Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Туризм, в первую очередь, связан с деятельностью организаций и посредников, работающих в сфере путешествий. С ростом популярности массового туризма, число турфирм значительно возросло, что привело к жест-кой конкуренции и необходимости занимать определенные ниши на рынке. Некоторые компании специализируются на конкретных странах или направлениях, другие – на приеме туристов. Существуют фирмы, ориентированные на групповые поездки, и те, кто организует индивидуальные путешествия. Туроператоры формируют готовые маршруты и предлагают их турагентам со скидкой, а турагенты выступают связующим звеном между туроператором и клиентом, предоставляя информацию о различных турах и помогая подо-брать оптимальный вариант.
В связи с этим, развитие туризма в Центральном округе РФ, как перспективном туристическом центре, является приоритетным направлением. Активизация конкурентоспособного туризма в ЦО – важная стратегическая задача. Именно это определяет актуальность настоящего исследования.
Практически все природные ресурсы имеют потенциал для рекреации и туризма, однако уровень их использования варьируется и зависит от спроса на отдых и особенностей конкретного региона. В последнее время наблюдается растущий интерес к природным ресурсам как к средствам для активного отдыха, а также для оздоровительных, профилактических и медицинских целей. Переход России к рыночной экономике поставил новые задачи по эксплуатации курортных зон и развитию природных компонентов для лечебных нужд. Однако при развитии туристической индустрии следует также учитывать культурно-исторические ресурсы региона. К ним относятся различные достопримечательности, архитектурные памятники, музеи, церкви и другие объекты. Центральная Россия является экономическим центром страны, где проживает около 55 миллионов человек. Основные города региона – Москва, Ярославль, Тула и Воронеж. Центральная Россия всегда привлекала туристов и пользуется большой популярностью. Здесь можно найти отдых на любой вкус: активный, экскурсионный, санаторно-курортный и другие виды. По количеству разнообразных достопримечательностей Центральная Россия не уступает зарубежным регионам, а в некоторых аспектах даже превосходит их.
Целью курсовой работы является изучение влияния туризма на экономику страны на примере Центрального округа РФ.
Задачами курсовой работы:
• Изучение влияния туризма на экономику страны
• Оценить развитие туризма в РФ
• Изучить туристические центры Центральной России
• Разработать экскурсионный тур по "Золотому кольцу"
Объект исследования – центральные регионы РФ как привлекательные туристские территории.
Предмет исследования – роль индустрии туризма в экономике страны
Методы исследования: Наблюдение, Изучение документов и других продуктов деятельности, метод абстрагирования, метод сравнения, метод индукции.
Основными источниками информации стали работы: РМАТ, М., «Финансы и статистка», 2024; Зорин И.В., Зорин А.И. Профессиональное образование и карьера в туризме: учебник для вузов, 2024; М.Х. Мескон, М. Альберт «Основы менеджмента», М., «Дело», 2024.
Работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованных источников. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты влияния туризма на экономику РФ; во второй главе дана характеристика индустрии туризма в Центральной России; в 3 главе разработан экскурсионный тур по Золотому кольцу России.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ТУРИЗМА НА
ЭКОНОМИКУ
1.1 Влияние туризма на экономику РФ
Туризм представляет собой временные поездки граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с их постоянного места жительства в целях оздоровления, познания, профессиональной деятельности, спорта, религии и других, без участия в оплачиваемой работе в стране временного пребывания.
Туристская деятельность включает в себя работу туроператоров и турагентов, а также другие виды деятельности, связанные с организацией путешествий [10].
Международный туризм охватывает деятельность, направленную на предоставление разнообразных туристических услуг и товаров, удовлетворяющих культурные и духовные потребности иностранных туристов. Он включает в себя выезд граждан за границу без намерения заниматься там оплачиваемой работой.
В современных условиях международный туризм, как форма между-народных экономических отношений, значительно расширился и оказывает значительное влияние на политические, экономические и культурные связи между государствами [31].
Для международного туризма характерен быстрый рост числа путешественников и резкое увеличение финансовых поступлений от этой сферы. В 2024 году туризм охватил около 450 миллионов человек.
Международный туризм стал важным источником валютных поступлений для многих стран, как развитых, так и развивающихся. Например, до-ля доходов от иностранного туризма в общем объеме поступлений от экс-порта товаров и услуг составляет: в Испании - 35%, в Австралии - 36%, в Греции - 36%, в Швейцарии - 12%, в Италии - 11%, в Португалии - 21%, на Кипре - 52%. В большинстве развивающихся стран иностранный туризм составляет 10-15% доходов от экспорта (например, в Индии, Египте, Перу, Парагвае и Коста-Рике). Однако в некоторых странах этот показатель значительно выше: в Колумбии - 20%, на Ямайке - 30%, в Панаме - 55%, на Гаити - 73% [17].
