Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования.
Тема логопедической работы по автоматизации звуков [л] и [л’] является крайне актуальной в современном образовательном процессе, поскольку правильное звукопроизношение играет важную роль в формировании полноценной речи ребенка. Нарушения произношения отдельных звуков могут привести к проблемам в социальной адаптации, затруднениям в обучении и даже к психологическим комплексам у детей. Особенно важно уделять внимание таким нарушениям на ранних этапах развития, чтобы избежать дальнейших трудностей в школьном возрасте.
Кроме того, логопедические технологии постоянно совершенствуются, появляются новые методики и подходы, позволяющие эффективно корректировать дефекты звукопроизношения. Автоматизация звуков [л] и [л’] требует особого внимания, так как эти звуки относятся к категории сложных сонорных звуков, и ошибки в их произнесении встречаются довольно часто среди дошкольников и младших школьников.
Таким образом, исследование и разработка эффективных технологий автоматизации звуков [л] и [л’] являются важными задачами для специалистов в области дефектологии и логопедии. Это способствует улучшению качества коррекционной работы и обеспечивает полноценное развитие речи у детей, что положительно сказывается на их общем психическом и социальном развитии.
Объект исследования: процесс автоматизации звуков [л] и [л’] у детей с нарушениями звукопроизношения.
Предмет исследования: логопедические технологии и методики, направленные на автоматизацию звуков [л] и [л’] в речи детей.
Цель исследования – изучение особенностей логопедических технологий на этапе автоматизации звуков [л] и [л’].
Задачи исследования:
1. Рассмотреть артикуляцию звуков [л] и [л’] и виды их нарушений.
2. Описать причины нарушений звуков [л] и [л’].
3. Провести обзор существующих методик автоматизации звуков [л] и [л’].
4. Подобрать дидактический материал для занятий.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования в качестве его методов использовались теоретический анализ, систематизация и обобщение научных источников.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, вывода по каждой главе, заключения, списка использованных источников и литературы.
Глава 1. Теоретические основы нарушений звуков [л] и [л’]
1.1. Артикуляция звуков [л] и [л’] и виды их нарушений
Артикуляция звуков — это процесс формирования звуков речи с помощью органов артикуляции (губ, зубов, языка, нёба, голосовых связок и др.).
Этот процесс включает в себя координацию движений указанных органов, чтобы произвести определённые звуки речи. Каждый звук речи образуется благодаря специфическому положению и движению этих органов.
Например, при произнесении звука [с] зубы слегка сближены, а язык находится близко к зубам, образуя узкую щель, через которую проходит воздух, создавая характерный свистящий звук.
Артикуляция звуков [л] и [л'] активно изучалась различными исследователями, которые выделяли ключевые аспекты процесса их произношения. Рассмотрим основные идеи и наблюдения:
Левина Р.Е. — известный советский логопед и исследователь детской речи. Она отмечала, что звуки [л] и [л'] относятся к группе сонорных согласных, которые требуют активного участия голосового аппарата и точной координации мышц языка. Левина акцентировала внимание на важности правильной постановки этих звуков в детском возрасте, так как их неправильное произношение может стать причиной вторичных дефектов речи [11].
Волкова Л.С. — другой крупный специалист в области логопедии, подчеркивала важность дифференцированного подхода к обучению правильному произношению [л] и [л']. Она считала, что различия в артикуляции этих звуков связаны с разным положением языка: при звуке [л] кончик языка поднимается к альвеолам, а при [л'] язык занимает более высокое положение, приближаясь к твёрдому нёбу. Эти нюансы важны для точного различения звуков в речи [3].
Правдина О.В. — исследовательская работа Правдиной посвящена изучению особенностей артикуляции звуков у детей с дизартрией. Её труды подчёркивали необходимость тщательной диагностики и индивидуального подбора упражнений для коррекции недостатков в произношении [л] и [л']. Правдина отмечала, что проблемы с этими звуками часто связаны с недостаточной подвижностью языка и слабостью мышечного тонуса [14].
Филичева Т.Б. — её работы касались раннего выявления и профилактики речевых расстройств. Филичева утверждала, что правильный подход к постановке звуков [л] и [л'] помогает предотвратить многие речевые нарушения в дальнейшем. Она рекомендовала начинать работу над этими звуками после успешного освоения ребёнком шипящих и свистящих звуков [18].
