Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В обществе власть проявляется в отношениях между людьми. Эти отношения, как правило, характеризуются подчинением воли одних субъектов воле других. Никогда нельзя забывать, что одним из важ-нейших признаков государства является наличие публичной политической власти. Власть придает обществу целостность, а так же является важным фактором организованности и дисциплинированности. Вопрос о власти все-гда актуален, потому, что власть во всех сферах жизнедеятельности людей выступает в качестве организующего и направляющего начала. Ни одно об-щество не может существовать без власти, и прежде всего в ней нуждается государство. Актуальность так же связана с социально-политическими изме-нениями, происходившими в Российской Федерации в последние десятиле-тия.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ И ЕЕ МЕСТО В МЕХАНИЗМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
1.1 Сущность принципа разделения властей
Современные демократические государства основывают свою систему государственной власти на принципе разделения властей, который включает в себя законодательную, исполнительную и судебную ветви. Этот принцип, закрепленный в конституциях большинства стран, является ключевым для обеспечения баланса и гармоничного взаимодействия между различными органами власти. Цель разделения властей — создать условия, при которых различные политические интересы могут быть реализованы без доминирова-ния одной ветви над другой. Такой подход способствует более эффективному управлению государством и укреплению демократических основ общества. Принцип разделения властей нашла конституционное закрепление в боль-шинстве современных демократических государств .
Современные исследователи подчеркивают, что принцип разделения властей, с одной стороны, является динамичной политико-правовой концеп-цией, эволюционирующей в ответ на общественные нужды. С другой сторо-ны, это важный конституционный принцип, лежащий в основе структуры государственного управления .
Принцип разделения властей, как фундаментальный механизм в дея-тельности государственной власти демократического общества, представляет собой «систему конституционных и правовых норм, регулирующих разделе-ние государственной власти на законодательную, исполнительную и судеб-ную и механизмы их взаимодействия» . Как отмечает А.А. Молочков «он предполагает не только разделение, но и сбалансированное взаимодействие различных ветвей власти» . Этот метод организации государственной власти предполагает её деление на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. При этом сохраняется единое начало власти, исходящее от народа страны. Важным аспектом является создание механизмов кон-троля, которые гарантируют согласованное управление в ключевых направ-лениях деятельности государства .
При этом сохраняется различие взглядов на равенство и верховенство отдельных ветвей (институтов) власти . Часть ученых настаивают на равен-стве ветвей власти, как принципиальном условии эффективного развития ме-ханизма разделения властей . Представители второй точки зрения вслед за Дж. Мэдисоном и А. Гамильтоном настаивают на верховенстве законода-тельной власти в правовом государстве . Сторонники третьей точки зрения говорят о том, что на практике главенствующую роль в существенной части современных государств имеет исполнительная власть . Современные модели управления государствами демонстрируют, что все перечисленные методы имеют практическое значение. Системы государственного управления в разных странах постоянно подтверждают эффективность различных под-ходов, применяемых в их практике. Эти методы доказали свою жизнеспособ-ность и значимость, адаптируясь к требованиям времени и особенностям конкретных государств. Таким образом, они стали неотъемлемой частью успешной работы правительственных институтов, показывая свою актуаль-ность и применимость в различных условиях.
1.2 Судебная власть и ее место в механизме разделения власти
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, в стране дей-ствует система сдержек и противовесов. Это находит отражение в разделении власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Для обычного гражданина России суд представляет собой государственный ор-ган, который служит последним бастионом справедливого и беспристрастного рассмотрения дел.
А судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В соответствии с ч.1 ст.11 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»: Судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе .
Систематизация специальных гарантий независимости судей может быть представлена двумя основными категориями: конституционные и отраслевые гарантии.
Конституционные гарантии обеспечивают фундаментальную правовую защиту принципа независимости судей, закрепленного в Конституции РФ. Они представляют собой высшую юридическую основу, направленную на поддержание и защиту данного принципа.
