Фрагмент для ознакомления
2
В современном обществе воображение представляет собой ценнейший ресурс. Профессии, связанные с креативностью, пользуются огромным спросом, и амбициозные творцы находят свои пути для реализации своего потенциала. Важно подчеркнуть, что развитие творческого воображения является жизненно необходимым для каждого ребенка. Творческий подход к решению задач не только обогащает жизнь, но и способствует формированию яркой и увлекательной личности. Для человека с развитым воображением смена профессии и осознание своих истинных увлечений становятся значительно более легкими.
Развитие воображения, безусловно, является одной из главных задач предмета «литературное чтение». Оно имеет огромное социальное значение. Если ученик с ранних лет будет готов к созданию новых идей, к поиску оригинальных решений, то его личность будет развиваться иначе. В творческом воображении скрыт источник самореализации и саморазвития, позволяющий анализировать возникающие проблемы, устанавливать связи между ними, обнаруживать противоречия и находить оптимальные пути их решения, а также предсказывать последствия своих решений.
На протяжении последних лет в научной литературе представлены значимые исследования, посвященные сущности и проблематике развития творческого воображения. В этой области работали такие ученые, как Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, А.В. Петровский, Л.С. Коршунова, Ж. Пиаже и многие другие. Тем не менее, анализ психолого-педагогических источников демонстрирует недостаток в выявлении эффективных методов и приемов для развития творческого воображения у младших школьников в ходе уроков литературного чтения.
Этот пробел порождает противоречие между необходимостью развития творческого воображения у детей на занятиях и отсутствием четких методик для его осуществления. Основная проблема, исследуемая в данной работе: какие методы и приемы можно применить для развития творческого воображения у младших школьников на уроках литературного чтения?
Цель нашего исследования заключается в теоретическом обосновании методов и приемов, направленных на развитие творческого воображения младших школьников в рамках уроков литературного чтения, а также в создании комплекса заданий и упражнений, способствующих этому процессу.
Объектом исследования является развитие творческого воображения у младших школьников, а предметом — методы и приемы, использующиеся для его развития на уроках литературного чтения.
Задачи, которые мы ставим перед собой в этом исследовании, включают:
• Освещение сущности понятия «творческое воображение».
• Выявление характерных особенностей развития творческого воображения у младших школьников.
• Определение методов и приемов, способствующих развитию творческого воображения на уроках литературного чтения.
• Разработка комплекса заданий и упражнений для развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения.
Для достижения поставленных задач мы будем использовать методы, такие как анализ психолого-педагогической литературы, эксперимент, наблюдение и математическая обработка данных.
Воображение, наряду с такими важными когнитивными процессами, как восприятие, память и мышление, занимает поистине ключевую и незаменимую позицию в человеческой деятельности. Этот сложный и многоаспектный процесс позволяет человеку не только воспринимать окружающий мир, проникая в его суть, но и создавать новые, яркие и разнообразные образы, основываясь на его предыдущем жизненном опыте. Воображение, или фантазия, в сочетании с мышлением представляет собой высшую познавательную функцию, наиболее ярко и глубоко раскрывающую специфику и уникальность человеческой активности. Не имея четкого и ясного представления о конечном результате своей работы, нельзя с уверенностью приступать к какой-либо задаче или делу. Именно способность визуализировать ожидаемый результат — это то, что выделяет человеческий труд на фоне инстинктивного поведения животных. Каждый процесс труда включает в себя важный элемент воображения, который является его основой и движущей силой.[4]
Одно из современных и проверенных временем определений воображения было предложено Н. Р. Ветрук, которая охарактеризовала его как психический процесс, делающий возможным формирование образа объекта или ситуации путем продуманной переработки накопленных впечатлений. Творческое воображение в этом контексте позволяет формировать различные, порой весьма уникальные образы, и эта концепция исследуется достаточно глубоко и всесторонне. Существует множество определений воображения, и мы можем остановиться на наиболее важных и значимых из них.
