Фрагмент для ознакомления
2
Формирование экскурсионного дела в России происходило в контексте европейских традиций путешествий, имеющих многовековую историю. В Европе путешествие как форма отдыха, развлечения и установления коммуникативных связей развивалось с античных времён. Основными мотивами поездок в другие регионы были торговля, образование, паломничество и лечение.
Средневековый период характеризовался усилением религиозного фактора путешествий – поклонением святыням христианства и мусульманства. Эпоха Ренессанса и Просвещения ослабила религиозные мотивы и усилила индивидуальный характер и образовательную направленность поездок, что впоследствии оказало значительное влияние на формирование экскурсионной деятельности в России.
Паломничество сыграло значительную роль в формировании основ экскурсионной практики в России. По своей сути паломничество представляет собой поклонение святым местам, где главным элементом являются организованные посещения религиозных объектов. Целью паломнического тура может быть посещение места, связанного с историческим событием или знаменитой исторической личностью, святыми, а также природных объектов, таких как озёра, родники, пещеры и реки, имеющих сакральное значение[16].
Паломнические туры имеют выраженную просветительно-познавательную составляющую, что сближает их с экскурсионной деятельностью. Во время таких поездок у участников появляется возможность узнать об истории, традициях, легендах древних монастырей и храмов, поближе познакомиться с духовными традициями религии[28].
Религиозный туризм в России начал активно развиваться после празднования тысячелетия крещения Руси в 1988 году, когда некоторые храмы Москвы начали организовывать паломнические поездки во вновь открывшиеся монастыри: Оптину пустынь, Толгский Монастырь и другие. В 1990-х годах в России возродился интерес к паломничеству, и туристические агентства для привлечения клиентов стали активно применять слово «паломничество»[17].
Особое значение имеет тот факт, что на Руси монастыри и храмы на протяжении долгих веков являлись центрами культуры и знаний. В монастырях зародилось множество прикладных народных промыслов, были собраны уникальные библиотеки, многие из монастырей и храмов представляют собой выдающиеся архитектурные достопримечательности. Таким образом, паломнические маршруты создали основу для последующего развития экскурсионных маршрутов культурно-познавательной направленности.
Образовательные реформы XVIII-XIX веков оказали существенное влияние на становление экскурсионного дела в России. Первые сведения об экскурсиях в России появились во второй половине XVIII века, и это были именно школьные экскурсии, которые предшествовали появлению туризма как массового явления.
Передовые российские педагоги, просветители, среди которых прежде всего необходимо назвать имена члена Российской академии наук, участника разработки плана школьных реформ 1782-1786 гг. Янковича де Мериево, академика Российской академии наук, автора первого русского учебника по естествознанию «Начинания естественной истории...» Василия Федоровича Зуева, писателя, журналиста, издателя Николая Ивановича Новикова, неоднократно высказывались по поводу целесообразности проведения со школьниками прогулок и экскурсий в природу[12].
Благодаря их деятельности, рекомендации о проведении школьных экскурсий в природу нашли отражение в «Уставе народных училищ» 1786 г. А в утвержденном в 1894 г. «Школьном уставе» прямо указывалось на необходимость «устраивать» не только прогулки-экскурсии в природу, но и организовывать «с целью знакомства» посещение мануфактур, мастерских ремесленников и других предприятий[29].
Глубокое теоретическое обоснование использования в процессе обучения детей такого метода как экскурсии нашло отражение в трудах основоположника научной педагогики в России Константина Дмитриевича Ушинского. Он подверг критике схоластические методы преподавания, царившие в русской школе XIX в., и предложил новые, в основу которых положил идеи народности, требования развития в учащихся умений наблюдать явления окружающей действительности[22].
К. Д. Ушинский настойчиво рекомендовал применять в школе такой активный метод обучения, каким является экскурсия, и в первую очередь экскурсии в природу, так как они позволяют ребенку с помощью учителя самому видеть и воспринимать окружающий его мир предметов и явлений[21].
1.2 Первые формы экскурсионной деятельности в России
Первые формы экскурсионной деятельности в России были тесно связаны с образовательными и научными целями. Термин "экскурсия" происходит от латинского "excursio" - поездка. Экскурсии зародились на основе поездок познавательного, образовательного, научного характера.
Научные экспедиции являются важным прообразом современной экскурсионной деятельности. Они представляют собой уникальную форму туризма, позволяющую участникам не только увидеть мир, но и внести вклад в науку и исследования. Этот вид туризма обращается к людям, желающим погрузиться в нечто большее, чем просто отдых или традиционные экскурсии по историческим местам[30].