Отраслевые гарантии, в свою очередь, содержатся в нормах текущего законодательства, которые развивают и конкретизируют положения Конституции. Эти гарантии обеспечивают соответствие всех нормативно-правовых актов страны основному закону, поддерживая независимость судебной системы. Таким образом, оба вида гарантий играют ключевую роль в обеспечении независимости судей в России.
1.3 Система, структура и правовой статус судебных органов Российской Федерации
На современном этапе российская судебная система, в соответствии с положениями вышеупомянутого нормативного правового акта, включает в себя две структурных части: федеральные суды и конституционные (устав-ные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации.
В свою очередь, к числу федеральных судов относятся:
1. Конституционный суд РФ.
Данный судебный орган представляет собой высший орган правосудия, орган конституционного контроля, который призван самостоятельно и неза-висимо осуществлять судебную власти на территории российского государ-ства посредством конституционного судопроизводства. Полномочия указан-ного судебного органа, равно как порядок его создания и дальнейшего функционирования регламентирован положениями специального федераль-ного конституционного закона .
2. Верховный суд РФ.
Законодательно установлено, что данный судебный орган является высшим по рассмотрению гражданских, уголовных, административных, эко-номических дел (одновременно может выступать и в качестве суда первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанций), призванный также осуществлять и судебный контроль за деятельностью всех судебных органов, давать разъяснения по вопросам применения действующего российского за-конодательства в рамках сформированной судебной практики (например, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2015 № 58 «О прак-тике назначения судами российской федерации уголовного наказания», иные). Полномочия указанного судебного органа, равно как порядок его со-здания и дальнейшего функционирования регламентирован положениями специального федерального конституционного закона .
2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 Основные проблемы судебной системы Российской Федерации
Судебной системе Российской Федерации, как и любой системе присуще свои достоинства и недостатки. Стоит отметить, что судебная система Рос-сийской Федерации не является исключением. Судебная система Российской Федерации постоянно совершенствуется и развивается, но эти преобразова-ние имеют постепенный, длительный характер. В настоящее время судебная система Российской Федерации остается несовершенной, некоторые пробле-мы она преодолела, но все же, ей присущи некоторые недостатки и недочеты.
Главной проблемой судебной системы Российской Федерации на сего-дняшний день является отсутствие качественного получения информации в сфере правосудия. А именно, отсутствуют необходимые системы получения правовой информации. Незнание Закона, нехватка квалификации, малообра-зованность населения, именно в юридической сфере, все это приводит к тем последствиям, которые мы вынуждены наблюдать сейчас. Стоит заметить и тот факт, что не каждый обладает возможностью обратиться за квалифици-рованной юридической помощью для того, чтобы грамотно составить иско-вое заявление, понять в какой суд необходимо обратится за восстановлением нарушенных прав. Помимо этого, наблюдается несоблюдение досудебного порядка, некачественно и некорректно составлены правовые документы и прописанные в них права требования и множество иных аспектов, которые способствуют затягиванию судебного процесса, возвращению искового заяв-ления.
Помимо этого, в сфере правосудия преобладают и проблемы с уведом-лением сторон, что позволяет некоторым участникам спора уклоняться от явки в суд, не нарушая закона. Чаще всего это измененное место жительства, прописка по иному адресу и недостоверные сведения о месте своего прожи-вания, а также ненадлежащее получение уведомлений.
2.2 Проблемы организации системы судебной власти в Российской Феде-рации
Система судебной власти в Российской Федерации сталкивается с не-сколькими существенными проблемами. Так, назрела необходимость фор-мирования более эффективных кадровых и процедурных механизмов для комплектования судейского корпуса. Кроме того, в настоящий момент наблюдается дефицит унифицированных стандартов отбора и подготов-ки судей, что приводит к вариативности уровня профессионализма судебно-го состава. Несмотря на декларацию независимости судебной власти, на практике сохраняется риск давления на судей со стороны других ветвей вла-сти и заинтересованных лиц. Помимо всего прочего, требуется создавать условия, способствующие повышению конкурентоспособности судебной си-стемы, что важно для предотвращения оттока квалифицированных кадров и привлечения новых специалистов.
