Фрагмент для ознакомления
1
Глава 1. Теоретические основы оценки бизнес-эффекта корпоративного обучения 3
1.1. Корпоративное обучение как инструмент развития бизнеса 3
1.2. Традиционные методы оценки эффективности обучения 5
1.3. Концепция и основные принципы продуктового подхода в управлении корпоративным обучением 7
Глава 2. Продуктовый подход к оценке бизнес-эффекта от корпоративного обучения 10
2.1. Ключевые метрики оценки бизнес-эффекта с позиции продуктового подхода 10
2.2. Взаимосвязь обучения с бизнес-целями компании: примеры и кейсы 12
2.3. Инструменты и технологии для сбора и анализа данных (BI-системы, дашборды, аналитика) 15
Заключение 21
Список литературы 23
Фрагмент для ознакомления
2
Корпоративное обучение представляет собой систематический процесс развития знаний, навыков и компетенций сотрудников организации, направленный на повышение эффективности их работы и достижение стратегических целей компании. В современных условиях высококонкурентной бизнес-среды корпоративное обучение становится не просто элементом кадровой политики, но и важнейшим инструментом развития бизнеса.
Корпоративное обучение является ключевым фактором формирования человеческого капитала организации, способствующим повышению ее конкурентоспособности и адаптивности к изменяющимся условиям рынка [1, с. 28]. Действительно, в условиях цифровой трансформации и постоянных технологических инноваций способность сотрудников быстро осваивать новые знания и навыки определяет успешность адаптации компании к новым вызовам.
Корпоративное обучение может принимать различные формы и использовать разнообразные методы в зависимости от целей и потребностей организации. Среди наиболее распространенных форматов корпоративного обучения можно выделить:
1. Формальное обучение (тренинги, семинары, курсы).
2. Обучение на рабочем месте (наставничество, коучинг, ротация).
3. Самообучение (электронные курсы, дистанционное обучение).
4. Смешанное обучение (blended learning).
5. Корпоративные университеты и учебные центры.
Выбор форм и методов корпоративного обучения должен определяться не только исходя из имеющихся ресурсов и возможностей организации, но и с учетом их потенциальной эффективности для достижения конкретных бизнес-целей [2, с. 10], означая, что программы корпоративного обучения должны разрабатываться с четким пониманием того, какие именно бизнес-показатели они призваны улучшить.
Корпоративное обучение выполняет ряд важных функций в системе развития бизнеса:
1. Стратегическая функция – обеспечивает соответствие компетенций персонала стратегическим целям компании.
2. Адаптивная функция – способствует быстрой адаптации организации к изменениям внешней среды.
3. Инновационная функция – создает условия для генерации и внедрения инноваций.
4. Экономическая функция – повышает производительность труда и эффективность бизнес-процессов.
5. Мотивационная функция – повышает уровень вовлеченности и удовлетворенности сотрудников.
Корпоративное обучение является одним из ключевых драйверов управления эффективностью бизнеса, поскольку позволяет целенаправленно развивать те компетенции сотрудников, которые непосредственно влияют на достижение стратегических бизнес-целей [6, с. 529], что подчеркивает роль корпоративного обучения как инструмента, напрямую связанного с бизнес-показателями компании.
Выделяют несколько уровней влияния корпоративного обучения на бизнес:
1. Операционный уровень – повышение производительности труда, снижение ошибок, улучшение качества продукции/услуг.
2. Тактический уровень – оптимизация бизнес-процессов, повышение клиентоориентированности, рост продаж.
3. Стратегический уровень – создание устойчивых конкурентных преимуществ, повышение адаптивности организации, формирование инновационной культуры [5, с. 16].
Таким образом, инвестиции в корпоративное обучение должны рассматриваться не как затраты, а как вложения в развитие бизнеса, способные генерировать измеримую отдачу.
Оценка эффективности корпоративного обучения является одной из наиболее сложных задач в сфере управления человеческими ресурсами. Традиционные методы оценки эффективности обучения формировались на протяжении нескольких десятилетий и представляют собой устоявшиеся подходы к измерению результатов образовательных программ.
Наиболее известной и широко применяемой моделью оценки эффективности обучения является модель Дональда Киркпатрика, разработанная в 1959 году, которая представляет собой четырехуровневую систему оценки, которая позволяет последовательно анализировать реакцию участников, приобретенные знания и навыки, изменения в поведении и влияние на бизнес-результаты [3, с. 483].
Модель включает следующие уровни:
1. Реакция – оценка удовлетворенности участников программой обучения.
2. Обучение – измерение приобретенных знаний, навыков и установок.
3. Поведение – оценка применения полученных знаний и навыков на рабочем месте.
4. Результаты – измерение влияния обучения на бизнес-показатели.
Несмотря на широкое распространение модели Киркпатрика, многие организации ограничиваются оценкой лишь на первых двух уровнях, так как измерение изменений в поведении и, особенно, влияния на бизнес-результаты требует значительных ресурсов и методологической подготовки [1, с. 31].
Развитием модели Киркпатрика стала модель ROI (Return on Investment), предложенная Джеком Филлипсом, которая добавляет пятый уровень оценки – возврат на инвестиции. Модель ROI позволяет выразить эффект от обучения в денежном эквиваленте и сопоставить его с затратами на организацию и проведение обучения [3, с. 485].
Фрагмент для ознакомления
3
1.Долженко, Р. А. Оценка эффективности корпоративного обучения: эволюция подходов и перспективы / Р. А. Долженко, К. К. Илюшников // Вестник НГУЭУ. – 2018. – № 3. – С. 26-43.
2.Илюшников, К. К. Оценка эффективности корпоративного обучения персонала на основе ключевых показателей и метрик: автореферат дис. ... кандидата экономических наук: 08.00.05 / Илюшников Константин Константинович. – Омск, 2021. – 24 с.
3.Инжакова, Е. П. Методы оценки эффективности систем обучения персонала организации / Е. П. Инжакова // Синергия Наук. – 2021. – № 55. – С. 481-494.
4.Липский, К. С. Использование продуктового подхода в корпоративном обучении / К. С. Липский // Санкт-Петербург: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2023. – С. 180-184.
5.Макаров, В. В. Модель корпоративного университета как инструмент внутрифирменного управления знаниями / В. В. Макаров, Т. А. Блатова // Экономика и качество систем связи. – 2019. – № 3(13). – С. 12-20.
6.Николаева, К. С. Управление эффективностью бизнеса / К. С. Николаева // Отв. редакторы А.А. Бурмистрова [и др.]. – Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2020. – С. 528-531.