Фрагмент для ознакомления
2
Современная организация не может эффективно функционировать без надлежащей информационной поддержки. Анализ информационных систем (ИС) является критически важным процессом для понимания текущего состояния информационной инфраструктуры предприятия, выявления проблем и определения путей совершенствования.
Информационная система (ИС) представляет собой формальную, социотехническую, организационную систему, предназначенную для сбора, обработки, хранения и распространения информации с целью поддержки принятия решений и контроля в организации. С технической точки зрения, ИС можно определить как набор взаимосвязанных компонентов, которые собирают (или извлекают), обрабатывают, хранят и распространяют информацию для поддержки организационных функций.
В более широком понимании, информационная система – это интеграция компонентов для сбора, хранения и обработки данных, включающих цифровые продукты, которые обрабатывают данные для облегчения принятия решений, предоставления информации и содействия формированию знаний [6]. Важно подчеркнуть различие между данными и информацией: данные представляют собой необработанные факты, отражающие события, происходящие в организациях или физической среде, в то время как информация – это данные, преобразованные в форму, которая является значимой и полезной для человека.
Основная цель каждой информационной системы заключается в преобразовании данных в полезную и значимую информацию. Помимо поддержки принятия решений, координации и контроля, информационные системы также помогают менеджерам и сотрудникам анализировать проблемы, визуализировать сложные предметы и создавать новые продукты.
Для эффективного функционирования информационная система должна включать несколько ключевых компонентов, которые взаимодействуют между собой для достижения поставленных целей. На основе анализа современных исследований можно выделить пять основных компонентов информационной системы:
Аппаратное обеспечение включает физические компоненты информационной системы, используемые для ввода, вывода, обработки и хранения данных. К ним относятся [11]:
- Компьютеры (настольные, ноутбуки, серверы)
- Устройства ввода (клавиатуры, мыши, сканеры, считыватели штрих-кодов)
- Устройства вывода (мониторы, принтеры, динамики)
- Устройства хранения (жесткие диски, твердотельные накопители, USB-флеш-накопители)
Программное обеспечение состоит из программ и приложений, которые управляют аппаратным обеспечением и определяют, как обрабатываются данные. Выделяют два основных типа:
- Системное программное обеспечение: операционные системы (Windows, macOS, Linux), управляющие аппаратными ресурсами
- Прикладное программное обеспечение: программы, выполняющие конкретные задачи для пользователей (текстовые процессоры, электронные таблицы, системы управления базами данных)
Данные представляют собой структурированную коллекцию информации, которая хранится и управляется в рамках информационной системы. Базы данных поддерживают [4]:
- Управление данными: организацию, хранение и управление доступом к данным
- Извлечение данных: обеспечение эффективного доступа к данным через запросы
- Манипулирование данными: добавление, удаление и модификацию данных
Сети соединяют различные аппаратные компоненты и позволяют им обмениваться информацией как внутри организации, так и за ее пределами. Сети включают:
- Сетевое оборудование: маршрутизаторы, коммутаторы, модемы и физические кабели или беспроводные технологии
- Сетевое программное обеспечение: операционные системы и приложения, управляющие сетевыми ресурсами
- Подключение к Интернету: обеспечивает доступ к веб-сервисам, электронной почте и облачным приложениям
Люди являются важнейшим компонентом информационной системы и включают:
- Конечных пользователей: сотрудников, использующих информационную систему для выполнения задач
- ИТ-специалистов: системных аналитиков, администраторов баз данных, сетевых администраторов и разработчиков программного обеспечения
- Руководство: лиц, принимающих решения, которые используют информацию, генерируемую системой
В некоторых источниках также выделяют дополнительный компонент - процедуры, которые представляют собой политики и правила, регулирующие работу информационной системы [18].
Структура типичной информационной системы может быть представлена как в виде взаимосвязи компонентов, так и в виде иерархической пирамидальной модели, отражающей различные уровни обработки информации в организации.
Классическое представление информационных систем предполагает пирамидальную структуру, которая отражает иерархию в организации (табл. 1). Эта модель показывает, как информационные системы обрабатывают данные на разных уровнях организации.