Л.С. Выготский утверждает, что «воображение создает новые ряды из ранее накопленных впечатлений, не повторяя их в тех же сочетаниях», что подчеркивает его инновационную и динамичную природу. С.Л. Рубинштейн описывает воображение как «преобразование прошлого опыта в образной форме», что также служит важным аспектом его анализа. Е.И. Игнатьев подчеркивает, что основным признаком воображения является переработка восприятия и прошлых впечатлений, что позволяет получить новые и свежие представления. Группа исследователей, включая А. В. Петровского и других, определяет воображение как процесс создания новых и оригинальных образов на основе воспринятого материала, что имеет большое значение в различных областях знания.[10]
Воображение в целом представляет собой сложный психический процесс, который создает что-то новое в форме образа, представления или идеи. Это явление находится на пересечении таких важных процессов, как восприятие, память и мышление, и является необходимым элементом творческой деятельности, поскольку формирует образы будущих продуктов труда и инновационных идей. Оно также играет исключительно важную роль в ситуациях, характеризующихся неопределенностью, что дает возможность эффективно представить ответы на возникающие проблемы и трудности.
Поведенческое творчество также имеет множество различных определений и трактовок. П. Хилл описывает его как успешный полет мысли за пределы известных границ, тогда как польский исследователь Матейко считает, что суть творческого процесса лежит в глубоком и творческом реорганизации опыта для формирования новых и необычных комбинаций. Большой энциклопедический словарь выделяет творчество как деятельность, порождающую нечто уникальное и оригинальное, что всегда предполагает наличие творца — человека, способного создавать и внедрять новшества.[17]
Теперь обратим внимание на различные виды воображения. Л.Д. Столяренко выделяет произвольное и непроизвольное воображение, где первое применяется при целенаправленном решении задач и постановке целей, а второе — в состояниях, подобных сновидению. В.Е. Степанов рассматривает мечту как особую форму воображения, обращенную к будущему с надеждой и оптимизмом. Кроме того, Столяренко делит воображение на активное и пассивное, при этом последнее включает в себя произвольное (мечты, грезы) и непроизвольное (фантазии, возникающие во сне), в то время как активное охватывает артистическое, критическое и продуктивное воображение, что делает его разнообразным и интересным.[23]
Активное воображение всегда связано с решением творческих задач, которые могут быть как простыми, так и сложными. Оно подразумевает комбинирование конкретных фрагментов информации и стимулирует появление оригинальных связей; при этом оно направлено на внешние факторы, такие как общество, деятельность и окружающая среда, в которой мы живем. Это воображение определяется волевыми усилиями и может контролироваться, что делает его полезным инструментом в творческой практике.
Одним из видов активного воображения является воссоздающее, использующее внешние стимулы для формирования новых образов на основе ранее приобретенного опыта, что служит основой для творческого роста. Антиципирующее же воображение помогает предвосхитить будущее и предсказывать результаты действий, что позволяет более успешно планировать и реализовывать задуманное. Эта способность позволяет эффективно представить последствия будущих событий через призму текущего опыта и знаний.[32]
Творческое воображение создает новые идеи и образы, обладающие значительной ценностью для общества и культуры, и служит основой для всех видов творческой деятельности. Оно включает в себя важные операции, которые позволяют формировать идеальные образы (диссоциация) и соединять их в новые, целостные представления (ассоциация), что делает его важным и незаменимым в процессе творчества.
Пассивное воображение, с другой стороны, подвержено субъективным внутренним факторам и служит удовлетворению несоциальных потребностей, создавая иллюзии удовлетворения желаний и мечтаний. В этом контексте оно отличается от реалистического мышления, которое ориентировано на истинное и реальное воплощение потребностей.[6]
Продуктивным называется воображение, создающее образы, насыщенные свежими и новыми элементами фантазии. Обычно такие продукты воображения значительно отличаются от уже известных форм и концепций, что часто и периодически наблюдается у талантливых писателей и художников, способных открыть новые горизонты в литературе и искусстве. Однако нельзя утверждать, что в результатах продуктивного воображения отсутствуют знакомые элементы. При желании всегда можно проанализировать эти продукты и выделить знакомые составляющие, но это не отражает всей сути творчества и процесса их создания.
