Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Исследования развития внимания давно представлены в научном поле. Внимание остается одной из центрических психических функций человека и активно исследуется с разных сторон.
Внимание – психическая функция, отвечающая за способность человека направлять свое поведение на окружающую ситуацию. Внимание позволяет человеку отбирать нужную информацию, выделять важные особенности, дифференцировать процессы, предметы и явления.
В отечественной психологии внимание - это сосредоточение психической деятельности человека, деятельности его личности в данный момент и в этих условиях (Н.Ф. Добрынин), организация умственной деятельности (К. K. Платонов).
Внимание совершенствуется на протяжение всей жизни человека, однако младший школьный возраст является периодом его приоритетного развития. В этом возрасте происходят кардинальные изменения в когнитивных процессах ребенка, которые сопровождаются изменениями в его внимании. Понимание особенностей внимания младшего школьника и его развития является ключевым фактором для успешного преподавания и воспитания детей этого возраста.
Степень изученности проблемы исследования. Современная наука располагает большим числом научных исследований проблемы развития внимания, его физиологических основ и механизмов функционирования.
Исследованиями развития внимания в младшем школьном возрасте занимались Н.Ф. Добрынин, З.М. Истомина, Б.М. Теплов, Д.Н. Узнадзе и др.
Исследования практических достижений в этой области исследования показали, что, несмотря на достаточное количество исследований, по изучаемой теме остается много пробелов, особенно в отношении диагностики произвольности внимания у детей младшего школьного возраста. Также существует необходимость в разработке методов коррекции произвольности внимания у этой категории детей.
Объект исследование – внимание как психическая функция.
Предмет исследования – особенности диагностики произвольности внимания у детей младшего школьного возраста.
Цель – рассмотреть особенности диагностики произвольности внимания детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Описать психолого-педагогическую характеристику младшего школьного возраста;
2.Рассмотреть особенности развития внимания в младшем школьном возрасте;
3. Описать методики диагностики произвольности внимания у младших школьников;
4. Рассмотреть этапы диагностического исследования;
5. Разработать рекомендации для педагога-психолога по диагностике произвольности внимания младших школьников.
В ходе исследования были использованы следующие методы: сбор, анализ, синтез, сравнение психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть полезны педагогам-психологам в диагностике произвольности внимания младших школьников.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов после каждой главы, списка литературы и приложения.
Глава 1 Теоретические основы диагностики произвольности внимания младших школьников
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
Психологические особенности обучающихся должны учитываться га каждом периоде образовательного процесса. Чтобы понять особенности внимания младших школьников, необходимо соотнести их с особенностями периода развития школьника в целом. Учитель начальных классов в своей работе всегда учитывает возрастные особенности детей, но при этом сталкивается с трудностью определения непрерывности переходного периода, например, при определении того, какие возрастные особенности из при переходе из детского сада в начальную школу.
Младший школьный возраст – это этап формирования личности в период от семи до 10 (11) лет, то есть период обучения в школе с 1 по 4 класс.
Л.С. Выготский утверждает, что младший школьный возраст является переходным рубежом между игровой деятельностью и учебной. В этот период у детей наблюдается перестройка познавательных процессов, обретение нового социального статуса «школьника», переход в новый коллектив, овладение учебными действия [6].
С поступлением в школу у младших школьников происходят изменения во всех видах деятельности – в общении, в игре, во взаимоотношениях с новым коллективом. Дети осваивают новые социальные роли, среди который одной из важнейших является роль ученика. При этом у младших школьников, особенно в первом классе, продолжает проявляться присущая детям потребность в интересных видах деятельности, например, в играх.
С приходом в школу ребенок ограничен четкими правилами школьного распорядка. Многие дети не готовы к такому режиму, ими до сих пор движет потребность в постоянном движении. Поэтому если ребенок в детском саду был активным, то ему приходиться сложно адаптироваться в условиях статического положения в течение школьного урока.
Поступление ребенка в школу характеризуется двумя противоположными процессами – адаптацией и дезадаптацией. Если у ребенка отмечаются высокие учебные результаты, он активно занимается на уроке, с удовольствием выполняет любые поручения, в том числе со сверстниками, то можно судить, что ребенок полностью привык к школе, т.е. адаптировался. В противном случае – ребёнок считается дезадаптированным.