Наибольшее развитие международный туризм получил в странах Западной Европы, которые занимают более 70% мирового туристического рынка и около 60% валютных поступлений. Примерно 20% приходится на Америку, менее 10% - на Азию, Африку и Австралию в совокупности.
Основными факторами роста международного туризма являются экономический и социальный прогресс. С одной стороны, увеличивается количество деловых и познавательных поездок, с другой - совершенствуются транспортные средства, что приводит к ускорению и удешевлению путешествий. Развиваются межгосударственные связи и культурный обмен, усиливается желание людей лучше понять друг друга
Основные аспекты воздействия туризма на экономику России:
- Доходы на местном уровне;
- Создание новых рабочих мест;
- Развитие новых секторов экономики;
- Инфраструктура для социальных и производственных нужд;
- Центры народных ремесел;
- Уровень жизни местных жителей;
- Приток валюты [5].
Также следует отметить мультипликативный эффект.
В современном мире трудно представить крупный город без ино-странных туристов, которых можно встретить везде: в Париже, Лондоне, Риме, Нью-Йорке, Москве и других уголках планеты. Туристическая отрасль охватывает не только Европу, традиционно считающуюся туристическим центром, но и страны Америки, Африки, Азии и Австралии.
Туристическая индустрия представляет собой совокупность различных средств размещения, транспортных услуг, объектов питания, а также развлекательных, образовательных, деловых, оздоровительных и спортивных услуг. Она включает организации, занимающиеся туроператорской и турагентской деятельностью, а также предоставляющие экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков. Туристическая отрасль располагает развитой материально-технической базой, обеспечивает занятость большого числа людей и взаимодействует со всеми секторами экономики [9].
В более широком смысле туристическую индустрию можно рассматривать как межотраслевой комплекс, который включает: а) пассажирский транспорт (авиационный, водный, автомобильный, железнодорожный) с разветвленной сетью технических служб; б) специализированные туристические компании и предприятия смежных отраслей (например, транспортного машиностроения, топливной промышленности, строительства, местного производства сувениров, пищевой промышленности и сельского хозяйства); в) обширный спектр услуг, которые используют туристы. Туристическая индустрия основывается на материально-технической базе, которая является ключевым элементом для развития организованного туризма [23].
Материально-техническая база туризма включает в себя такие элементы, как туристические компании (туроператоры и турагенты), гостиницы, туристические базы, заведения общественного питания и торговли, транс-портные компании, пункты проката туристического оборудования, бюро по продаже туристических путевок, службы контроля и спасения (посты), туристические клубы и другие подобные организации. Классификация объектов материально-технической базы (МТБ) туризма основывается на трех ключевых критериях: типах предоставляемых услуг, экономических аспектах и формах собственности хозяйствующих субъектов. В целом туристическая индустрия опирается на природные ресурсы, которые должны быть привлекательными для отдыхающих, желательно с нетронутой природой. Природные зоны должны иметь достаточные размеры, чтобы избежать перенаселенности туристами, и быть защищены от различных рисков, таких как загрязнение, отравление растениями и наличие опасных животных или насекомых. Развитие туризма должно происходить в регионах, свободных от стихийных бедствий (наводнений, засух, оползней, землетрясений) [21].
Туризм представляет собой индустрию, охватывающую множество направлений деятельности. Все сегменты туристической отрасли взаимосвязаны и зависят друг от друга. Например, успешность горнолыжного курорта зависит от транспортировки лыжников на склоны, качества размещения, питания и других услуг, предоставляемых туристам во время отдыха. Небольшие предприятия, связанные с горнолыжными курортами, действуют как не-зависимые, но на самом деле их успех зависит друг от друга. Эта взаимозависимость требует совместных усилий, но в то же время они конкурируют за потребительский рынок, что затрудняет сотрудничество. Туризм уже давно стал одной из самых прибыльных и быстро развивающихся отраслей в мировом масштабе, составляя около 10% валового дохода. Динамика роста доходов от туризма подтверждается следующими цифрами: если в 1950 году мировые поступления от туризма составили 2,1 миллиарда долларов США, то в 1998 году они уже достигли 444,7 миллиарда долларов США [8].
Таким образом, во многих странах туризм занимает одно из первых мест среди ведущих отраслей и быстро развивается, имея значительное социальное и экономическое значение. Положительное влияние туризма на экономику государства возможно только при его всестороннем развитии, то есть при условии, что он не превращает экономику страны в экономику услуг. Иными словами, экономическая эффективность туризма предполагает его параллельное и взаимосвязанное развитие с другими отраслями социально-экономического комплекса. Россия пока занимает скромные позиции в международном туристическом обмене, хотя во второй половине 90-х годов наблюдался рост положительных тенденций как в въездном, так и в выездном туризме.