Сторонники ассоциативного подхода к воображению иногда пытаются разбить образы на элементы и вновь собрать их различными способами, что, конечно, имеет свои преимущества и недостатки. Тем не менее, такой метод является недостаточно продуктивным, поскольку ни один творец не создает в таком строгом порядке. На практике процесс рождает целостный образ, который затем уточняется в деталях во время фантазирования и творческой работы. Поэтому для научного понимания природы воображения более уместно и актуально говорить о гештальтпсихологическом подходе, который учитывает все нюансы.
Репродуктивное воображение, в свою очередь, характеризуется наличием в своих продуктах множества уже известных элементов, и, при этом, могут присутствовать и небольшие новации. Примером может служить творчество начинающих поэтов, писателей, инженеров и художников, которые часто черпают вдохновение из уже существующих образов, мотивов и традиций, обучаясь и развивая свое ремесло. Конечно, в их произведениях можно найти оригинальные идеи и уникальные подходы, однако в целом они обычно напоминают работы других авторов и мастеров-коллег.[8]
Материалом как активного, так и пассивного воображения служат образы, представления, элементы понятий и информация, извлеченная из богатого жизненного опыта. Таким образом, творческое воображение можно рассматривать как один из специфических и важных видов воображения, при котором человек генерирует новые идеи и образы, обладающие ценностью и значимостью для общества и культуры, а также воплощаемые в оригинальные и незабываемые продукты его деятельности.
Современное общество, в котором мы живем, характеризуется динамичным и стремительным прогрессом в области науки, техники и информационных технологий, что в свою очередь кардинально и существенно изменяет жизнь и быт людей. Для успешного и уверенного движения вперед нашей стране необходимо иметь активных граждан с новым мышлением, обновленными мотивациями и активной жизненной позицией, готовых к изменениям. Такие изменения в нашем обществе требуют масштабного преобразования и улучшения образовательной системы, как таковой. Школа, как важнейший институт, должна быть подготовлена к тому, чтобы эффективно готовить детей к реальной жизни, и одно из важнейших направлений работы — это развитие творческого воображения учащихся. Это не только способствует формированию их индивидуальности, уникальности, но и развивает инициативность и самостоятельность в принятии решений, а также уверенность в собственных силах и возможностях.[24]
Хотя развитие творческого воображения является важной и неотъемлемой задачей на всех уровнях школьного обучения, особенно значимым и актуальным этот процесс становится в младшем школьном возрасте. Считается, что именно в этот период наиболее благоприятно развивать воображение и творческие способности детей, что необходимо для гармоничного развития личности. К моменту поступления в школу дети должны освоить многочисленные возможности создания новых образов и преобразования существующих, что, в свою очередь, имеет решающее значение для успешного изучения многих предметов, таких как математика, чтение, рисование и основы окружающего мира. Однако не все младшие школьники обладают хорошо развитым и активным воображением, что может вызывать определенные сложности: ребенку сложно составить творческие рассказы или найти оригинальное решение задачи, поэтому ему может потребоваться помощь при описании объектов или выполнении творческих заданий, что может стать препятствием на пути к развитию. Чтобы предотвратить такие трудности и затруднения, необходимо постоянно и систематически заниматься развитием воображения детей младшего школьного возраста. Этот важный и ответственный этап их жизни предлагает уникальные и многогранные возможности для дальнейшего улучшения воображения, поскольку в это время активно формируется учебная деятельность. Специальные упражнения и задания, которые напоминают школьные, эффективны для этой цели и могут быть выполнены даже в домашних условиях с максимальным комфортом.[18]
Воображение у детей, как правило, начинается формироваться в игре и зачастую неразрывно связано с восприятием объектов и их игровыми действиями. К 6-7 годам у детей уже имеется возможность опираться на такие предметы, которые не имеют прямого сходства с тем, что они символизируют. Большинство детей предпочитают не реалистичные игрушки, такие как самодельные или символические, которые позволяют развивать фантазию и творческие наклонности, в отличие от громоздких и слишком реалистичных предметов. Родители, которые охотно дарят своим детям такие игрушки, могут совершенно непреднамеренно сдерживать их развитие, лишая возможности делать самостоятельные и неожиданные открытия в игре. Как правило, детям нравятся маленькие и простые игрушки, которые можно адаптировать к различным играм и сценариям. Наконец, одно и то же предмет — пусть это будет простая палочка — может выполнять множество разных ролей в играх, например, быть и ружьем, и лошадкой одновременно.