Научные экспедиции предлагают путешественникам возможность принять участие в реальных исследовательских проектах, охватывающих разнообразные области — от археологии до морской биологии. Такой формат путешествий не только обогащает участников новыми знаниями и впечатлениями, но и способствует развитию науки и расширению представлений о мире[40].
В современной России продолжается традиция научных экспедиций. Например, в 2015 году ученый-эколог Артем Акшинцев основал проект Russian Travel Geek, где туристы могут присоединиться к настоящим научным экспедициям. Сегодня в этих экспедициях участвуют различные ученые-гиды — геохимики, вулканологи, антропологи и палеонтологи, которые организуют туры и проводят научные исследования[10].
Также в Челябинской области запускаются научно-популярные маршруты, такие как «Путешествие в науку: откуда берется электричество», «Секреты несекретных лабораторий» и «На родину Курчатова!», разработанные совместно с учеными. Эти туры позволяют путешественникам посетить ранее закрытые лаборатории известных вузов и узнать о передовых научных исследованиях[34].
Учебные экскурсии представляют собой форму организации обучения, которая позволяет проводить изучение предметов, процессов, явлений в естественных условиях. Они обогащают и углубляют знания учащихся и связывают теорию с практическим опытом: школьники наблюдают изученные в школе предметы и явления в реальной жизни и естественной среде. Это делает учёбу более увлекательной и эффективной, способствует углубленному пониманию материала.
Со второй половины XIX века экскурсии расширяются, заручившись официальной поддержкой властей. Теперь, помимо изучения окружающего мира, детей начинают водить по историческим местам. В этот период открыли много памятников истории и архитектуры, организовали выставки и музеи, что обогатило содержание экскурсионной деятельности[19].
Образовательные экскурсии решают целый ряд важнейших задач в процессе обучения. Их обучающая функция позволяет приобрести новые знания, расширить и закрепить уже имеющиеся. Они также выполняют развивающую функцию: в процессе экскурсий дети получают возможность применить свои знания на практике и развить различные навыки: ориентирование, наблюдательность, инициативность, способность к коммуникации со сверстниками и другие значимые умения.
1.3 Роль общественных организаций в развитии экскурсионного дела
Общественные организации сыграли значительную роль в развитии и институционализации экскурсионного дела в России. Большой интерес к экскурсиям появился в XX веке, что стало толчком к созданию экскурсионных комитетов. Они помогали группам и отдельным туристам в знакомстве с городами и столицами.
Русское географическое общество (РГО) является одним из старейших и наиболее авторитетных обществ, занимающихся географическими исследованиями и экспедициями. Общество было создано как союз исследователей и величайших умов своего времени, который изначально был закрытым, а впоследствии стал доступным для всех интересующихся географией и путешествиями[14].
РГО было основано по высочайшему повелению Николая I в 1845 году. В разные годы Обществом руководили представители Российского императорского дома, учёные и государственные деятели. РГО организовывало многочисленные экспедиции, результаты которых имели большое значение для развития науки и экскурсионного дела. Такие известные исследователи, как Пржевальский, Миклухо-Маклай и Обручев, связаны с деятельностью этого общества. Их экспедиции и открытия не только обогатили научные знания о различных регионах, но и создали основу для будущих экскурсионных маршрутов [24].
РГО внесло значительный вклад в изучение Европейской России, Урала, Сибири, Дальнего Востока, Средней и Центральной Азии, Кавказа, Ирана, Индии, Новой Гвинеи, полярных стран и других территорий. Обществом были заложены основы отечественного заповедного дела[27].
Современная деятельность РГО включает организацию экскурсий по своей московской Штаб-квартире, где посетители могут увидеть исторические реликвии и современные достижения экспедиций. Такие экскурсии позволяют узнать о том, кто такие географы и чем они занимаются, увидеть фонды самой большой географической библиотеки Европы, услышать историю создания одного из старейших обществ по теме географии[39].
Деятельность Общества любителей естествознания охватывала широкий спектр направлений, связанных с изучением природы и человека. Организация экскурсий и экспедиций позволяла участникам получать практические знания и навыки, а также способствовала формированию методологии проведения экскурсий.
Таким образом, Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии внесло существенный вклад в становление и развитие экскурсионного дела в России, заложив основы для его научного и методического обеспечения. Организованные обществом экскурсии и экспедиции способствовали формированию традиций отечественной экскурсионной деятельности и развитию ее различных направлений.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). – Текст : электронный // СПС «КонсультантПлюс». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/ (дата обращения: 31.03.2025).
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". – Текст : электронный // СПС «КонсультантПлюс». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 31.03.2025).
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.02.2016 № 115 "Об утверждении положения о порядке организации и проведения учебных и познавательных экскурсий". – Текст : электронный // Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 31.03.2025).