Таблица 1. Уровни информационных систем в организации
Уровень Тип информационной системы Пользователи Назначение
1 Системы обработки транзакций (TPS) Оперативные сотрудники Обработка базовых данных, автоматизация рутинных операций
2 Системы поддержки офиса (OSS) Офисные сотрудники Обработка информации в офисе, повышение продуктивности
3 Информационные системы управления (MIS) Менеджеры среднего звена Обработка информации для поддержки принятия управленческих решений
4 Системы поддержки принятия решений (DSS) Старшие менеджеры Обработка явных знаний, анализ данных и моделирование
5 Исполнительные информационные системы (EIS) Руководители высшего звена Обработка неявных знаний, стратегическое планирование
Каждый уровень пирамиды представляет определенный тип информационной системы с соответствующими функциями и пользователями. На нижнем уровне находятся системы обработки транзакций, обрабатывающие базовые данные для оперативных сотрудников. На вершине пирамиды располагаются исполнительные информационные системы, обрабатывающие неявные знания для высшего руководства организации.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. С изменениями и дополнениями на 2025 г. – URL: https://constitutionrf.ru/skachat-konstitutsiyu (дата обращения: 20.03.2025).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 21 октября 1994 г. С изменениями и дополнениями на 2025 г. – URL: https://gkodeksrf.ru/skachat-gk-rf (дата обращения: 20.03.2025).
3. Автоматизация бизнес-процессов: учебное пособие / Д. А. Мизгулин и др.; под ред. В. Г. Шубаева. – Москва: КНОРУС, 2021. – 306 с. – ISBN 978-5-406-07876-7.
4. Алеников А. С. ERP-системы. Практический курс по 1С:ERP управление предприятием: учебное пособие для вузов. – Москва: Юрайт, 2025. – 491 с. – ISBN 978-5-534-20710-1.
5. Алтухова Н. Ф., Васильева Е. В. Модель компетенций специалиста по аналитике данных и информационных систем // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. – 2021. – № 5. – С. 82-92.
6. Бабкин Э. А., Козырев О. Р., Куркина И. П. Принципы и алгоритмы искусственного интеллекта. – Нижний Новгород: НИУ ВШЭ, 2021. – 188 с. – ISBN 978-5-9905271-3-7.
7. Баранчеев В. П., Масленникова Н. П. Управление инновациями: учебник для вузов. – 4-е изд. – Москва: Юрайт, 2021. – 354 с. – ISBN 978-5-534-14208-0.
8. Вайл П., Ворнер С. Цифровая трансформация бизнеса. Изменение бизнес-модели для организации нового поколения. – Москва: Альпина Паблишер, 2023. – 284 с. – ISBN 978-5-9614-7000-1.
9. Волкова В. Н., Юрьев В. Н., Широкова С. В., Логинова А. В. Информационные системы в экономике: учебник для вузов / под ред. В. Н. Волковой, В. Н. Юрьева. – Москва: Юрайт, 2023. – 402 с. – ISBN 978-5-9916-1358-3.
10. Гниденко И. Г., Павлов Ф. Ф., Федоров Д. Ю. Информационные технологии в бизнесе: учебник для вузов. – Москва: Юрайт, 2024. – 214 с. – ISBN 978-5-534-13335-4.
11. Грибанов Ю. И., Руденко М. Н. Цифровая трансформация бизнеса: учебное пособие. – Москва: Дашков и К, 2023. – 213 с. – ISBN 978-5-394-05500-3.
12. Завьялкин Д. В., Пальчиков И. Б., Гаврилова Е. В. 1С:Академия ERP. Управленческий учет. – 2-е стереотипное издание. – Москва: Рарус, 2023. – 550 с. – ISBN 978-5-9677-3065-4.
13. Зараменских Е. П. Управление жизненным циклом информационных систем: учебник и практикум для вузов. – Москва: Юрайт, 2024. – 495 с. – ISBN 978-5-534-14023-9.
14. Иванов А. А., Моисеенко В. П. Автоматизация технологических процессов и производств: учебное пособие. – 2-е изд. – Москва: ФОРУМ, 2021. – 224 с. – ISBN 978-5-00091-521-9.
