Фрагмент для ознакомления
2
Работа с обращениями от населения позволяет прокурорам отслежи-вать какие права и свободы человека и гражданина нарушаются чаще всего, и к какой сфере следует уделить особенное внимание. Изучив обращение, прокурор формирует мнение о характере реагирования на него.
Прокурорам, в соответствии с законом, стоит доступно и понятно объ-яснять, каким образом человек может защитить свои права. В связи с тем, что в обществе распространено явление правовой безграмотности, прокуро-ры должны разъяснять доступным образом гражданам содержание их прав и свобод, и как защитить их при нарушении. Прокуроры могут оказать со-действие в виде разъяснения процедуры обращения в суд. Также окажут со-действия лицам социально незащищенным, а также помогут тем гражданам, которые сами предоставлять свои законные интересы не в состоянии по тем или иным причинам, таким как состояние здоровья или отбывание наказания в местах лишения свободы. Помощь населению с вопросами, касающимися их прямых обязанностей, рода деятельности и наличия необходимых знаний имеет большое значение для консультирования людей и направления их в те учреждения, чья работа напрямую связана с изложенным в обращении во-просе. Каждый орган власти должен работать по своему направлению и не подменять полномочия других, чтобы у каждого работника было ясное представление о том, по каким вопросам заявителя можно направить в иную организацию, дабы избежать путаницы и пересылке дела друг другу из од-ного учреждения к другому. Работникам стоит уметь правильно и доходчиво излагать для потерпевшего все возможные способы разрешения его вопроса и проблемы, а также ясно объяснять, то какие учреждения занимаются этим .
Помимо того, что Конституцией предусмотрен порядок судебной за-щиты, есть и иные способы защиты своих прав. Об этом прокурор сообщает заявителю. При необходимости прокурор может указать на какую норму за-кона следует обратить внимание для разрешения данного спора.
Необходимо заметить, что прокурору стоит выполнять только ту рабо-ту, которая относится к его прямым служебным обязанностям, осуществлять надзор, не превышая своих полномочий и выполнять все возложенные на не-го законом обязанности. Работники прокуратуры могут помочь пострадав-шим в разъяснении, в какие другие учреждения или органы власти можно обратиться по тому или иному случаю и проблеме, и какие документы необ-ходимо заполнить. Но, выполняя работу с населением, стоит осознавать ограничения, возложенные на прокурора федеральным законом, и не пы-таться заменить в своей работой профессии адвоката или юридического кон-сультанта, даже из благих намерений не выполнять работу по оказанию юридической помощи. Каждый правоохранительный орган или иные орга-низации, оказывающие юридическую помощь населению должны заниматься только характерным для себя направлением. Если поступает заявление, ин-формация в котором касается компетенции других органов власти и не соот-ветствует компетенции и деятельности подразделения прокуратуры, то про-курор может перенаправить жалобу в соответствующие сроки в государ-ственный орган, способный восстановить нарушенное право. Одновременно с этим он обязан оповестить заявителя. Сроки, в которые стоит перенапра-вить заявления в другие органы указаны в действующей Инструкции.
Активная работа проводится по предупреждению и пресечению обще-ственно опасных деяний, привлечению лиц, нарушивших закон, к ответ-ственности и возмещению причиненного ущерба. Такие меры применяются, исходя из результата рассмотрения обращений, и прослеживаются в матери-алах обобщения надзорной практики .
Поскольку на государственных органах лежит обязанность доказать вину, прокурор должен иметь достаточно информации о нарушении закона, о лицах, допустивших данные нарушения для передачи дела, для привлече-ния к установленной законом ответственности. Информацию и все материалы следует собирать оперативно по каждому делу. Частично сбор информации прокурор может делегировать своему помощнику или заместителю либо распределить работу между ними.
Собранный прокурором материал, является основой для дальнейшей работы по данному обращению, от правильности сбора всех данных по нарушению и зависит правильность разрешения обращения. Как отмечает К.С. Коляка «прокурор устанавливает надзор за законностью процессуаль-ных решений лица, ведущего расследование, чтобы исключить возможность его незаконного или необоснованного прекращения. Существенное значение для реализации функции уголовного преследования, вынесения обоснован-ного и законного приговора по делу имеет участие прокурора в рассмотре-нии дела судом» .
Органы прокуратуры имеют значительную правозащитную и социаль-ную роль для общества и в целом страны. При необходимости они состав-ляют исковые заявления в защиту лиц из социально-уязвимой категории, к которой будут относиться престарелые граждане, инвалиды, матеря одиноч-ки, дети-сироты, дети и другие лица, а также в интересах неопределенного круга лиц, в случаях, когда ситуация обретает общественный резонанс. В данных случаях иски предъявляются в интересах пострадавшего гражданина в суд общей юрисдикции или арбитражный суд.
Исходя из всего вышеперечисленного можно прийти к выводу, что у прокуратуры четко распределены полномочия, она не должна подменять работу иных правоохранительных органов государственной власти, а четко следовать по пути предписанному ей Конституцией РФ, Федеральными зако-нами, подзаконными актами и ведомственными приказами. Защищая права и свободы граждан, необходимо максимально изучить обращения граждан, а в случае необходимости провести дополнительные меры по сбору информа-ции. Работникам прокуратуры следует относится не предвзято и стараться сделать все, что в их силах и полномочиях для того, чтобы добиться спра-ведливости по каждой поступившей жалобе. Поэтому сотрудникам стоит хо-рошо знать свою работу, свои полномочия и ясно понимать, что от их рабо-ты зависит очень многое. Для этого необходимо к каждому поступившему обращению относится осознанно и со всем вниманием. Ведь прокуратура на данный момент и в данных условиях обладает всеми возможными полномо-чиями, чтобы защищать права граждан.