Психологи считают, что в большинстве случаев дезадаптация осложняется отклонениями в психическом развитии субъекта. При этом многие дети средних способностей и без психических отклонений в развитии могут также быть дезадаптированными, начиная с начальной школы. Специалисты считают, что это происходит от того, что дети не успевают осваивать программный учебный материал, поскольку программы дисциплин очень насыщенные и иногда на освоение предметов у детей не хватает личного ресурса, а у педагогов нет возможности дольше задерживаться на той, или иной учебной теме. В данном случае речь пойдёт о процессах коррекции, которые необходимо обеспечить педагогу по отношению к каждому ребёнку. Но также часто звучат предложения о том, что для того, чтобы младшие школьники могли быть хорошо адаптированы к школе, необходимо правильно организовывать их внеурочную деятельность. Причём это должны быть творчески ориентированные виды деятельности, которые позволили бы разгрузить ребёнка интеллектуально. Всё это возможно лишь в том случае, если у ребёнка не наблюдается никаких иных отклонений [3].
Существенное отражение перевеса в сторону учебной деятельности в младшем школьном возрасте является переориентация мотивации деятельности ребенка с «Я хочу» на «Я должен». Присутствие данного явления в младшем школьном возрасте можно считать как следствие сформированной учебной мотивации [9, c. 96].
В процессе обучения происходит перестройка психических процессов. Увеличивается содержание и качественно меняется память. Развитие памяти обеспечивается за счет её перехода к словесно-логической форме. Тем самым младшие школьники уже способны проводить сравнения, делать выводы без наглядной опоры. Также появляется умения регулировать свою память. На уроке младшие школьники способны запоминать материал, воспроизводить из памяти прошлый материал [4].
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Апетян М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника // Молодой ученый. — 2014. — № 14 (73). — С. 243-244. — URL: https://moluch.ru/archive/73/12457/ (дата обращения: 18.12.2023).
2. Афанасьев В.Ф. Особенности изменения произвольного внимания младших школьников в условиях учебной деятельности // Развитие познавательных возможностей школьников в условиях учебной деятельности. - Вологоград, - 2008 - 236 с.
3. Блонский П.П. Психология младшего школьника / П.П. Блонский. – Московский психолого-социальный институт, 2006. – 632 с.
4. Бобокулова Г. Ш. Основные положения определения развития внимания // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 1020-1022. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29001/ (дата обращения: 18.03.2025).
5. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М., 1994.- 68 с.
6. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию / под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова. – М.: Просвещение, 2007. – С. 184-219.
7. Гальперин П.Я. Основные результаты исследования по проблеме: «Формирование умственных действий и понятий»: [Доклад, представленный на соиск. уч. степени д-ра психол. наук] / Моск. государств. ун-т им. М. В. Ломоносова. М.: 1965. 51 с.
8. Гомезо М.В., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. М.: Педагогическое общество России, 2003. 512 с.
9. Григорьева И.К. Особенности развития внимания младших школьников // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. №3-7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-vnimaniya-mladshih-shkolnikov (дата обращения 20.03.2025).
10. Диагностика и коррекция психического развития школьников // Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. Минск, 1997. - 254 с.
11. Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания // Хрестоматия по вниманию / под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова. – М.: Просвещение, 2003. – С. 243-259.
12. Захарова И. Н. Особенности свойств внимания: концентрация, устойчивость и переключаемость у младших школьников // Молодой ученый. — 2018. — № 49 (235). — С. 272-275. — URL: https://moluch.ru/archive/235/54570/ (дата обращения: 18.12.2023). https://moluch.ru/archive/235/54570/ (дата обращения: 18.12.2023).
13. Младший школьник: развитие познавательных способностей. Пособие для учителя / под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2003. – 208 с.
14. Немов Р.С. Общая психология: краткий курс. – СПб.: Питер, 2008. – 304 с.
15. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания. М., 2004.- 14 с.
16. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.
17. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. - СПб, 2004 - 248с.
18. Седова А.С. Диагностический процесс // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/01/91212 (дата обращения: 19.03.2025).
19. Сидорина Е.В., Катушенко О. А., Фалина С. А. Особенности развития внимания в младшем школьном возрасте // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №60-4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-vnimaniya-v-mladshem-shkolnom-vozraste (дата обращения: 18.03.2025).
20. Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования. Киев, 1992. - 220 с