Как справедливо отметил В. М. Лебедев, судебная власть выполняет две ключевые функции: она не только гарантирует реализацию прав и свобод граждан, но и обеспечивает функционирование других ветвей государствен-ной власти в рамках правового поля, установленного Конституцией РФ . Важность сильной, независимой и ответственной судебной власти трудно переоценить, поскольку без нее невозможно обеспе-чить стабильное социально-экономическое развитие страны.
Основой этого развития являются гарантии прав собственности, ста-бильность хозяйственного оборота, добросовестность и взаимное доверие участников экономических отношений, что, в свою очередь, требует наличия эффективного правосудия. Однако сосредоточение всех высших судебных функций в одном органе — ВС РФ — порождает ряд серьезных вызовов, требующих комплексного анализа и продуманного подхода. Несмотря на очевидное усиление роли ВС РФ как единого высшего судебного органа страны, такая концентрация полномочий вызывает определенные опасения, связанные с эффективностью функционирования судебной системы в целом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одной из ключевых характеристик принципа разделения властей явля-ется наличие системы сдержек и противовесов между различными ветвями власти. Эта система служит для предотвращения злоупотреблений и узурпации власти. Главная цель данного принципа — не допустить сосре-доточения всей власти в руках одного органа или лица. Эффективное функ-ционирование системы взаимных проверок обеспечивает баланс и независимость каждой ветви власти. Благодаря этому удается поддержи-вать демократические устои и защитить общество от диктаторских тенден-ций. Разделение обязанностей и полномочий между законодательной, испол-нительной и судебной властью позволяет сохранить стабильность и правопорядок в государстве.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голо-сованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. — 2020. — 04 июля.
2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1–ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ред. от 16.04.2022) // Собрание Законодательства РФ. 2014. № 2. Ст. 586.
3. Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 № 1–ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» (ред. от 31.07.2023) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. №31. Ст. 3546.
4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138—ФЗ (в ред. от 28.12.2024) // Собрание законодатель-ства РФ. 2002. № 46. Ст. 4542.
5. Федеральный закон от 14.03.2002 № 30–ФЗ «Об органах судей-ского сообщества в Российской Федерации» (ред. от 13.12.2024) // Собрание законодательства РФ. 20.10.2015. №11. Ст. 4321.
Литература
6. Авакьян, С. А. Конституционное право России. Учебный курс: учебное пособие: в 2 т. / С. А. Авакьян. – 6– е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: ИНФРА– М, 2020. – 586 с.
7. Авдеенкова, М.П. Конституционное право РФ: Курс лекций / М.П. Авдеенкова, Ю.А. Дмитриев. – М., 2004. – 432 с.
8. Айбатов М.М. Принцип разделения властей в государственно– политической системе России: историко– правовой анализ / М.М. Айбатов // Юридический вестник ДГУ. – 2020. – Т. 33. – № 1. – С. 9.
9. Апалько, М.С. Понятие и основные признаки судебной власти / М.С. Апалько // Научный Лидер. – 2023. – № 53 (98). – С. 103– 107.
10. Асташкина Е. Н., Курохтина Е С. Конституционный Суд РФ: от-дельные вопросы организации и деятельности / Е.Н. Асташкина, Е.С. Курох-тина // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2017. – № 6 (119). – С. 116.
11. Белая, Н. П. Правовое регулирование деятельности судов общей юрисдикции: современное состояние и перспективы развития / Н.П. Белая // Человек: преступление и наказание. – 2015. – № 4. – С. 123.
12. Власова, И.Э. Конституционная система разделения властей Рос-сийской Федерации / И.Э. Власова, Е.А. Слинько // Аспирантские тетради. Сборник научных статей научно– методического семинара молодых ученых. – Москва, 2020. – С. 45.