1.2 Современное состояние туризма в Российской Федерации
По состоянию на сентябрь 2024 года, глобальный рынок туристических услуг претерпел значительные изменения в результате пандемии COVID-19. До начала пандемии туризм считался одним из самых быстроразвивающихся секторов мировой экономики. В 2024 году ежегодно более 1,4 миллиарда человек совершали туристические поездки, а общая выручка от международного туризма составила почти 1,5 триллиона долларов США. Однако пандемия оказала серьезное воздействие на туристическую отрасль. Закрытие границ, ограничения на передвижение и введение карантинов привели к рез-кому сокращению числа поездок по всему миру. Многие страны столкнулись с кризисом в сфере туризма, что вызвало убытки и сокращения в этой области [14].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Закон РФ от 05.02.2024г. № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
2. Биржаков М.Б., Введение в туризм. Издательство Торговый Дом «Чер-да», 2024 г. - 192 с.
3. Биржаков М.Б., Никифиров В.И. Аналитическая записка. Состояние и проблемы туризма в Российской Федерации // Под ред. Биржаков М.Б., Никифирова В.И –СПб.: Невский фонд, 2023.-82с.
4. Божавина Р.Н., Этика менеджмента: Учебник. - М.: Финансы и стати-стика, 2024г. - 192 с.
5. Г.А. Карпова, А.Т. Быков Сфера туризма: этапы развития, экономика и управление, М., 2022 – 212 с.
6. Горбунов В.С. Туристический рынок Европы. - М.: Юнити, 2020. - с. 17.
7. Грачева О.Ю., Маркова Ю.А., Мишина А.А., Мишунина Ю.В., Организация туристического бизнесе: технология создания турпродукта, 2022 г. - 46с.
8. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. – М.: Финансы и статистика, 2024.-304с.
9. Е.Н. Ильина Основы туристской деятельности: учебник для вузов, М., 2023г – 502 с.
10. Е.Н. Ильина, «Туризм – путешествия. Создание туристской фирмы Агентский бизнес», М.: РМАТ, 2024.
11. Здоров А.Б. Экономика туризма: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2024. – 272 с.
12. Зорин И.В., Зорин А.И. Профессиональное образование и карьера в туризме: учебник для вузов / И.В. Зорин, А.И. Зорин; Российская международная академия туризма. - М.: Советский спорт, 2023. - 528 с.
13. Иванов, А. А. История российского туризма (IX-XX вв.) : учебное пособие / А.А. Иванов. – Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2020. – 320 с.
14. Игнатьева, И. Ф. Организация туристской деятельности : учебник для вузов / И. Ф. Игнатьева. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 405 с.
15. Ильина Е.Н., Туроперейтинг: стратегия обслуживания. М., 2024 г. - 160с.
16. Квартальнов В. А., Туризм. Издательство «Финансы и статистика» , 2023 г. - 320с.
17. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2024. – 320 с.
18. Кужель, Ю. Л. Туристское страноведение. Центральная и Южная Европа (Албания, Венгрия, Хорватия, Словения) : учебник для вузов / А. А. Крючков, А. Г. Граве ; под редакцией Ю. Л. Кужеля. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 400 с.
19. Лежнин, В. В. Инновационная деятельность на предприятии туризма : учебное пособие / В. В. Лежнин. – Йошкар-Ола : Поволжский государственный технологический университет, 2022. – 104 с.
20. Лысакова, Л. А. Tourismus. Туризм : учебное пособие / Л. А. Лысакова, Е. М. Карпова, Е. Н. Лесная. – 3-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2020. – 145 с.
21. М.Х. Мескон, М. Альберт «Основы менеджмента», М., «Дело», 2021. – с 67.
22. Макринова, Е. И. Технологии продаж в туризме и гостеприимстве : учебное пособие / Е. И. Макринова, Т. Ю. Симонова, Е. О. Святая. – Москва : Директ-Медиа, 2022. – 180 с.
23. Материалы научной конференции "Молодые научные работники - географической науке" 27-28 октября, Киев 2024.
24. Морозов, М. А. Экономика организации туризма : учебник для вузов / М. А. Морозов, Н. С. Морозова. – 5-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 291 с.
25. Мотышина, М. С. Менеджмент туризма : учебник для среднего профессионального образования / М. С. Мотышина, А. С. Большаков, В. И. Михайлов ; под редакцией М. С. Мотышиной. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 282 с.
26. Овчаров, А. О. Экономика туризма : учебное пособие / А.О. Овчаров. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 253 с.
27. РМАТ, М., «Финансы и статистка», учебное пособие. – М.: ПИ-ФАГОР, 2024.-5с.
28. Сенин В.С., Введение в туризм, М., 2023 г. - 245с.
29. Фролова Т.А. Экономика и предпринимательство в сфере социально-культурного сервиса и туризма. М.: Приор, 2024. – 24 с.
30. Чудновcкий А.Д., Жукова М.А., Сенин В.С. Управление индустрией туризма: Учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2024. - 448 с.
31. Чудновский А.Д., Жукова М.А. Управление индустрией туризма России в современных условиях: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2021.-416с.