Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Понятия «произносительная сторона речи» или «произношение» охватывают фонетическое оформление речи и комплекс речевых моторных навыков, которые оно описывает. Это включает в себя речевое дыхание, формирование голоса, воспроизведение звуков и их комбинаций, навыки словесного ударения и идиоматической интонации, а также средства соблюдения всех норм орфоэпии.
Нарушения в произношении негативно влияют на весь ход психического развития ребенка, что отражается как на действиях, поведении, так и на межличностных отношениях, как со сверстниками, так и со взрослыми. Возникающие недостатки приводят ребенка к застенчивости, заниженной самооценке, замкнутости, агрессивному поведению.
По данным Е.Ф. Архиповой, в группах для детей недоразвитием речи до 50% детей, а в группах с фонетико-фонематическим недоразвитием – до 35% детей имеют стертую дизартрию.
Стертая дизартрия является одной из наиболее распространенных форм в детском возрасте, когда нарушение произносительной речи представляет собой стойкие нарушения, сходные по структуре с другими ведущими нарушениями артикуляции, и представляет значительные трудности для дифференциальной диагностики и коррекции.
При стертой дизартрии нарушения звукопроизношения и просодических компонентов речи обусловлены органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. Этой проблеме посвящены работы Е. Ф. Архиповой, Е.Н. Винарской, И.Б. Карелиной, Е.М. Мастюковой.
В литературе имеются многочисленные указания на то, что в логопедической практике у детей наблюдаются недостатки произношения, которые напоминают дислалию, но имеют более длительную и сложную динамику устранения. Дети, имеющие стертую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи.
Существует значительная тенденция к увеличению числа детей с этим расстройством. Потребность в работе с детьми с нарушениями речи определяет актуальность данного исследования.
Объект исследования: развитие звукопроизношения в дошкольном возрасте.
Предмет исследования: особенности нарушений звукопроизношения у старших дошкольников со стертой дизартрией.
Цель исследования: изучить научно-методическую литературу и провести экспериментальное исследование, направленное на выявление особенностей нарушений звукопроизношения у старших дошкольников со стертой дизартрией.
В процессе исследования решались следующие задачи:
– изучить закономерности развития звукопроизношения в онтогенезе;
– выявить особенности звукопроизношения у детей со стертой дизартрией;
– проанализировать методы и приемы развития коррекции звукопроизношения у старших дошкольников со стертой дизартрией;
– установить особенности нарушения звукопроизношения у старших дошкольников со стертой дизартрией.
Методы исследования: изучение, анализ, обобщение, систематизация научно-методической литературы по проблеме исследования.
Организация исследования. Эмпирическое исследование было организовано и проведено на…………. Экспериментальная выборка составила 10 дошкольников со стертой дизартрией.
Глава I. Теоретические аспекты изучения развития звукопроизношения у старших дошкольников со стертой дизартрией
1.1 Развитие звукопроизношения в онтогенезе
Онтогенетическое развитие произносительной стороны речи является одним из первых в ходе роста и развития ребенка. Именно первый крик становится первым жизненным навыков ребенка.
Исследование произносительной стороны речи занимались многочисленные физиологи, логопеды, педагогами, нейропсихологи.
Одними из первых и основополагающих исследователей произношения в детском возрасте являлись В. И. Бельтюков, Н. И. Жинкин, А. Р. Лурия.
Дальнейшие исследования в области особенностей произносительной речи у нормотипичных дошкольников и дошкольников, имеющих различные речевые патологии рассмотрены в работах Е. Ф. Архиповой, Е. Н. Винарской, А. Н. Гвоздева, Т. Б. Филичевой, М. Ф. Фомичева и др.
Понятие «произносительная сторона речи» охватывает процесс фонетического оформления речи и задействованных в нем речевых навыков.
Произносительная сторона речи включает в себя три аспекта:
– звукопроизношение;
– речевое дыхание;
– голосовые функции и просодика .