13. Догадайло, Е.Ю. Проблемы совершенствования судебной систе-мы Российской Федерации на современном этапе / Е.Ю. Догадайло, С.И. Носов, О.И. Чепунов // Вестник Московского государственного областного университета, 2019. – 30 с.
14. Есиев, Р.К. Формирование концепции разделения властей в Рос-сии: политико– правовые аспекты / Р.К. Есиев // Теории и проблемы полити-ческих исследований. – 2020. – Т. 9. – № 4– 1. – С. 44.
15. Ивакина, Д. С. Роль принципа разделения властей в современном демократическом государстве / Д. С. Ивакина, А. В. Митюхин // Молодой ученый. – 2019. – № 43 (281). – С. 89.
16. Канунникова, Н.Г. К вопросу о теоретических аспектах государ-ственного управления / Н.Г. Канунникова // Административное право и про-цесс. – 2017. – № 12. – С. 20.
17. Козлов, С.С. К вопросу исполнительной власти в системе разде-ления властей / С.С. Козлов // Актуальные вопросы современной науки и об-разования: сборник статей Международной научно– практической конфе-ренции : в 2 ч.. – 2020. – С. 82.
18. Лебедев, В. М. Проблемы становления и развития судебной вла-сти в Российской Федерации: дисс.... д-ра юрид. наук / В.М. Лебедев. – М., 2000. – 366 с.
19. Молочков, А. А. Проблемные аспекты регламентации и реализа-ции принципа разделения властей в современной России / А.А. Молочков // Вестник Белгородского юридического института МВД России. – 2018. – № 3. – С. 30.
20. Носкова, Е. В. О некоторых особенностях реализации полномо-чий Пленума Верховного Суда Российской Федерации / Е.В. Носкова // Уго-ловная юстиция. – 2016. – № 1 (7). – С. 70.
21. Правоохранительные и судебные органы России: учебник / В.С. Авдонкин, В.А. Бобренев, О.Н. Диордиева и др.; под ред. Н.А. Петухова, А.С. Мамыкина. Москва : Российский государственный университет право-судия, 2015. 434 с.
22. Рубинина, Э.Р. Понятие судебной системы современной России: новые подходы / Э.Р. Рубинина // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2016. – № 1 (35). – С. 184.
23. Силкин, И. А. Проблемы развития судебной власти в современ-ной России / И.А. Силкин // Мировая наука. – 2022. – № 2 (59). – С. 83-88.
24. Соломон, П. Г. Угроза судебной контрреформы в России / П.Г. Соломон // Сравнительное конституционное обозрение. – 2005. – № 3 (52). – С. 50-60.
25. Стребкова Е. Г. Система судов общей юрисдикции: проблемы и перспективы развития / Е.Г. Стребкова // Вестник Омского университета. Се-рия «Право». – 2016. – № 4. – С. 130.
26. Хафизов, А. А. Разделение властей в унитарном и федеративном государстве: историко– правовое исследование: дис.... канд. юрид. наук / А.А. Хафизов. – Казань, 2014. – 247 с.
27. Черепанов, В.А. Конституционно– правовые основы разделения государственной власти между РФ и ее субъектами / В.А. Черепанов. – М., 2003. – 231 с.
28. Чиркин, В.Е. Конституционное право зарубежных стран: учеб-ник. 9– е изд., перераб. и доп. / В.Е. Чиркин. – М.: Норма, Инфра– М, 2019. – 478 с.
29. Шабанов, П.Н. О признаках судебной власти / П.Н. Шабанов // Судебная власть и уголовный процесс. – 2017.– № 2. – С.77
30. Широкопояс, Ю. А. Акты суда общей юрисдикции об окончании производства по делу без принятия судебного решения : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Ю.А. Широкопояс. – Краснодар, 2006. – 34 с.
31. Юрченко, А.Д. Понятие и признаки судебной власти в России / А.Д. Юрченко // В сборнике: Научные достижения и открытия 2021. сборник статей XX Международного научно-исследовательского конкурса. – Пенза, 2021. – С. 104– 108.