15. Избачков Ю. С., Петров В. Н., Васильев А. А., Телина И. С. Информационные системы: Учебник для вузов. – 3-е изд. – Санкт-Петербург: Питер, 2021. – 544 с. – ISBN 978-5-4461-9385-1.
16. Козырев А. А. Стратегический анализ информационных систем организации: методология и практика // Экономика и управление. – 2024. – № 3. – С. 45-57.
17. Коноплева И. А., Коноплева В. С. Информационные системы в экономике. – Москва: ИНФРА-М, 2022. – 386 с. – ISBN 978-5-16-015373-7.
18. Лугачев М. И., Скрипкин К. Г. Эффективность ИТ и российская практика // Бизнес-информатика. – 2023. – Т. 17, № 1. – С. 34-48.
19. Ляндау Ю. В., Стасевич Д. И. Теория процессного управления: монография. – Москва: ИНФРА-М, 2021. – 118 с. – ISBN 978-5-16-006400-0.
20. Мамаева Н. А., Агиенко Р. Р. Проектирование информационных систем. Проектная документация: учебное пособие. – Санкт-Петербург: Лань, 2022. – 312 с. – ISBN 978-5-8114-3406-6.
21. Маторин С. И., Жихарев А. Г. Системно-объектное моделирование производственных процессов // Научные ведомости Белгородского государственного университета. – 2021. – № 4. – С. 115-127.
22. Моргунов Е. П. Информационные системы в организациях: учебное пособие. – Москва: КНОРУС, 2021. – 304 с. – ISBN 978-5-4365-0954-9.
23. Наука. Технологии. Инновации: 2025: краткий статистический сборник / Н. В. Городникова, Л. М. Гохберг и др. – Москва: НИУ ВШЭ, 2024. – URL: https://issek.hse.ru/news/993678002.html (дата обращения: 21.03.2025).
24. Одинцов Б. Е., Романов А. Н., Догучаева С. М. Современные информационные системы: учебное пособие. – Москва: Инфра-М, 2021. – 329 с. – ISBN 978-5-16-016569-3.
25. Основные направления развития информационной безопасности кредитно-финансовой сферы на период 2023–2025 годов. – Москва: Банк России, 2023. – URL: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/148351/onrib_2025.pdf (дата обращения: 21.03.2025).
26. Романов В. П., Вечеркин В. Б. Проектирование экономических информационных систем: учебное пособие. – Москва: Финансы и статистика, 2022. – 336 с. – ISBN 978-5-279-03280-0.
27. Рудакова О. С., Дмитриева О. В. Автоматизированные информационные системы: учебное пособие. – Москва: Кнорус, 2022. – 312 с. – ISBN 978-5-406-09257-7.
28. Сидоренко Е. А. Сравнительный анализ методов проектирования информационных систем // Молодой ученый. – 2022. – № 11. – С. 43-47.
29. Системный анализ в экономике: учебник / под ред. С. Н. Сильвестрова, И. В. Прангишвили. – Москва: Юрайт, 2023. – 678 с. – ISBN 978-5-534-14799-3.
30. Соколов И. А., Дрожжинов В. И. Современные подходы к оценке эффективности информационных систем // Информационное общество. – 2024. – № 1. – С. 15-26.
31. Тельнов Ю. Ф., Казаков В. А., Трембач В. М. Проектирование информационных систем: учебное пособие. – Москва: ИНФРА-М, 2022. – 320 с. – ISBN 978-5-16-016486-3.
32. Титоренко Г. А. Информационные системы и технологии управления: учебник. – 3-е изд. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2023. – 591 с. – ISBN 978-5-238-01766-2.
33. Трофимов В. В. Информационные технологии: учебник для вузов. – 2-е изд. – Москва: Юрайт, 2023. – 260 с. – ISBN 978-5-534-01937-7.
34. Федорова Е. Н., Полухина А. Л. Методы анализа и оптимизации бизнес-процессов // Фундаментальные исследования. – 2023. – № 8. – С. 125-132.
35. Цикритзис Д., Лоховски Ф. Модели данных. – Москва: Финансы и статистика, 2021. – 350 с. – ISBN 978-5-279-03412-5.