Все перечисленные нами зверь произносительной стороны речи взаимодополняют друг друга и совершенствуются в течение всего дошкольного и школьного возраста.
Ребёнок в процессе речи способен усваивать правильное и неправильное произношение и тем самым контролировать его.
Звукоизоляционная сторона речи больше всего формируется в дошкольном возрасте. Авторы, затронувшие эту проблему, Е.Н. Российская и Л.А. Гаранина считают, что звукопроизводящая сторона речи делится на две составляющие: фонематическую систему, включающую звуко-буквенную систему русского языка и просодическую сторону речи. В то же время – включает интонацию, темп, интонацию речи. Кроме того, просодика также включает сложный комплекс элементов, охватывающий ритм, логический акцент, который служит на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, выражения и эмоций, в которых слышится настроение, состояние человека и его действительное эмоциональное сообщение .
Онтогенетические особенности развития фонетических процессов. Фонематический слух у детей начинает формироваться очень рано. В первые недели жизни, услышав звук человеческого голоса, малыш перестает сосать грудь матери, перестает плакать, когда начинаешь с ним разговаривать.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
Научная литература
1. Архипова Е.Ф. Коррекционно–логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. М.: ACT : Астрель, 2016. 254 с.
2. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. М.: Астрель, 2017. 250 с.
3. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи . М.: Педагогика, 1977. 176 с.
4. Белякова Л.И., Волоскова Н. Н. Логопедия. Дизартрия. М. : Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2017. 287 с.
5. Бородич A.M. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2018. 189 с.
6. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: периодика раннего развития. М.: Просвещение, 1987. 425с.
7. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников Методическое пособие. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000. 147 с.
8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М. : Просвещение, 1973. 320 с.
9.Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. СПб : Союз, 2016. 346 с.
10. Лопатина Л.В. Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения // Материалы конференции "Реабилитация пациентов с расстройствами речи. Спб., 2000. С 177-182.
11. Мастюкова Е.М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст / под ред. А. Г. Московкиной. М. : Классик Стиль, 2003. 320 с.
12.Российская Е. Н. Гаранина Л. А. Произносительная сторона речи Практ. Курс. М. : АРКТИ, 2003. 101 с.
13. Правдина О. В. Логопедия. / Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перер. М.: "Просвещение", 1973. 272 с.
14.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание». М.: Просвещение, 1989. 239 с.
Периодические издания
15. Карелина И.Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрии и сложной дислалии // Дефектология. 1996. №5. С.10-13.
16. Ланина Е.М., Симкин М. Л. Логопедическая диагностика и коррекция дизартрии у детей: учебное пособие / Кемеровский государственный университет. Кемерово, 2019. 164 с.
Интернет-ресурсы
17. Башмакова С.Б., Коробейникова Е.А. Онтогенез фонетической стороны речи // Современные образовательные практики в студенческих исследованиях. 2023. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ontogenez-foneticheskoy-storony-rechi (дата обращения: 20.03.2025).
18. Данилова Е.А. Исследование особенностей звукопроизношения у дошкольников со стертой дизартрией и дислалией // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №69-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-osobennostey-zvukoproiznosheniya-u-doshkolnikov-so-stertoy-dizartriey-i-dislaliey (дата обращения: 20.03.2025).
19. Иванова Н.В., Косякова И.А. Диагностика произношения шипящих звуков у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией // Colloquium-journal. 2020. №12 (64). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-proiznosheniya-shipyaschih-zvukov-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-so-styortoy-dizartriey (дата обращения: 20.03.2025).
17. Лавская Н. С., Ковалёва Т.П. Актуальные вопросы изучения и коррекции стертой дизартрии у детей // Молодой ученый. 2019. № 17 (76). С. 512-514. URL: https://moluch.ru/archive/76/12952/ (дата обращения: 18.04.2020).
18. Ларченкова Д.Б., Меженцева Г.Н. Особенности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией // Проблемы Науки. 2024. №6 (193). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-zvukoproiznosheniya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-so-styortoy-dizartriey (дата обращения: 20.03.2025).