Фрагмент для ознакомления
2
Дизартрия (речево-моторное расстройство) – нарушение произношения, вызванное недостаточной иннервацией речевых мышц. Дизартрия – результат органического поражения центральной нервной системы, при котором нарушается двигательный механизм речи. При дизартрии нарушается не программирование речи, а двигательная реализация речи.
Дизартрия, распространенность которой превышает 400 на 100 000 больных, является наиболее распространенной формой неврологических расстройств, связанных с общением [3]. Дизартрия описывается как »приобретенные нарушения двигательных процессов, участвующих в процессе речи, особенно процессов выполнения речевых движений« [20]. Эти ограничения существенно влияют на участие, участие и общее качество жизни [7].
Наиболее важной целью в терапии дизартрии является устранение проблем с артикуляцией [11], лечение скорости речи, сознательный контроль артикуляции и интенсивная "двигательная тренировка" предназначены для улучшения разборчивости и экономии речи [1].
В терапии дизартрии существуют прямые и непрямые методы лечения [11]. Прямые подходы делают упор на сегментарный уровень речи (например , точность артикуляции). Эффективность прямых подходов к лечению становится все более очевидной [11]. В непрямых методах лечения основное внимание уделяется супрасегментарному уровню, такому как например, увеличение интенсивности голоса, изменение интонации и снижение скорости речи [11]. Для косвенных методов уже имеется много доказательств эффективности [11]. Кроме того, неопубликованный опрос показал, что почти 70% из 52 логопедов предпочитают косвенное лечение артикуляции, а не фонематические упражнения [11]. Вопрос о том, могут ли пациенты с хронической или прогрессирующей дизартрией также извлечь выгоду из вмешательства на сегментарном уровне, требует дальнейшего изучения [11].
Основные заболевания дизартрии.
Нарушения тонуса артикуляционных мышц проявляются повышением или понижением мышечного тонуса, а также изменением характера мышечного тонуса.
Подвижность артикуляционных мышц языка и губ недостаточна, что приводит к проблемам с произношением. При нарушении работы мышц губ происходит неправильное произношение гласных и согласных. Обычно страдает артикуляция. Звуковоспроизведение также сильно нарушено из-за резкого ограничения подвижности мышц языка.
Ограничение подвижности артикуляционных мышц варьирует от полной невозможности до незначительного уменьшения объема артикуляционных движений языка и губ. В частности, нарушаются самые тонкие и тонкие движения.
Здоровые нарушения поведения носят стойкий характер и особенно трудно поддаются преодолению. Особенно затруднена автоматизация звуков, процесс автоматизации занимает длительное время. Если логопедическое занятие не завершено вовремя, приобретенные речевые навыки часто оказываются нарушенными. Также нарушается произношение не только согласных, но и гласных звуков. Преобладает межзубное и боковое произношение свистящих и шипящих звуков. Происходит анестезия звонких согласных и ослабление твердых согласных. Снижение слуха особенно выражено в потоке речи. При увеличении речевой нагрузки наблюдается общая невнятная речь, а иногда общая невнятная речь усиливается.
При дизартрических расстройствах наиболее частым нарушением звуковой структуры речи является искажение звука.
Отмечается недостаточная центральная регуляция дыхания, недостаточная глубина дыхания, нарушения ритма, нарушается вдох и выдох, выдох часто происходит через нос.
Нарушения голоса обычно проявляются недостаточной силой. Голос тихий, слабый, сиплый. Тембр приглушенный, назализованный, сдавленный, хриплый, прерывистый, сжатый, гортанный.
Нарушения просодии. Экспрессия слабая или отсутствует модуляция речи. Голос становится монотонным, с незначительной модуляцией или без нее. Темп речи замедляется, реже встречается ускорение. Нарушения ритма речи редки.
Отсутствие кинестетических ощущений в артикуляционном аппарате проявляется не только в ограничении объема их артикуляционных движений, но и в слабости кинестетических ощущений артикуляционных движений и движений. При дизартрии часто нарушается четкость кинестетических ощущений, и ребенок не ощущает повышенного или, наоборот, пониженного тонуса мышц речевого аппарата, резких непроизвольных движений или неправильных артикуляционных паттернов.
Наиболее распространенным нарушением, связанным с дизартрией, является повышенное слюнотечение. Это связано с ограничением движений мышц языка, нарушением произвольного глотания и снижением силы мышц губ. Повышенное слюнотечение усугубляется слабостью кинестетических ощущений в области артикуляции и снижением самоконтроля.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аксенова М. Развитие мелкой моторики пальцев у детей с нарушениями речи // Дошкольное образование, 1990, № 8. С. 62-65.
2. Актуальные проблемы диагностики умственной отсталости/ под ред. К.С. Лебединской - М. Просвещение, 1982.
3. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. М.: Сфера, 2002. 147 с.
4. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. М. : АСТ : Астрель, 2007.
5. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Шаги в школу. Тренируем пальцы. - М.: Дрофа, 2000. - С. 12-56.
6. Богатеева З.А. Подготовка руки ребенка к письму на уроках рисования. / Дошкольное образование. 1987. № 8. - С. 32-43
7. Борякова Н.Ю . Ранняя диагностика и коррекция умственной отсталости. М.: Гном-Пресс, 2000.
8. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. М.: Изд-во "Сфера", 1997.
9. Гаврилушкина О.В. Об организации обучения детей с нарушениями интеллекта //Дошкольное образование, 1998, № 2. с. 67-71
10. Гастев А.К. Как работать. Практическое введение в науку организации труда. М.: Экономика, 1972. 478 с.
11. Горшкова Е. В. Развитие двигательной сферы и проявление в ней эмоциональных состояний. //Дневник воспитателя: Развитие дошкольников // Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. Изд. 2-Е. - М.: Академия, 1999. стр. 45-55
12. Епифанцев А.В., Волченскова О.Ю. Логопедические занятия с развитием мелкой моторики рук // Успехи современного естествознания, 2011, № 1. с. 98-98
13. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. - М.: Медицина, 1981. - 272 с.
14. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. М.: АПН РСФСР, 1960. -430 с.
15. Иваничев Г.А. Клинические лекции по нейрофизиологии акупунктуры. - Казань, 1994. с. 48
16 Кистяковская М.Ю. Развитие движений у детей первого года жизни. М.: Педагогический, 1970. 222 с.
17. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. Москва: Советская Россия, 1973. 112 с.
18. Кольцова М.М. Движение и развитие моторной речи. - М.: Просвещение, 1973. - 96 с.
19. Кольцова М.М., Рузина М.С. Как ребенок учится говорить: Пальчиковые игры. - Санкт-Петербург: Речь, 1998. с. 245
20. Кольцова М. Ребенок учится говорить - 2-е издание, переработанное и дополненное - Москва: Сов. Россия, 1979.- 129с.
21. Корват А.И. Психофизиологические механизмы движения пальцев и кисти при построении письменных знаков. М., 1971, 17 с.
22. Коррекционное образование как основа личностного развития аномальных дошкольников. / Под ред. Носковой Л.П. - Москва: Просвещение, 1989. С.25
23. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии/ Под ред. Р.Е.Левиной, Москва, 1968