Фрагмент для ознакомления
2
Психолого-педагогические и возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста являются ключевым объектом изучения для специалистов в сфере дошкольного детства. Данный возрастной период охватывает промежуток от пяти до семи лет и считается одним из наиболее важных этапов в становлении личности ребенка. В это время происходят значительные изменения в когнитивной, эмоциональной и социальной сферах, что влияет на подготовку ребенка к школьному обучению и дальнейшему жизненному пути.
В старшем дошкольном возрасте происходит бурное развитие и регенерация функций всех физиологических систем детского организма: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, мышечной. Ребенок стремительно набирает рост и вес, меняются пропорции тела. Основные изменения происходят на более высоких уровнях нервной активности. Характерно, что мозг шестилетнего ребенка близок к мозгу взрослого. Тело ребенка в возрасте от 5,5 до 7 лет показывает, что оно готово к развитию в более старшем возрасте, что включает в себя более серьезные умственные и физические проблемы, связанные с формальным школьным обучением.
Физическое развитие тесно связано с общим состоянием здоровья и благополучием ребенка. Физическое развитие детей старшего дошкольного возраста характеризуется значительным увеличением мышечной массы, улучшением координации движений и повышением выносливости. Дети становятся более ловкими и уверенными в выполнении сложных моторных действий. Увеличивается продолжительность активных игр, что свидетельствует о возросшей энергии и силе. Тем не менее, несмотря на прогресс в физическом развитии, сохраняется потребность в регулярных перерывах для отдыха и восстановления сил.
Исследования, касающиеся когнитивного развития детей старшего дошкольного возраста доказали, что в этом периоде увеличивается объем кратковременной памяти, улучшается способность к концентрации внимания и развивается логика мышления. Эти изменения создают предпосылки для успешной подготовки к школе. Старшие дошкольники демонстрируют заметный скачок в интеллектуальном развитии. Их мыслительные процессы становятся более сложными и разнообразными. Дети начинают активно использовать речь для выражения мыслей и решения проблем. Способность к обобщениям и абстрагированию возрастает, что позволяет им оперировать понятийным аппаратом и строить логические цепочки. Внимание детей становится более устойчивым, а память улучшается, позволяя удерживать большие объемы информации.
Согласно теории Пиаже, старший дошкольный возраст соответствует стадии дооперационного мышления. Дети начинают использовать символы и абстрактные концепции, хотя их мышление остается интуитивным и основанным на конкретных примерах. Важной характеристикой этого периода является усиление способности к обобщению и классификации объектов и явлений.
Эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста претерпевает серьезные изменения. Дети становятся более чуткими к настроению окружающих, стремятся к одобрению и признанию со стороны значимых людей. Появляется способность контролировать свои эмоции, хотя вспышки гнева или радости всё еще возможны. Дети начинают осознавать свое место в обществе и испытывают потребность в самовыражении и самореализации. Важно создавать условия, позволяющие ребенку безопасно проявлять свои чувства и получать поддержку в трудных ситуациях.
Старший дошкольный возраст — это пора расцвета творчества. Дети активно занимаются рисованием, лепкой, конструированием и другими видами художественной деятельности. Они проявляют фантазию и оригинальность в создании новых образов и идей. Творчество становится способом самовыражения и поиска смысла в мире. Воспитатели и родители должны поддерживать творческие начинания ребенка, стимулируя его стремление к новаторству и самостоятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бушина, Н. В. Влияние классической музыки на дошкольников / Н. В. Бушина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 6 (54). — С. 4-6.
2. Василенко, С. Я. Сергей Васильевич Рахманинов: 1873–1943 : краткий очерк жизни и творчества : книжка для юношества / С. Я. Василенко. — Ленинград : Музгиз, 1961.
3. Велмер, А. «Теория искусства» / А. Велмер — М.: Искусство, 2007.
4. Выготский, Л. С. Мышление и речь: психологические исследования / Л. С. Выготский. — Москва : Нац. образование, 2016. — 367 с.
5. Крылова, Н. А. Исследование двухфакторной модели сознания: социально-коммуникативная парадигма / Н. А. Крылова, Т. В. Семёнова. — Текст : непосредственный // Молодой учёный. — 2021. — № 51 (393). — С. 454–455.
6. Лебедева, С. А. « Психология дошкольного образования» : монография / С. А. Лебедева. — Чебоксары : Среда, 2021. — 103 с.
7. Леонтьев, А. А., Леонтьев, Д. А., Соколова, Е. Е.. Алексей Николаевич Леонтьев. Деятельность, сознание, личность. — Москва : Смысл, 2005. — 431 с.
8. Обухова, Л. С. Проблемы формирования человеческого капитала в России / Л. С. Обухова. — Текст : непосредственный // Молодой учёный. — 2010. — № 7 (18). — С. 119–121.
9. Пиаже Ж. Психология интеллекта: [Пер.] / Жан Пиаже. — М. [и др.] : Питер, 2003.
10. Пфеффер, Г. Восприятие музыки и музыкальная психология. Шотт Мьюзик ГмбХ энд Ко КГ. – 1998.
11. Резцова, Т. М. Основы развития музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста в процессе слушания классической музыки / Т. М. Резцова, В. И. Русанова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 69-71.
12. Сабанеев, Л. П. Собрание сочинений // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890–1907.
13. Стравинский, И. Ф. «Хроника моей жизни». М., 2005.
14. Сухомлинский, В. А. Как воспитать настоящего человека : педагогическое наследие / В. А. Сухомлинский. — М.: Педагогика, 1990. — 288 с.
15. Фраёнова, О. В. Рахманинов // Большая российская энциклопедия. Том 28. — М., 2015. — С. 267–270.
16. Харчук, Л. М.; Юмина, А. Н. «Николай Георгиевич Гарин-Михайловский, 1852–1906: Биобиблиографический указатель». — Новосибирск: НГОНБ, 2012.
17. Цыпин, Г. М. «Психология творческой деятельности. Музыка и другие искусства». Цыпин, Г. М.. — Москва: Юрайт, 2022. — 203 с.
18. Шостакович, Д. Д. Полное собрание сочинений : в 42 т. / редкол.: Ю. В. Келдыш [и др.] ; сост. Г. Б. Бернандт, Л. Г. Ковнацкая. — М. : Музыка, 1987–2006.
19. Штумпф, Карл. Происхождение музыки = [Die Anfange der Musik] / Пер. с нем. Ю. Вайнкопа ; Под ред. и с предисл. С. Гинзбурга. — Ленинград : [б. и.], 1927 [1926]. — 59 с.
20. Эльконин, Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. // « Вопросы психологии». — 1971. — №4. — С. 6–20.