Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современный этап экономического и социального развития, изменения, которые переживает в настоящее время Россия, приводят к многогранным изменениям в системах ценностей всех социальных групп общества, среди которых особое место занимает молодежь.
Молодежь, проходящая этап формирования социально гражданской компетентности, как особая социально-демографическая группа в возрасте от 14 до 30 лет, составляет примерно пятую часть населения страны. Передавая по наследству и воспроизводя существующие общественные отношения, молодое поколение обеспечивает сохранение целостности общества, участвуя в его преобразовании на основе своего инновационного потенциала.
Реализация социальной роли молодежи напрямую зависит от заинтересованной и целенаправленной политики государства, направленной на обеспечение эффективной работы всех институтов формирования социально гражданской компетентности. Важность этой функции государства в наше время резко возросла из-за фундаментальных социально-экономических, политических и социокультурных изменений, которые, в свою очередь, вызывают напряженность среди молодежи.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Проблема исследования - выявить условия реализации роли общественных организаций и объединений в формировании социально-гражданской компетенции у обучающихся.
Объектом исследования являются особенности реализации роли общественных организаций и объединений в формировании социально-гражданской компетенции у обучающихся.
Предметом исследования является формирование социально-гражданской компетенции у обучающихся.
Цель исследования: выявить эффективные условия реализации роли общественных организаций и объединений в формировании социально-гражданской компетенции у обучающихся.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть формирование гражданской компетентности личности как актуальная задача современного образования.
2. Описать факторы социализации молодежи.
3. Дать оценку формированию гражданской позиции молодёжи в рамках деятельности детских объединений и детских общественных организаций.
4. Проанализировать роль общественных объединений в формировании активной гражданской позиции молодёжи.
Для решения поставленных задач были определены следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научных данных, освещённых в научных источниках.
§1. Формирование гражданской компетентности личности как актуальная задача современного образования
Формирование гражданской позиции и социальной активности учащихся является одной из важнейших задач современного образовательного процесса. Основная цель формирования социальной активности студентов связана с формированием гражданина, личности, способной полноценно жить в новом демократическом обществе и быть максимально полезной этому обществу.
Каким гражданином будет сегодняшний ученик? Роль воспитательной работы учителей в этом процессе не следует недооценивать. В.А. Сухомлинский писал, что в наши дни трудно воспитывать человека, особенно подростков. Это сложно, потому что помимо школы они получают много знаний из других источников, все это нужно осмыслить и переварить.
Формирование гражданской позиции связано со способностью этого понятия. А.В. Петровский определяет социальную активность как активную жизненную позицию человека, которая выражается в его идейной целостности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела [12].
В педагогической науке концепция социальной активности личности в последние годы изменилась. Н.В. Савин определял социальную активность как общественно-политическую деятельность, представляющую собой сложное морально-волевое качество, включающее интерес к общественной работе, ответственность при выполнении поручений, трудолюбие и инициативность, требовательность к себе. себя и товарищей, готовность помогать другим в выполнении общественных поручений, организаторские способности органично сочетаются.
И.Ф. Харламов определяет развитие социальной активности студента как процесс целенаправленного воздействия на него, в результате которого он приобретает необходимый для жизни в обществе социальный опыт и активно взаимодействует с принятой обществом системой ценностей, формируется устойчивая система установок по отношению к определенным аспектам действительности, формируемая в процессе обучения. проявляется в соответствующем поведении и действиях. Последнее определение социальной активности является более полным и отвечает требованиям сегодняшнего дня.
Каково содержание основных социальных характеристик человека? Важнейшим из них является жизненная позиция (гражданственность), которая проявляется в личном участии во всем, что происходит в обществе, в стране и в мире.
Жизненная позиция - это внутренняя установка, ориентированная на определенный образ поведения, вытекающая из идейных, морально-психологических особенностей человека и отражающая его субъективное отношение к обществу. Оно имеет практическую направленность, проявляется в реальном поведении человека. Жизненная позиция может быть активной или пассивной. Активная позиция предполагает бережное отношение к реальности, постоянное желание ее изменить. В пассивной позиции человек воспринимает готовые взгляды, ценности и модели поведения, не анализируя их, выбирает "линию наименьшего сопротивления" и следует привычным проторенным жизненным путям. Это связано с отказом от инициативы и всеми усилиями, направленными на изменение окружающей среды.
Не всякая деятельность человека соответствует его активной позиции. Социальная активность человека предполагает не консенсуальное, а критическое отношение к реальности, а значит, у него есть постоянная потребность самостоятельно осмысливать происходящее в стране и мире, стремление сделать жизнь лучше. Пассивный образ жизни не обязательно означает бездействие. Его также может заполнить добросовестный ученик, получающий только отличные оценки. Суть такой позиции - боязнь нового, ориентация на стереотипы мышления и неприятие собственной инициативы. Пассивное отношение может даже сопровождаться позитивным отношением к прогрессивным инновациям, но только в том случае, если они санкционированы свыше и вам не нужно за них бороться, рисковать и нести ответственность. Составляющими активной гражданской позиции являются социальная активность, гражданское сознание и гражданские качества [15].
