Фрагмент для ознакомления
2
Административно-юрисдикционная деятельность представляет собой важнейший аспект административного права, заключающийся в разрешении споров, привлечении к административной ответственности, защите прав граждан и организаций, а также обеспечении законности в сфере публичного управления. Данный вид деятельности осуществляется органами исполнительной власти, административными комиссиями, судами и иными субъектами, наделенными соответствующими полномочиями. В ее основе лежат нормы административного права, регламентирующие порядок рассмотрения дел, основания и виды ответственности, процессуальные гарантии, а также правоприменительную практику.
Административно-юрисдикционная деятельность основывается на принципах законности, справедливости, равенства перед законом, презумпции невиновности, обеспеченности права на защиту, оперативности и экономичности процесса. Эти принципы являются не только нормами права, но и руководящими началами, определяющими направление правоприменительной практики и обеспечивающими баланс публичных и частных интересов.
Источниками правового регулирования данной деятельности выступают Конституция Российской Федерации , Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях , Федеральный закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» , отраслевые нормативные акты, международные договоры, а также постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, формирующие единообразие правоприменительной практики.
Особое значение в административно-юрисдикционной деятельности занимает институт административной ответственности, являющийся видом юридической ответственности, налагаемой за правонарушения, не представляющие собой уголовные преступления, но посягающие на общественный порядок, права граждан, имущественные отношения, безопасность. Она носит карательный и превентивный характер, направлена на предупреждение совершения новых правонарушений и восстановление нарушенного правопорядка.
Административные правонарушения классифицируются по различным критериям: по объекту посягательства (в области охраны общественного порядка, в сфере экологии, в сфере предпринимательской деятельности и т. д.), по субъекту (совершенные гражданами, должностными лицами, юридическими лицами), по степени общественной опасности и характеру санкций. В зависимости от категории правонарушения назначаются различные виды административных наказаний, включая предупреждение, административный штраф, конфискацию орудия совершения правонарушения, административный арест, обязательные работы, дисквалификацию, приостановление деятельности .
Процедура привлечения к административной ответственности регламентирована нормами процессуального административного права, определяющими стадии административного производства. Ключевыми этапами являются возбуждение дела, сбор доказательств, рассмотрение дела компетентным органом или должностным лицом, вынесение постановления, его обжалование и исполнение. При этом субъект административной юрисдикции обязан соблюдать процессуальные гарантии, обеспечивающие права привлекаемых лиц, включая право на ознакомление с материалами дела, представление доказательств, участие защитника, подачу жалоб.
Административно-юрисдикционная деятельность включает также рассмотрение административных споров, возникающих между гражданами, юридическими лицами и органами власти. Эти споры могут касаться незаконных решений, действий (или бездействия) должностных лиц, нарушений прав на предпринимательскую деятельность, неправомерного привлечения к ответственности, споров по налоговым и таможенным обязательствам. Рассмотрение таких дел осуществляется как в административном порядке, так и в судебном порядке, в том числе в арбитражных судах и судах общей юрисдикции.
Административное судопроизводство является важнейшим механизмом защиты прав и свобод граждан в сфере публичного управления. Оно направлено на проверку законности решений государственных органов, восстановление нарушенных прав, привлечение виновных к ответственности. В рамках административного судопроизводства рассматриваются дела по жалобам на решения органов власти, споры о законности нормативных актов, дела о защите избирательных прав, споры в сфере государственной и муниципальной службы.
Особое место в административно-юрисдикционной деятельности занимает институт досудебного обжалования, который предусматривает возможность обращения в вышестоящий орган или должностному лицу с жалобой на незаконные действия государственных органов. Это позволяет более оперативно разрешать правовые конфликты, снижать нагрузку на судебную систему, а также повышать доверие граждан к органам власти. Досудебный порядок является обязательным в ряде случаев, например, при обжаловании решений налоговых и таможенных органов, постановлений о привлечении к административной ответственности .