Постепенно необходимость в символической поддержке исчезает, и начинается важный процесс интериоризации, когда ребенок начинает играть с абстрактными концепциями, выдумывая новые значения и действия с ними в своем воображении, без необходимости реального взаимодействия с предметами. Это и является расцветом воображения как уникального психического процесса, который играет важнейшую роль в развитии личности.[14]
У детей младшего школьного возраста есть свои уникальные и отличительные черты воображения. На этом этапе наблюдается активизация сначала воссоздающего, а затем и творческого воображения, при этом основное внимание уделяется сознательным намерениям, что делает воображение более произвольным и гибким. В течение долгого времени в психологии существовало мнение, что воображение является «врожденным» и наиболее активно в детстве, затем оно угасает с возрастом. Однако Л.С. Выготский опровергает это распространенное утверждение, подчеркивая, что все образы воображения, какими бы причудливыми и необычными они ни были, в конечном итоге основаны на реальных впечатлениях и жизненном опыте. Опыт детей, как правило, меньше, чем у взрослых, и поэтому говорить о том, что воображение детей более богатое и изобильное, нельзя. Дети, обладая недостатком опыта, могут по-своему интерпретировать события, сталкиваясь часто с оригинальными и неожиданными подходами в своих интерпретациях.
Младший школьный возраст считается наиболее подходящим, комфортным и благоприятным для развития творческого воображения и фантазии. Игры и беседы детей ярко отражают силу их воображения, порой превращаясь в настоящие буйства фантазии, когда границы реальности и вымысла смешиваются, а образы воображения переживаются детьми как абсолютно реальные и осязательные.[25]
Воображение младших школьников в контексте учебной деятельности часто основывается на восприятии, а не на представлении образов. Например, когда учитель задает задачу, требующую концептуального представления ситуации — такой как задача об арбузах и барже — детям необходимы визуальные опоры для более глубокого и полного понимания. Порой полезно предоставить рисунки или модели, которые помогут им лучше представить себе условия задачи и решить её.
Л.Ф. Берцфаи выделяет ключевые характеристики продуктивного воображения, которые в свою очередь помогут детям успешно адаптироваться к школьному обучению. Среди них можно отметить: способность воспроизводить принципы построения и развития вещей, видеть целостные образы, тенденция к выходу за рамки заданных условий и к постановке новых целей.
Творчество детей, следует отметить, зависит от двух факторов: субъективного — развития их физиологических и психологических особенностей, и объективного — воздействия окружающего мира, включая культурный контекст. Наиболее ярко и свободно воображение младших школьников проявляется в играх, рисовании и сочинении сказок. В их творчестве можно наблюдать разнообразные и многогранные проявления воображения: от воссоздания реальной действительности до создания фантастических образов и ситуаций, полных приключений и чудес. Однажды сочиняя истории, дети могут заимствовать известные сюжеты и образы, иногда не осознавая этого, однако порой они умышленно комбинируют и гиперболизируют известные элементы, создавая что-то совершенно новое и оригинальное.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азарова, Л. Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников / Л. Н. Азарова: Начальная школа, 2017. – №4. – С. 80 – 81.
2. Брушлинский, А. В. Психология мышления и проблемное обучение / А. В. Брушлинский. – Москва: Знание, 2017. – 96 с.
3. Ванник, М. Э. Развиваем творческое воображение у детей / М. Э. Ванник // Наши дети – 2019. – № 4. – С. 20 – 22.
4. Ветрук, Н. Р. Особенности развития творческого воображения с использование нетрадиционных техник рисования на занятиях в детском саду / Ветрук Н. Р. – Дошкольное воспитание, – 2020. – 125 с.
5. Винокурова, Н. К. Развитие творческих способностей учащихся / Н. К. Винокурова – М, 2018. – 79 с.
6. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский – СПБ: СОЮЗ, 2018. – 300 с.
7. Выготский, Л. С. Кризис семи лет / Л. С. Выготский – М, 2017. – 385 с.
8. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский – М, 2019. – 93 с.
9. Гречко, С. А. Развитие воображения младшего школьника. URL: https://urok.1sept.ru/articles/213863. (дата обращения: 23.04.22).
10. Давыдов, В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте / В. Давыдов. – Возрастная и педагогическая психология – М, 2019. – 288 с.
11. Дружинин, В. Н. Психология творчества. / В. Н. Дружинин // Психологический журнал. – 2017. – Том № 26. – № 5. – С. 101 – 109.
12. Дьяченко, О. М. Развитие воображения / О. М. Дьяченко - М, 2019. – 235 c.
13. Ефросинина, Л. А. Литературное чтение. 2 класс / Л. А. Ефросинина. – М: Вентана – Граф, 2020. – 176 с.
14. Заика, Е. В. Комплекс игр для развития воображения / Е. В. Заика // Вопросы психологии. – 2020. – № 2. – С. 54 - 58.
15. Иванова, Л.И. Развитие творческих способностей школьников / Л. И. Иванова // Начальная школа. – 2018. – № 11. – С. 123 – 126.
16. Игнатьев Е. И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения / Е. И. Игнатьев – Вып. 76. М, 2018. – 167 c.
17. Имаметдинова, Р. Я. Креативные способности детей и влияние творческих занятий на их развитие / Р. Я. Имаметдинова // Одаренный ребенок. – 2021. - № 6. – С. 99 - 101.
18. Кириллова Г. Д. Начальные формы творческого воображения у детей / Г. Д. Кириллова - Дошкольное воспитание, 2019. – 15 с.
19. Ковалько, В. И. Младшие школьники после уроков / В. И. Ковалько. – М: Эксмо, 2017. – 334 с.
20. Кравцова, Е. Развитие воображения / Е. Кравцова // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 12 – С. 15 – 20.
21. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей / Н. Л. Кряжева – Ярославль: Академия развития, 2017. – 205 с.
22. Кубасова, О. В. Любимые страницы, методические рекомендации по литературному чтению 3 класс / О. В. Кубасова. – М: 2019. – 207 с.
23. Кубасова, О. В. Любимые страницы, учебник для 3 класса / О. В. Кубасова – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2019. – 176 с.
24. Кубасова, О. В. Прием драматизации на уроках чтения / О. В. Кубасова // Начальная школа. – 2017. – № 12. – С. 30 – 34.
25. Лазарева, С. Ю. Развитие творческих способностей ребенка младшего школьного возраста / С. Ю. Лазарева. – М, 2018. – 178 с.
26. Львов, М. Р. Школа творческого мышления / М. Р. Львов. - «Просвещение»: М, 2020. –345 c.
27. Натадзе Р. Г. Воображение как фактор поведения Хрестоматия по психологии. / Р. Г. Натадзе – М., 2019. – 186 с.
28. Немов, Р. С. Психология. Учебник для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Р. С. Немов. – М.: ВЛАДОС, Кн.1.: Общие основы психологии, 2021. – 688 с.
29. Никольская, И. М. Психологическая защита у детей / И. М. Никольская, Р. М. Грановская. – СПб: Речь, 2019. – 517 с.
30. Палашна, Т. Н. Развитие воображения в русской народной педагогике / Т. Н. Палашна // Дошкольное воспитание. – 2021. – №6. – С. 69 - 72.
31. Рибо, Т. А. Творческое воображение / Т. А. Рибо. – М: Книга по требованию, 2017. – 328 с.
32. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб: Питер, 2018. – 712 с.
33. Савенков, А. И. Одаренные дети в детском саду и школе. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / А. И. Савенков. – М.: Издательский центр Академия, 2019. – 232 с.
34. Столяренко, Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. – Ростов н/Д.: Издательство: Феникс, 2019. – 365 c.
35. Субботина, Л. Ю. Развитие воображения у детей / Л. Ю. Субботина – Ярославль, 2020. – 138 с.