Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Философия, зародившись в V-VI вв. до н.э., прошла долгий путь, на всем протяжении которого непрерывно взаимодействовала с техническим и естественнонаучным знанием. Это развитие значительно повлияло на формирование современного общества, часто являясь «хребтом прогресса». Притом что философия различна и в каждую эпоху принимала индивидуальную для этого времени форму, опиралась на неодинаковые принципы.
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФИИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
1.1 Принципы эпохи Возрождения
Возрождение было периодом появления нового мировоззрения, идейной основой которого стал гуманизм, гносеологической основой – рационализм .
Выделяют следующие основные принципы эпохи Ренессанса:
1) гуманистический (признание права каждой личности на свободу и счастье. Путь к счастью – свободное творчество);
2) антропологический (человек – Мастер, Демиург себя и своей жизни);
3) пантеистический (Бог – природа в свернутом виде; природа – Бог в развернутом);
4) эстетический (внимание к красоте во всех ее проявлениях, в т.ч., телесной).
1.2 Антропоцентризм и гуманизм ренессансной философии
Гуманизм – одно из философских направлений, распространенных в эпоху Возрождения. Значительное развитие он получил в Италии в XIV-XV вв.
Одними из известных последователей гуманизма были такие мыслители: Данте Алигьери (автор «Божественной комедии»); Леонардо да Винчи – художник (автор Джоконды), математик, инженер; Франческо Петрарка – философ и поэт; Лоренцо Валла – автор трактата «О наслаждении как об истинном благе», а также многие другие.
1.3 Леонардо да Винчи и Возрождение
Леонардо да Винчи - великий итальянский художник Возрождения. Как и многие творцы того времени, Леонардо да Винчи внёс неоспоримый вклад во многие научные дисциплины, начало которых ещё даже не представлялось в рамках того времени.
Изучение анатомии Леонардо начал под руководством своего учителя Андреа дель Верроккьо, который требовал от своих учеников развитых знаний о строении человеческого тела. Благодаря своему таланту художника творец быстро научился искусству топографической анатомии; в числе его рисунков находится множество изображений мышц, костей, органов, сухожилий .
Как известный художник, да Винчи имел доступ к госпиталю Санта-ария-Ноува во Флоренции, в котором проводил долгие часы за работой над изучением анатомического строения человеческого тела. После этого да Винчи также получил доступ к госпиталям в Милане и Риме. В итоге работы, проведённой в госпиталях, Леонардо смог составить более 240 детальных рисунков частей тела и составить детальное описание их положения, функций и механизмов движения опорно-двигательного аппарата, что позволило добиться высокой реалистичности изображения людей в его произведениях .
ГЛАВА 2 ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Европейская философия Нового времени охватывает XVII - XIX века. У каждого из трех веков, составляющих Новое время, есть свое историческое лицо.
XVII век – век великих философских систем, век механической картины мира и классического рационализма. XVII век – время развития мануфактурного производства, национального рынка, зарождения и развития капитализма. Это связано не только с прогрессом в экономике, технике, ростом производительности труда, но и с переходом цивилизации традиционного типа к принципиально новому типу цивилизационного развития – к техногенной цивилизации.
Интенсивное развитие наук приводит к приобретению ими предметов, стройно выведенных законов. Каждая из наук определяется со своим предметом, проблемами, определяющими ее сущность и природу. Особенно заметной становится тенденция разделения наук и философии. Идея единства философии и науки, формирование классической науки поставили перед философией проблему поиска метода объективного познания природы. Решение этой проблемы привело к формированию двух основных 2 методов, определивших развитие европейской науки XVII – XVIII вв. К ним относятся индуктивно - эмпирический метод Френсиса Бэкона и рационально - дедуктивный метод Рене Декарта.
Науки начинают изучать мир, который понимается как природа, существующая по своим законам. При этом философия превращается в область знаний о мире, изобретающую и открывающую конкретные законы физических явлений. Она фактически превращается в экспериментальную науку. Социальные и научные революции способствовали становлению двух основных направлений, из которых складывалась философия нового времени: эмпиризма и рационализма.