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 344 "Об утверждении Правил организации экскурсий для детей и подростков". – Текст : электронный // СПС «КонсультантПлюс». – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 31.03.2025).
5. ГОСТ Р 54604-2011 Туристские услуги. Экскурсионные услуги. Общие требования : национальный стандарт Российской Федерации : издание официальное : утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 декабря 2011 г. № 738-ст : введен впервые : дата введения 2012-07-01. – Москва : Стандартинформ, 2012. – 12 с.
6. ГОСТ Р 53522-2009 Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения : национальный стандарт Российской Федерации : издание официальное : утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. № 772-ст : введен впервые : дата введения 2010-07-01. – Москва : Стандартинформ, 2010. – 8 с.
Монографии и научные статьи
7. Анциферов, Н. П. О методах и типах историко-культурных экскурсий / Н. П. Анциферов. – Петроград : Начатки знаний, 1923. – 39 с. – Текст : непосредственный.
8. Анциферов, Н. П. Теория и практика экскурсий по обществоведению / Н. П. Анциферов. – Ленинград : Время, 1926. – 216 с. – Текст : непосредственный.
9. Арцыбашев, Д. В. История туристско-экскурсионной деятельности в России: Вторая половина XIX-XX вв. : специальность 07.00.02 "Отечественная история" : диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Арцыбашев Денис Валерьевич. – Курск, 2000. – 232 с. – Текст : непосредственный.
10. Афанасьев, О. Е. Инновации в экскурсионной работе: концепции, технологии, практика : монография : в 2 томах / О. Е. Афанасьев. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2023. – 412 с. – ISBN 978-5-4499-3325-1. – Текст : непосредственный.
11. Баталова, Л. В. История развития дореволюционного отечественного туристско-экскурсионного дела / Л. В. Баталова, Г. В. Мерзлякова. – Текст : непосредственный // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2009. – Т. 151, кн. 2, ч. 2. – С. 51-60.
12. Гревс, И. М. Природа экскурсионности / И. М. Гревс. – Текст : непосредственный // Педагогическая мысль. – 1923. – № 3. – С. 3-20.
13. Гревс, И. М. К теории и практике экскурсий, как орудия научного изучения истории в университетах / И. М. Гревс. – Текст : непосредственный // Журнал Министерства народного просвещения. – 1910. – № 7. – С. 21-64.
14. Долженко, Г. П. История туризма в дореволюционной России и СССР / Г. П. Долженко. – Ростов-на-Дону : Издательство Ростовского университета, 1988. – 192 с. – Текст : непосредственный.
15. Емельянов, Б. В. Экскурсоведение : учебник / Б. В. Емельянов. – 6-е изд. – Москва : Советский спорт, 2007. – 216 с. – ISBN 978-5-9718-0310-2. – Текст : непосредственный.
16. Зорин, И. В. Туризм как вид деятельности : учебник / И. В. Зорин, Т. П. Каверина, В. А. Квартальнов. – Москва : Финансы и статистика, 2005. – 288 с. – ISBN 5-279-02443-X. – Текст : непосредственный.
17. Квартальнов, В. А. Туризм : учебник / В. А. Квартальнов. – 2-е изд., перераб. – Москва : Финансы и статистика, 2007. – 336 с. – ISBN 978-5-279-03119-3. – Текст : непосредственный.
18. Курлат, Ф. Л. Вопросы экскурсионной работы / Ф. Л. Курлат, Н. Н. Злацен, М. А. Казарина. – Москва : НИИ культуры, 1973. – 102 с. – Текст : непосредственный.
19. Райков, Б. Е. Методика и техника экскурсий / Б. Е. Райков. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва ; Ленинград : ГИЗ, 1930. – 114 с. – Текст : непосредственный.
20. Седова, Н. А. История развития экскурсионного дела в СССР / Н. А. Седова. – Текст : непосредственный // Вопросы истории. – 2010. – № 8. – С. 91-97.
21. Соколова, М. В. История туризма : учебное пособие / М. В. Соколова. – 7-е изд., испр. – Москва : Академия, 2012. – 352 с. – ISBN 978-5-7695-9118-3. – Текст : непосредственный.
22. Уткина, О. Н. Современные информационные технологии в экскурсионной деятельности / О. Н. Уткина. – Текст : электронный // Сервис в России и за рубежом. – 2023. – Т. 17, № 6 (108). – С. 26-35. – URL: https://ruservices.rgutspubl.org/index.php/1/article/view/325 (дата обращения: 31.03.2025).
23. Усыскин, Г. С. Очерки истории российского туризма / Г. С. Усыскин. – 2-е изд., перераб. и доп. – Санкт-Петербург : Герда, 2007. – 208 с. – ISBN 978-5-94125-143-5. – Текст : непосредственный.