Административно-юрисдикционная деятельность также охватывает контроль и надзор за соблюдением законодательства. Органы государственного контроля и надзора уполномочены проверять исполнение норм права в различных сферах — трудовых отношений, санитарного законодательства, экологии, защиты прав потребителей. В случае выявления нарушений они могут применять меры административного воздействия, включая выдачу предписаний, привлечение к ответственности, временное приостановление деятельности.
Правоприменительная практика административной юрисдикции постоянно развивается, адаптируясь к изменениям законодательства, появлению новых правонарушений и угроз общественной безопасности. В этой связи особую роль играет цифровизация административных процессов, внедрение электронного документооборота, автоматизация административных процедур, расширение возможностей для дистанционного рассмотрения дел и обжалования решений.
Эффективность административно-юрисдикционной деятельности определяется не только качеством нормативного регулирования, но и уровнем подготовки должностных лиц, правоприменительной практикой, судебным контролем, а также возможностями граждан и организаций по защите своих прав. Совершенствование данной деятельности требует постоянного мониторинга правоприменения, анализа судебной практики, устранения пробелов в законодательстве, обеспечения баланса публичных и частных интересов .
Таким образом, административно-юрисдикционная деятельность является сложным и многогранным институтом, включающим административную ответственность, рассмотрение административных споров, контроль и надзор за соблюдением законодательства. Она направлена на поддержание законности, защиту прав граждан и организаций, обеспечение эффективности государственного управления. Ее развитие определяется современными вызовами, потребностями общества и необходимостью постоянного совершенствования правовых механизмов.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г. N 237
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.04.2025) // «Российская газета» от 31 декабря 2001 г. N 256
3. Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ (ред. от 13.12.2024) «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025) // «Российская газета» от 27 декабря 2021 г. N 294
Научная литература:
4. Административная юрисдикция / Под ред. А.П. Шергина. - М., 2022. – С. 35
5. Административное право / Под ред. Л.Л. Попова. - 2-е изд. - М.: Юристъ, 2024. – С. 72
6. Административное право России / под ред. А. И. Стахова, П. И. Кононова. — М.: Юрайт, 2024. С. 41
7. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учебник. - 3-е издание, пересмотренное и дополненное. - М.: Норма, 2023. – С. 81
8. Волков А. М. Административное право России. Учебник. — М.: Проспект, 2019. С. 32
9. Грубцова С.П. О подотрасли судебного административного процессуального права // Российский юридический журнал. 2017. N 3. С. 103 — 111.
10. Зуева Л. Ю. Административное право. Судопроизводство по делам об обязательном судебном контроле. — М.: Юрайт, 2023. С. 31
11. Конин Н. М., Маторина Е. И. Административное право. — М.: Юрайт, 2023. С. 45
12. Кононов П.И. Актуальные проблемы административного права: учебник. Москва: КНОРУС, 2023. С. 25
13. Макарейко Н. В. Административное право. — М.: Юрайт, 2023. С. 92
14. Медведева Э. В. «Актуальные вопросы правоприменения при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции судами общей юрисдикции Амурской области»/в сборнике «Современные проблемы науки/материалы Российской национальной научной конференции с международным участием. 2017. С. 139–141
15. Назарова, А. С. Актуальные проблемы административной юрисдикции в Российской Федерации / А. С. Назарова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 4
16. Осинцев Д. В. Административное право. — М.: Юрайт, 2023. С. 72
17. Панкова О.В. Современная концепция административной юрисдикции: опыт критического переосмысления // Lex Russica. – 2019. – № 2 (147). – С. 57-68.
18. Попова Н. Ф. Административное право. — М.: Юрайт, 2023. С. 34
19. Салищева Н.Г. Гражданин и административная юрисдикция в СССР. -М., 2022. – С. 54
20. Суханов А.Г. Виды субъектов административной юрисдикции // В сборнике статей Всероссийской научно-практической конференции: Национальная безопасность России: актуальные аспекты. – 2018. – С. 63-67
21. Якимов А.Ю. Субъекты административной юрисдикции (история, тенденции, перспективы) // Административное право и процесс. – 2019. – №8. – С. 25-31.