Представителями эмпиризма были: Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д.Юм. Эмпиризм, как направление философии, представлял собой область теории познания, которая признает первостепенное значение чувственного опыта как основного источника знаний. В свою очередь, внутри эмпиризма выделялись такие направления как идеалистический и материалистический эмпиризм. Согласно этому направлению опыт представляет собой общую совокупность представлений, чувств и величина мира равняются величине опыта. Вторым направлением внутри эмпиризма являлся материалистический эмпиризм. Представители этого направления считали, что источником опыта человека является внешний мир.
Теория происхождения государства, общественного договора Т. Гоббса
Одним из этапов в истории развития политической мысли является формирование альтернативы проектам эгалитарной, социалистической направленности. Этот этап характеризуется попытками создания идеальной модели государственного устройства посредством разработки теории общественного договора .
Одним из основоположников теории общественного договора является Томас Гоббс.
Учения Т. Гоббса, как одного из ключевых философов Средневековья, до сих пор вызывают особый интерес. В своих трудах, философ не только привел понятия таких категорий как право, государство, личность, свобода, но и разработал свою теорию происхождения государства, взаимоотношений государства и общества, формирования гражданского общества как основы государственности и многое другое. Проблематика, которую поднимал Т. Гоббс остается актуальной и на сегодняшний день, в связи с чем интерес к изучению философских воззрений Гоббса не иссекает несмотря на то, что его теории были неоднократно опровергнуты.
Т. Гоббс (1588-1679) за свою долгую и плодотворную жизнь философа сформировал несколько теорий, касающихся государства, права и личности, которые стали основой для многих других ученых и философов. Основным философским трудом Т. Гоббса называют «Основы философии», в котором автор приводит свои рассуждения о происхождении человека, формировании гражданского общества, а также причинах возникновения власти и естественного права, которое должно регулировать жизнь человека.
В своем трактате «О человеке» Т. Гоббс отметил, что человек является не только физическим телом, но и частью государства, а значит имеет непосредственное отношение к государственной политике. Помимо этого, автор рассматривает особенности происхождения человека, акцентирует внимание на эмоциональной составляющей человека, и отличительных особенностях человека от животного.
Отдельной главой Т. Гоббс анализирует способности и нравы человека, указывая на то, что они имеют значение не только для самого человека, но и всего общества. Так, Т. Гоббс пишет: «...хорошими являются такие склонности, которые способствуют совместной жизни людей в условиях государственной организации. Добрыми нравами, т.е. моральными добродетелями, являются такие нравы, благодаря которым однажды возникшая государственная организация лучше всего может сохраниться. Но все добродетели заключаются в справедливости и милости. Это значит, что склонности, противоречащие этим добродетелям, безнравственны и все пороки заключаются в несправедливости и бесчувственности к чужим страданиям, т.е. в отсутствии милости» . Уделяется внимание и отношению к религии. Т. Гоббс к этому вопросу относится с научной, философской точки зрения, разделяя при этом настоящую веру и культ, как две составляющие религии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, эпоха Возрождения в культурной хронологии – совокупность философских, научных, этических, религиозных, эстетических и иных направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV–XVII вв., объединяемые антицерковной и антисхоластической направленностью, устремленностью к человеку, верой в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) Ахромеева Т. С., Новое пифагорейство, сложность, искусственный интеллект // Философские науки. — 2021. — Т. 64, № 1. — С. 45-50
2) Бачинин В. А., Декарт против Лютера: контрреформация мышления // Человек. — 2017. — № 4. — С. 127-130
3) Бобылева Е. Г. Взгляды на государство и общество, на отношения личности и государства в трудах Т. Гоббса. Особенности его теории естественного права и договорного происхождения// НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЁНЫХ. сборник статей XXII Международной научно-практической конференции. Пенза, 2023. С. 213-215
4) Борисов С. П. Гуманисты эпохи Возрождения о проблеме человека//ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ДОСТИЖЕНИЯ И ИННОВАЦИИ. Сборник статей LVI Международной научно-практической конференции. Пенза, 2022. С. 171-175
5) Бэкон Ф. Новый Органон // Бэкон Ф Сочинения, Т. 2. М., 1972.