Социальную активность можно определить как осознанное, творческое отношение к труду и общественно-политической деятельности, ведущее к глубокой и полной самореализации личности. Активизм рассматривается как гармоничное сочетание трудовой и общественно-политической деятельности. Активная жизненная позиция предполагает глубокие знания, всесторонне развитые навыки и гражданственность. Социальная активность понимается как сознательная деятельность, основанная на глубоком знании законов социального развития.
Гражданское самосознание человека развивается на основе его жизненной ситуации: осознания, оценки своих знаний, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостной оценки себя как личности, как чувствующего и мыслящего существа, осознающего себя как члена общества. Понимание учеником своего внутреннего мира зависит от его социального отношения к самому себе.
Гражданские качества формируются под влиянием социальной среды и собственных усилий индивида в специально созданных условиях. Чувство любви к родине, чувство ответственности за свои поступки и поступки, инициативность и самостоятельность играют важную роль в воспитании этих качеств, которые связывают и развивают потребности и позитивные мотивы учащихся с этими качествами.
Таким образом, гражданская позиция формируется под влиянием условий, в которых находится человек, и реализуется через социальную активность, личностную эффективность и проявления своих гражданских качеств в общественной деятельности.
Активная гражданская позиция предполагает заинтересованность в общественной работе, инициативность, трудолюбие, осознание личной значимости, организаторские способности. О социальной активности и гражданских качествах подростка (основных составляющих активной гражданской позиции подростка) также можно судить по позиции, которую он занимает при обсуждении и оценке дел в коллективе, по тому, как он относится к критике и оценкам. Показателем уровня гражданского самосознания подростков является способность к саморефлексии и адекватной оценке себя [13].
Задача превращения человека в активного гражданина связана с формированием сложного комплекса взаимодействий человека с внешним миром и обществом, с определением его положения в обществе в соответствии с гуманистическими идеалами и принципами.
Формирование у молодежи активной гражданской позиции - это сложный процесс развития целостной личности, характеризующийся социальной активностью и инициативой, органичным сочетанием личностных и гражданских ценностей, предполагающий осознание себя гражданином и активным участником общественной жизни.
Эффективность мер по формированию активной гражданской позиции студентов в современном обществе можно отнести к этапам формирования личности, выделенным Д.И. Фельдштейном.
Первый этап - это уверенность в себе.
Второй этап - это формирование личностных качеств - готовности к выбору.
Третий этап - это готовность проявить свое "я".
Четвертый этап заключается в использовании возможностей окружающей среды для собственного развития.
Таким образом, активная гражданская позиция - это приобретенное качество, которое развивается и совершенствуется на протяжении всей жизни человека. Это качество не приобретается раз и навсегда, оно варьируется в зависимости от условий, в которых находится человек.
С самого детства каждый ребенок должен чувствовать себя активным участником жизни общества. Для этого ему необходимо приобрести реальный опыт гражданской активности, реализовать свои права и обязанности перед Отечеством, своей Малой Родиной, своим обществом, самим собой, развить чувство ответственности за свои действия.
Деятельность педагога по формированию активной гражданской позиции заключается в определении форм и методов взаимодействия, помощи детям найти себя в жизни, самоопределиться, привитии навыков, которые помогут им успешно функционировать в меняющемся мире, помогут им освоить профессию. Мышление, действие, характер, судьба, мечта - это шаги, которым следует каждый. Но о чем будет думать будущее поколение? Что он должен чувствовать, как он должен действовать, каковы его ценности, его отношение к своей стране? Формирование гражданской позиции начинается в раннем детстве, в семье и в школе и происходит не внезапно, не за один час. Позиция каждого человека - это не сиюминутное настроение или мнение. Это результат долгих усилий всех тех, кто работал над формированием мыслей, души и жизненной позиции человека [2; 28].
Гражданское воспитание в общеобразовательных школах осуществляется последовательно на всех уровнях.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании"// СПС Консультант Плюс.
2. Федеральный закон от 14 апреля 1995 года N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // Консультант Плюс. Законодательство. Версия Проф.
3. Федеральный закон от 28.06.1995 N 98-ФЗ (ред. от 22.08.2004) "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" (принят ГД ФС РФ 26.05.1995)// КонсультантПлюс. Законодательство. Версия Проф.
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р. «Стратегия государственной молодёжной политики в Российской Федерации» // Консультант Плюс. Законодательство. Версия Проф.
5. Агишев, Р.А. Правовое регулирование взаимодействия общественных объединений и органов государственной власти в сфере защиты прав человека // Базис. 2018. № 2 (4). С. 81–86.
6. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений - 5-е изд., испр. и доп./ Г.М. Андреева. - М.: Издательский дом «Аспект Пресс», 2003. -267 с.
7. Байков Н.М., Березутский Ю.В. Государственная молодежная политика: социологический аспект. // Вопросы социологии. - 2004. № 4. - С.8-11.