24. Хуусконен, Н. М. Практика экскурсионной деятельности / Н. М. Хуусконен, Т. М. Глушанок. – Санкт-Петербург : Герда, 2008. – 208 с. – ISBN 978-5-94125-143-5. – Текст : непосредственный.
Учебная литература
25. Александров, Ю. Н. Подготовка и проведение экскурсий / Ю. Н. Александров. – Москва : ЦРИБ Турист, 1974. – 86 с. – Текст : непосредственный.
26. Александрова, А. Ю. Международный туризм : учебное пособие для вузов / А. Ю. Александрова. – Москва : Аспект-пресс, 2001. – 464 с. – ISBN 5-7567-0189-3. – Текст : непосредственный.
27. Биржаков, М. Б. Введение в туризм : учебник / М. Б. Биржаков. – 9-е изд., перераб. и доп. – Санкт-Петербург : Невский Фонд, 2008. – 576 с. – ISBN 978-5-94125-160-2. – Текст : непосредственный.
28. Бриггс, С. Маркетинг в туризме / С. Бриггс ; перевод с английского М. Ю. Зарицкой. – Киев : Знання, 2005. – 358 с. – ISBN 966-346-062-9. – Текст : непосредственный.
29. Долженко, Г. П. Экскурсионное дело : учебное пособие / Г. П. Долженко. – Москва : ИКЦ "МарТ", 2008. – 272 с. – ISBN 978-5-241-00860-0. – Текст : непосредственный.
30. Жираткова, Ж. В. Основы экскурсионной деятельности : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Ж. В. Жираткова, Т. В. Рассохина, Х. Ф. Очилова. – Москва : Юрайт, 2020. – 189 с. – ISBN 978-5-534-13031-7. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт : [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/448848 (дата обращения: 31.03.2025).
31. Скобельцына, А. С. Технология и организация информационно-экскурсионной деятельности : учебник для среднего профессионального образования / А. С. Скобельцына, А. П. Шарухин. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2019. – 262 с. – ISBN 978-5-534-09061-1. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт : [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/441923 (дата обращения: 31.03.2025).
32. Сущинская, М. Д. Культурный туризм : учебное пособие / М. Д. Сущинская. – Санкт-Петербург : СПбГУЭФ, 2010. – 128 с. – ISBN 978-5-7310-2618-9. – Текст : непосредственный.
33. Третьякова, Т. Н. Анимационная деятельность в социально-культурном сервисе и туризме : учебное пособие / Т. Н. Третьякова. – Москва : Академия, 2008. – 272 с. – ISBN 978-5-7695-4336-7. – Текст : непосредственный.
34. Чудновский, А. Д. Управление индустрией туризма : учебное пособие / А. Д. Чудновский, М. А. Жукова, В. С. Сенин. – 4-е изд., испр. и доп. – Москва : КНОРУС, 2009. – 448 с. – ISBN 978-5-390-00095-7. – Текст : непосредственный.
Интернет-ресурсы
35. Инновации в экскурсионной работе : [сайт]. – Москва, 2023. – URL: https://rguts.ru/news/view/408 (дата обращения: 31.03.2025). – Текст : электронный.
36. Основные нормативно-правовые акты, регулирующие организацию школьных экскурсий в РФ. – Текст : электронный // ИДиС Тур : [сайт]. – 2024. – URL: https://idistur-kids.ru/blog/shkolnye-ekskursii-v-rf-normativno-pravovye-akty (дата обращения: 31.03.2025).
38. Российское географическое общество : официальный сайт. – Москва. – Обновляется в течение суток. – URL: https://www.rgo.ru (дата обращения: 31.03.2025). – Текст : электронный.
39. Инновации в экскурсионной работе // Российский государственный университет туризма и сервиса : [сайт]. – URL: https://rguts.ru/news/view/408 (дата обращения: 21.03.2025).
40. Курамшина Ю. В., Попов А. Д. Теория и практика "экскурсий в культуру":П. В. Никольский и отечественные экскурсионисты первой трети хх века // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. 2015. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-i-praktika-ekskursiy-v-kulturu-p-v-nikolskiy-i-otechestvennye-ekskursionisty-pervoy-treti-hh-veka (дата обращения: 19.03.2025).
41. Методика проведения экскурсий // Туристическая библиотека : [сайт]. – URL: https://tourlib.net/books_tourism/ekskurs24.htm (дата обращения: 21.03.2025).
42. Мышева Т. П. История отечественного экскурсионного дела в аспекте музейной педагогики // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2015. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-otechestvennogo-ekskursionnogo-dela-v-aspekte-muzeynoy-pedagogiki (дата обращения: 21.03.2025).