6) Гоббс Т. Сочинения в 2 т. Т. 1. / пер. с лат и англ.; сост., ред. изд., авт. вступ. ст. и примеч. В.В. Сколов. – Москва: Мысль, 1989.
7) Давыдова А.B., Мазлов А.М. Произведения искусства, как отражение болезней в различные эпохи// Материалы межвузовской конференции «Медицина и искусство», посвященной 100 – летию Астраханского государственного медицинского университета. – Астрахань. 2018. С. 40-43
8) Декарт Р. Размышления о первой философии. М.: Мысль, - 1990.
9) Дмитриева А. А., Концептуализация интроспекции в философии Нового времени (Рене Декарт, Джон Локк, Дэвид Юм) // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. — 2014. — № 2. — С. 24-26
10) Попков С.М. Философия доверия к разуму//СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ И ВЫБОР ВРЕМЕНИ. Материалы V Международной научной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения доктора философских наук, профессора С.М. Шалютина. Курган, 2011. С. 63-70
11) Зайцева М. Особенности претворения синестезийных концепций в теории и художественной практике европейского Возрождения// ИСКУССТВО КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ: ТРАДИЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ. Сборник статей по материалам Международной научной конференции Академии имени Маймонида Российского государственного университета имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство). Под общей научной редакцией Я.И. Сушковой-Ириной, ред.-сост. М.Л. Зайцева, Р.Р. Будагян. 2021. С. 80-85
12) Зорин Е. Ю., Малахова О. Ю. Философия эпохи Возрождения: принципы, направления, социокультурная ценность// МОЛОДЕЖНАЯ НАУКА В XXI ВЕКЕ: ТРАДИЦИИ, ИННОВАЦИИ, ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ. Материалы Всероссийской научно-исследовательской конференции. 2019. С. 168-170
13) Какабелиев Р.А., Мазлов А.М. Леонардо да Винчи: великий анатом Ренессанса//ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ - ГЕНИЙ НА ВСЕ ВРЕМЕНА (К 500-ЛЕТИЮ СО ДНЯ СМЕРТИ). Материалы международной научно-практической конференции. Астрахань, 2020. С. 77-80
14) Левиафан: с комментариями и объяснениями / Томас Гоббс; сост., предисл., коммент. Н. Плужниковой, пер. А.Э. Гутермана – Москва: Издательство АСТ, 2019.
15) Пиков Г. Г., Является ли "Возрождение" особенностью развития европейской культуры? // Преподавание истории в школе. — 2020. — № 7. — С. 20-25
16) Попков С.М. Философия доверия к разуму//СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ И ВЫБОР ВРЕМЕНИ. Материалы V Международной научной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения доктора философских наук, профессора С.М. Шалютина. Курган, 2011. С. 63-70
17) Ренессанс: образ и место Возрождения в истории культуры. – М. : АН СССР, 1987.
18) Рябкова В.В., Дементьева Т.В. «Золотое сечение» как основополагающее в творчестве Леонардо да Винчи//В сборнике: Деятельностное понимание культуры как вида человеческого бытия Материалы IX Международной научной конференции. Ответственный редактор Е.В. Гутов. 2013. С. 245-250
19) Сергеева М., Вся правда о Ренессансе // Творчество народов мира. — 2020. — № 2. — С. 2-5
20) Сергеева Т.Б. Свобода – как философско-педагогическая категория теории воспитания в философии Запада (от античности до Нового времени)// ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ В ДИАЛОГЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КУЛЬТУР: ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОНИМАНИЯ. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции - XXХIV сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки при отделении философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования. Волгоград, 2021. С. 212-215
21) Cоколов, В.В. Европейская философия XV-XVII веков. – М.: Высшая школа, 1984.
22) Тарнас Р. История западного мышления Пер.с англ.-М.: Крон-Пресс, 1995.