8. Бакиров, О.Б. Формирование активной социальной гражданской компетентности у подростков, склонных к преступности и правонарушениям // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2020. № 8. С. 38–41.
9. Бейсенбаев А.А. Воспитывая гражданина, формируя мировоззрение. Книга для учителя. – Алматы Просвещение, 1986. – 207 с.
10. Белоусова О.В., Галстукова О.В. Социальный педагог в школе: Учеб. Пособие./ О.В. Белоусов.- М.: Перспектива, 2008. - 53 с.
11. Волосков И.В. Особенности социализации учащейся молодежи // Социологические исследования. - 2009. № 6. С. 107-109.
12. Газман О.С., Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя). -М.: Академия, 1992. - 70 с.
13. Голобоков, А.С., Авадень Е.А. Роль молодежных общественных объединений в современной России // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. T. 6. № 2 (19). С. 305–308.
14. Горяева Т.Н. Социализация молодежи. // Аспирант и соискатель. 2006. №2, С.164-169.
15. Грибанов, В.В., Грибанова Г.И. Самодеятельные молодежные. Л., 1991. 310 с.
16. Гюлджян, А.Г. Роль общественных организаций в реализации социальных прав граждан // Молодой ученый. 2019. № 52 (290). С. 228–229.
17. Дербенев Д.П.Социальная адаптация подростков. // Социальный журнал. 1997. №1/2, С.35-39.
18. Емчура Е.Г. Современная молодежь и каналы ее социализации. Вестник московского университета. // Социология и политология. 2006. №3, С.135-141.
19. Жарова Л.А. Ежегодный доклад комитета по молодежной политике // Социологические исследования. 2008. № 12, С. 32-35.
20. Ильинский, И.М. Луков В.А. О перспективах развития организованного молодежного движения в России (социальнофилософские, социологические, политико-правовые аспекты) // Знание. Понимание. Умение. 2016. № 1. С. 5–28. https://doi.org/10.17805/zpu.2016.1.
21. Караев А.М. Социализация молодежи: Методологические аспекты исследования. //Гуманитарные и социально-экономические науки. 2005 №3, С. 124-128.
22. Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. - М.: Просвещение, 1983. – 185 с.
23. Ковалева Т.В., Степанов С.П. Подростки смутного времени. К проблемам социализации молодежи. // Социологические исследования. 1998. №8, С. 87-93.
24. Коренева, Е.Н., Киреев М.Н., Киреева Н.В. Деятельность региональных общественных объединений по формированию социальной активности молодежи // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2015. № 1. С. 259–262.
25. Лисовский В.Т. Опыт сравнительных социальных исследований молодежи // Социологические исследования. 2002. №7, С. 38-42.
26. Маршак А.В. Особенности социальных связей социально-дезориентированной молодежи // Социологические исследования. 2006. №12, С.79-83.
27. Материалы Научной сессии, г. Волгоград, 16-30 апр. 2007 г. Вып 2. Философские и социальные науки/ВолГУ/ Отв. ред. Н. В. Омельченко. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2007. - С. 206.
28. Молодежь и социальное управление: Сб. научн. Ст. /ВИМПСР; ВГПУ; КДМ. - Волгоград: Перемена, 1995. - С. 120.
29. Молодежь и формирование гражданского общества в России: Материалы Второй Общероссийской научно-практической конференции 5-6 октября 2006 / ВИБ. - Волгоград: «Панорама», 2006. - С. 784.
30. Молодежь России: социальные ориентации и жизненные пути / Под ред. Чередниченко Г. А. - Спб.: Изд-во РХГИ, 2004. - С. 504.
31. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Социальная педагогика"./ А.А. Мудрик.- М.: Академия, 2007. - 198 с.
32. Мясищев В. Н. Структура личности и отношений человека к действительности // Доклад на совещании по вопросам психологии личности. — М., 1956. — С. 18–21;
33. Роль молодежных и детских общественных организаций в позитивной социализации подростков и молодежи: Инф.-метод. бюллетень / Комитет по делам молодежи администрации Волгограда. - Волгоград: «Колибрис Плюс», 2004. - 65с.
34. Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России. //Социс. 2004. №5, С. 90-95.
35. Самыгин П.С. Девиантное поведение молодежи./ П.С. Самыгин. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2006. - 441с.
36. Социология молодежи: Учебное пособие. /Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2001. - 576с.
37. Топилина Е.С. Особенности социализации молодого поколения в современной России. //Гуманитарные и социально-экономические науки. 2006. №3, С.140-144.
38. Шабанова, Т.В. Гражданская позиция как фактор социализации личности // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2015. № 44. С. 129–131.
39. Штинова Г.Н., Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н. Социальная педагогика: Учебник для вузов. / Г. Н. Штинова.- М.: Владос, 2008. - 448 с. Периодические издания:
40. Щуркова Н. Е. Воспитание социально активной жизненной позиции школьника в учебной деятельности // Формирование активной жизненной позиции школьников в учебной и трудовой деятельности. — М., 1980. — С. 32.