сравнения, методы сводки и группировки информации.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Понятие затрат и их классификация
В современных условиях процесс формирования затрат производства и обращения в организации имеет особое значение для ее деятельности. Это все имеет смысл не только во взаимосвязи с имеющимся сегодня законодательством по налогам, но и в соответствии с местом бухгалтерского учета во всей системе управления современной организацией. В качестве основы для осуществления разработки и реализации решений выступают соответствующие информационные сведения по поводу состояния дел в определенной сфере функционирования организации в определенный момент времени.
С целью изготовления продукции организацией затрачиваются средства на процесс приобретения сырья, материалов, топлива. В ходе производственного процесса используют машины, оборудование, инструмент. Ремонт и замена изношенной техники вместе с прочим требуют определенного рода расходов [12, с.965]. В процессе изготовления изделий участвуют все сотрудники организации, и всем им оплачивают труд. На продажу продукции организацией также затрачиваются денежные средства. Если сложить представленные расходы и отразить их в денежной форме, будет сформирована себестоимость продукции (общая сумма издержек) [17, с.211]. Издержки на производство продукции состоит из таких элементов:
1) материальные затраты – в них входя суммы затрат на материалы и исходное сырье, расходы на комплектующие и пр.; затраченная электро-энергия, топливо, уголь и т.д.; суммы общепроизводственных затрат;
2) расходы на оплату труда работников;
3) расходы на амортизацию основных средств организации;
4) прочие расходы – в них входят суммы расходов на рекламу, маркетинг продукции, суммы накладных расходов, которые вызваны процессом производства продукции и ее продажи и пр. [7, с.142]
Вместе с тем Налоговым кодексом РФ устанавливается порядок определения в налоговом учете информационных сведений о расходах современной организации при установлении суммы прибыли до налогообложения (рисунок 1).
Рисунок 1 - Понятие расходы по НК РФ [1]
Содержание понятия «затраты» очень часто представляют в качестве совокупности разного рода видов расходов на производство и продажу товаров или услуг.
Помимо того, необходимо заметить, что в затрат включаются: суммы страховых взносов, расходов на гарантийный ремонт, брак и др. За-траты делят на явные (заработную плату, затраты на оборудование, рас-ходы на транспортировку, коммунальные платежи, услуги банковских организаций, оплату поставщикам и неявные (иначе - альтернативные издержки), переменные и постоянные.
Значимую часть общественных издержек производства составляет себестоимость продукции, как показатель, который отражает сумму текущих затрат на производство и продажу продукции, которые выражены в денежной форме, за определенный временной период [12, с.966].
Уменьшение уровня удельных затрат в составе себестоимости продукции (работ или услуг) демонстрирует экономию живого и овеществленного труда и влечет за собой рост уровня эффективности производственного процесса.
1.2 Задачи, цели и функции управления затратами на предприятии
В современных реалиях управление затратами в современных организациях должно базироваться на общепринятых принципах анализа за-трат. Эффективность анализа затрат видна в уменьшении их сумм. При всем этом способствуя росту объема деятельности, качественному удовлетворению потребностей в удовлетворении спроса клиентов и развитию конкурентоспособности отрасли.
Цель управления затратами предприятия – повышение прибыли за счет экономии затрат.
В качестве основных задач управления затратами предпринимательской деятельности современной организации выступают такие [11, с.667]:
- определение роли управления затратами организации в качестве фактора роста финансовых результатов ее деятельности;
- установление важнейших методов управления затратами организа-ции;
- установление технико-экономических методов и средств измерения, учета и контроля затрат в современной организации.
Реализация функций управления затратами предприятия посредством элементов цикла управления (схема – в Приложении 1):
- функция прогнозирования и планирования. Происходит подразделение на перспективное планирование (долгосрочное) и текущее планирование (краткосрочное);
- функция организации. Определяет, каким образом на современном предприятии происходит управление затратами: кем это делается, в какого рода сроки, с применением каких информационных сведений и документации, какого рода методами. Определяет места возникновения затрат, а также центры ответственности за их соблюдение;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5.08.2000 г. №117-ФЗ (ред. от 28.12.2024) // СПС КонсультантПлюс.
2. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утверждено приказом Минфина России от 06.05.1999 №33н (ред. от 06.04.2015) // СПС КонсультантПлюс.
3. Бейшебаев Т.К. Методы управления затратами для повышения операционной эффективности предприятия // Инновации и инвестиции. 2024. №12. С.431-434.
4. Болдырев О., Шевченко С.А. Направления снижения производ-ственных затрат предприятия // Экономика и бизнес: теория и практика. 2023. №3-1. С.23-25.
5. Грибов В.Д., Грузинов В.П. Экономика предприятия: практи-кум. М.: КУРС, 2023. 417с.
6. Гутлаев Х. Содержание издержек производства и затрат обще-ства, предприятия // Матрица научного познания. 2023. №3-2. С.135-138.
7. Ковалев А.И. Экономика предприятия: учебное пособие. СПб.: Питер, 2023. 464с.
8. Кондратьева И.В. Экономика предприятия: учебное пособие для вузов. М.: Лань, 2022. 232с.
9. Кучина А.В. Планирование и прогнозирование затрат на пред-приятии // Экономика и бизнес: теория и практика. 2023. №4-2. С.23-26.
10. Лебедева А.Н. Управление затратами в корпорации // Студен-ческий. 2024. №2-5. С.55-58.
11. Маслихова Е.А., Межина М.В., Данилова С.В. Организацион-ные аспекты процесса управления затратами предприятия // Вестник Ака-демии знаний. 2024. №2. С.667-673.
12. Морозова К.А., Трошина Е.П. Управление затратами на про-изводственном предприятии // Экономика и предпринимательство. 2025. №1. С.965-968.
13. Основы экономики. Микроэкономика: учебник / под. Ред. Г.А. Родиной. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 313с.
14. Синельников Б.А., Бугрова В.А. Совершенствование финансо-вого планирования расходов и источников финансовых затрат в организа-циях // Финансовая экономика. 2023. №4. С.251-253.
15. Тимошенко К.Н. Анализ управления затратами на предприятии // Фундаментальные и прикладные аспекты развития современной науки: сборник научных статей по материалам XII Международной научно-практической конференции. Уфа: Вестник науки, 2023. С.89-93.
16. Экономика предприятия: учебник / под ред. А.В. Колышкина, С.А. Смирнова. М.: Юрайт, 2023. - 479с.
17. Ягафарова А.Ф., Боев А.Д. Модели управления затратами на предприятии: зарубежный опыт и российская практика // Экономические исследования и разработки. 2023. №1. С.211-216.