Изучая на наш взгляд наиболее актуальную проблему, стоит рассмот-реть причины обращения граждан в органы прокуратуры. Зачастую граж-дане, обращаясь в прокуратуру, преследуют личные цели, самостоятельное достижение которых затруднительно. Именно так происходит взаимодей-ствие государства и граждан, посредством обращения людей в органы вла-сти за помощью. Иногда практика демонстрирует в таких случаях негатив-ный результат: проблема гражданина, обратившегося за помощью, не раз-решается по существу .
«Формальный ответ» содержит лишь ряд законодательных норм и не оказывает существенную помощь. В связи с чем, обращение гражданина мо-жет считаться удовлетворенным, даже сроки рассмотрения обращения могут быть не нарушены, однако, цель заявителя в таком случае не достигнута. Ис-пользование «переадресованного ответа» обосновывается нормативным за-креплением возможности направлять обращения в иные органы, как на ста-дии предварительного рассмотрения, так и при разрешении обращения . Иные органы, получив переадресованное обращение, также имеют свои сро-ки рассмотрения, подготовки и направления ответов. Но и в этом случае не следует исключать использование «формального ответа». В конечном счете, человек, обратившийся за помощью в орган власти, вместо разрешения су-ществующей проблемы получает бюрократическое затягивание рассмотре-ния важного вопроса.
Неудовлетворённость граждан при рассмотрении их обращений в ор-ганах прокуратуры порождает следующую проблему – направление по-вторных обращений и дубликатов. Так, заявитель, не получив конструктив-ного, продуктивного и исчерпывающего ответа по существу своего вопроса прибегает к повторным устным или письменным обращениям в органы про-куратуры. Причиной чему является некачественное рассмотрение обраще-ний. Дублирующие обращения направляются гражданами при неполучении ответа в установленный законом срок. Приведенная проблема также нега-тивно сказывается на работе органов прокуратуры – необоснованно увели-чивает нагрузку.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. 2020. 04 июля.
2. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 30.09.2024 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 47, ст. 10; 2024. № 1, ст. 40.
3. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке обращений граждан Российской Федерации» (в ред. от 04.08.2023 г.) // СЗ РФ. 2006. № 19, ст. 2060; 2023. № 32, ст. 6212.
4. Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации. Утв. Приказом Генпрокуратуры России от 30 января 2013 г. № 45 (в ред. от 05.06.2024 г.) // СПС «Консультант-Плюс» (дата обращения: 20.03.2025).
Научная литература
5. Балбуцкая О.П. Деятельность органов прокуратуры по рассмотрению обращений граждан с использованием цифровых технологий // В сборнике: Мировая и российская наука: области развития и инноваций. Сборник научных статей. Москва, 2023. С. 22-25.
6. Гайданка В.С. Особенности рассмотрения обращений граждан в органах прокуратуры // Молодой ученый. 2024. № 5 (504). С. 248-250.
7. Гайданка В.С. Практика работы с обращениями граждан в органах прокуратуры // Молодой ученый. 2024. № 5 (504). С. 250-253.
8. Гришковец А. А. Актуальные проблемы рассмотрения в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений граждан и возможные пути их оптимального решения // Правовая политика и правовая жизнь. 2022. № 3. С. 118-135.
9. Дорожкин М.А., Хроменко А.А. Организация работы с обращениями граждан в органах прокуратуры Российской Федерации // В сборнике: Научные достижения 2023: гуманитарные и социальные науки. Сборник материалов XLI-ой международной очно-заочной научно-практической конференции. В 2-х томах. Москва, 2023. С. 63-65.
10. Евдокимов В.Б., Игонина Н.А. Конституционная модернизация и прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина // Журнал российского права. 2021. Т. 25, № 12. С. 157-170.
11. Коляка К.С. Практика работы с обращениями граждан в прокуратуре Российской Федерации // Вестник магистратуры. 2022. № 10-3 (133). С. 38-41.
12. Мирошниченко М.Н. Проблемы правоприменения по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов прокуратуры при рассмотрении обращений // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. 2022. № 5 (91). С. 60-66.
13. Мокшина М.А. О некоторых вопросах правового регулирования права граждан Российской Федерации на обращения в органы прокуратуры // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2022. Т. 32. № 3. С. 527-533.
14. Пешин Н. Л., Стрельников В. В. Административно-правовые проблемы рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ // Вестник Московского университета. Право. 2020. № 5. С. 49-60.
15. Статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры Российской Федерации за январь-декабрь 2023 г. [Электронный ресурс]. URL: https://epp.genproc.gov.ru/ (дата обращения: 20.05.2025).
16. Трошина Н.В. Оптимизация работы по рассмотрению и разрешению обращений граждан в органах прокуратуры Российской Федерации // В сборнике: Прокуратура: история и современность - 300 лет прокуратуре России (Сухаревские чтения). Сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции . Под общей редакцией О.С. Капинус, под научной редакцией А.Ю. Винокурова. Москва, 2022. С. 244-249.
17. Цифровая трансформация органов прокуратуры [Электронный ресурс]. URL: https://epp.genproc.gov.ru/ (дата обращения: 20.03.2025).