Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЫ 5
1.1. Этиология, патогенез аллергических заболеваний 5
1.2. Клинические проявления острых аллергических состояний у детей 6
1.3. Тактика фельдшера при острых аллергических состояниях у детей 10
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 14
2.1. Организация исследования 14
2.2. Результаты исследования 14
2.3. Рекомендации по совершенствованию действий фельдшера в экстренных ситуациях при острых аллергических состояниях у детей 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 22
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Аллергические заболевания у детей являются одной из актуальных проблем современной медицины. В последние годы отмечается рост частоты и тяжести аллергических реакций, что связано с ухудшением экологической обстановки, изменением рациона питания, наследственной предрасположенностью и другими факторами. Одним из наиболее опасных проявлений аллергии являются острые аллергические состояния, такие как анафилактический шок, отек Квинке, острая крапивница и бронхоспазм, которые могут представлять непосредственную угрозу жизни ребенка.
Фельдшер, как специалист первичного звена медицинской помощи, играет ключевую роль в оказании экстренной помощи при острых аллергических состояниях у детей. От его своевременных и грамотных действий зависят не только самочувствие пациента, но и вероятность предотвращения тяжелых осложнений. В условиях догоспитального этапа именно фельдшер должен быстро диагностировать состояние, оказать первую медицинскую помощь, стабилизировать состояние ребенка и организовать его дальнейшую госпитализацию при необходимости.
Актуальность темы исследования обусловлена высокой распространенностью аллергических заболеваний среди детей и необходимостью повышения эффективности оказания экстренной помощи на догоспитальном этапе. Изучение роли фельдшера в данной ситуации позволит разработать рекомендации по оптимизации действий медицинских работников и улучшению качества медицинской помощи детям с острыми аллергическими состояниями.
Цель: изучить роль фельдшера при острых аллергических состояниях у детей.
Задачи:
1.Рассмотреть этиологию и линические проявления острых аллергических состояний у детей;
2.Изучить тактику фельдшера при острых аллергических состояниях у детей;
3.Проанализировать карты вызова фельдшера;
4.Разработать рекомендации по совершенствованию действий фельдшера в экстренных ситуациях при острых аллергических состояниях у детей.
Объект: острые аллергические состояния у детей.
Предмет: тактика фельдшера при острых аллергических заболеваниях у детей.
Методы исследования:
1.Анализ научной литературы;
2.Анализ медицинской документации.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЫ
1.1. Этиология, патогенез аллергических заболеваний
Аллергия - типичная патологическая форма иммунологической реактивности, характеризующаяся нарушенным гиперергическим иммунным ответом, что сопровождается повреждением структуры и функции собственных клеток, тканей и органов при повторном столкновении сенсибилизированного организма с антигенными веществами. В отличие от других патологических процессов аллергические реакции не играют защитной роли, так как развиваются как на биологически опасные агенты, так и на безопасные.
Этиология
Аллергены – антигены, контакт с которыми приводит к развитию аллергических реакций.
Классификация аллергенов по происхождению:
1. Экзоаллергены: бытовые (в данному виду аллергенов относят домашнюю пыль, моющие и косметические средства и др.); эпидермальные (шерсть животных, перья птиц и др.); лекарственные препараты (антибактериальные препараты, сыворотки, вакцины); пищевые (мясо, яйца, орехи, рыба, цитрусовые и т.д.); пыльцевые (пыльца цветов, трав, деревьев); профессиональные (краска, лаки, латекс и т.д.).
2. Эндоаллергены: первичные (естественные) – ткани хрусталика, щитовидной железы, серое вещество мозга, яички; вторичные (приобретенные).
В развитии аллергических реакций выделяют три стадии:
1. Стадия иммунных реакций (иммунологическая). Она начинается с первого контакта организма с аллергеном и заключается в развитии иммунного ответа с образованием в организме аллергических антител и их накоплением. Высокий уровень (титр) антител вырабатывается в среднем на 5-12 день. В результате организм становится сенсибилизированным или гиперчувствительным к определенному аллергену. При повторном попадании специфического аллергена в организм образуются Aг-Aт-комплексы, что вызывает следующую стадию аллергической реакции.
2. Стадия биохимических реакций (патохимическая). Ее суть заключается в высвобождении готовых и образовании новых биологически активных веществ (медиаторов аллергии) в результате сложных биохимических процессов, запускаемых Aг-Aт-комплексами. Для каждого типа реакции существуют свои виды биологически активных веществ в зависимости от клеток, участвующих в реакции.
3.Стадия клинических проявлений (патофизиологическая). Это ответ клеток, органов и тканей организма на повреждение, вызванное медиаторами, образовавшимися на предыдущем этапе, с появлением изменений в органах-мишенях (аллергическое воспаление), что и определяет клинические проявления аллергии.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Аллергология и иммунология: клинические рекомендации / под редакцией акад. РАН Р. М. Хаитова, проф. Н. И. Ильиной. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 352 с.
2.Аллергология-иммунология: Клинические протоколы лечения / Составители: Д.С. Фомина, В.А. Рявкина, И.В. Данилычева и соавт. – М.: ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ», 2021. – 110 с.
3.Аликин С.В. Анафилактический шок // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 5-3. – С. 16-19.
4.Верткин, А.Л. Острые аллергические заболевания: диагностика и лечение на догоспитальном этапе / А.Л. Верткин, М.И. Лукашов. – Медицинская помощь. – 2019. – № 1. – С. 38-41.
5.Горячкина Л.А., Терехова Е.П. Принципы диагностики аллергических заболеваний: Учебное пособие для врачей. – М.: РМАПО. – 2019. – 50 с.
6.Мачарадзе, Д. Ш. Пищевая аллергия у детей и взрослых. Клиника, диагностика, лечение / Д. Ш. Мачарадзе. — Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2020. — 392 с. — 392 с.
7.Невская, Л. В. Сравнительный анализ современных методов диагностики аллергических реакций немедленного типа / Л. В. Невская, В. К. Капитанова, Н. Э. Петрова // Иммунология. - 2020. - № 4. - С. 363-369.
8.Новиков, Д.К. Анафилаксия. Анафилактический шок. Клиническая картина, диагностика, лечение: пособие / Д.К. Новиков, Л.Р. Выхристенко, П.Д. Новиков, Н.Д. Титова, О.В. Ищенко, И.В. Семенова, В.В. Янченко. – Витебск: ВГМУ, 2018. – 103 с.
9.Паттерсон, Р. Аллергические болезни. Диагностика и лечение [Текст] / Р. Паттерсон, Л.К. Грэммер, П.А. Гринбергер. М.: ГЭОТАР Медицина, 2019. – 485 с.
10.Самсыгина, Г.А. Аллергические болезни у детей / Самсыгина Г.А. — Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2019. — 272 с
11.Сумин, С.А. Неотложные состояния [Текст] / С.А. Сумин. М.: Медицинское информационное агентство, 2021. – 800 с.
12.Хаитов, Р. М. Иммунотерапия / под ред. Хаитова Р.М., Атауллаханова Р.И., Шульженко А. Е. — Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2020. — 768 с.
13.Хаитов, Р. М. Иммунология. Атлас / Хаитов Р.М., Гариб Ф.Ю. — Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2020. — 416 с.
14.Хаитова, Р.М. Тактика диагностики и лечения аллергических заболеваний и иммунодефицитов: практическое руководство/ под ред. Р.М. Хаитова — Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2019. — 152 с.
15.Хаитова, Р.М. Аллергология и клиническая иммунология / под ред. Р. М. Хаитова, Н.И. Ильиной — Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2019. — 336 с.