Ипполитова А.Г. — автор многочисленных исследований в области фонетики и фонологии русского языка. Ипполитова рассматривала особенности артикуляции [л] и [л'] с точки зрения акустических характеристик. Она выявила, что эти звуки обладают разными спектральными особенностями, что позволяет детям различать их уже на раннем этапе речевого развития [8].
Хватцев М.Е. — занимался проблемами диагностики и коррекции речевых нарушений. Его работы содержат рекомендации по подбору артикуляционных упражнений для звуков [л] и [л']. Хватцев считал, что эффективная постановка этих звуков невозможна без понимания индивидуальных особенностей каждого ребёнка [20].
Артикуляционные особенности звуков [л] и [л'].
При произнесении звука [л] положение губ и зубов зависит от того, какой гласный звук следует за ним. Кончик языка узкий и поднят за верхние резцы, соприкасаясь с альвеолами (бугорками за верхними зубами). Средняя часть спинки языка опущена, а корень языка отодвинут назад и приподнят вверх. Язык напоминает форму седла [5].
Воздушная струя проходит по бокам языка. Мягкое нёбо приподнято, а голосовые складки сомкнуты и вибрируют, что создаёт звонкий звук [л].
Артикуляционные особенности звука [л'] схожи с артикуляцией звука [л]. Отличие заключается в том, что корень языка опущен, а средняя и передняя части языка приподняты, и язык немного выдвигается вперёд.
В норме звуки [л] и [л'] появляются к 4,5–5 годам. Однако часто дети произносят их неправильно, искажая или заменяя другими звуками.
Неправильное произношение звуков [л] и [л'] называется ламбдацизмом.
Нарушения произношения звуков [л] и [л'] могут проявляться в различных формах.
При губно-губном ламбдацизме образуется звук, похожий на «У». В этом случае участвуют только губы, а кончик языка остаётся бездействующим.
При губно-зубном ламбдацизме образуется звук, похожий на «В». Нижняя губа приближается к верхним резцам, а язык не участвует в произношении [13].
Полусмягчённое произношение [л] происходит из-за приподнятой спинки языка. В норме средняя часть спинки языка должна быть опущена.
При межзубном ламбдацизме кончик языка высовывается между зубами. Однако это нарушение считается дефектом только в том случае, если звук звучит искажённо. Если же при межзубном произношении [л] звучит чисто, то это не является дефектом и не требует коррекции.
К факторам, способствующим нарушению произношения звуков [л] и [л'], относятся особенности строения языка (например, его большой размер), короткая уздечка языка (ребёнок не может высунуть язык изо рта или при высовывании язык делится пополам) и нарушение мышечного тонуса при дизартрии (при выполнении упражнения «Иголочка» язык дрожит, шевелится или отклоняется в сторону).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Байгунова В. А. Роль семьи в автоматизации поставленных звуков / В. А. Байгунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 31 (373). — С. 137-139.
2. Белякова Л. И. Классификация речевых нарушений в отечественной и зарубежной традиции / Л. И. Белякова, Ю. О. Филатова // журнал «Дефектология». — 2017. — №4. — С. 3–9.
3. Волкова Л.С. История вопроса о становлении речи, её нарушениях и коррекции у детей с глубокими дефектами зрения / Л. С. Волкова // Логопедия : Метод. наследие: Пособие для логопедов и студентов дефект. фак. пед. вузов: В 5-и кн. / Под ред. Л. С. Волковой. — М., 2014. — Кн. 5. — С. 451–473.
4. Гринер В. А. «Логопедическая ритмика для дошкольников»: пособие для работников логопедических учреждений. — Москва: Учпедгиз, 1958.
5. Дубинец А. С. Игровая технология автоматизации звуков: ее значимость в работе с детьми с общим недоразвитием речи / А. С. Дубинец. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 8 (67). — С. 22-25.
6. Евдокимова, К. А. Разработка комплекса коррекционных занятий по преодолению нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с фонетическим недоразвитием речи на основе дифференцированного подхода (при дислалии и легкой степени дизартрии) / К. А. Евдокимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 25 (472). — С. 325-330.
7. Жидкова Л. И. Индивидуализация обучения как эффективный фактор в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста / Л. И. Жидкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 12 (116). — С. Т.6. 37-40.
8. Ипполитова А. Г. Некоторые вопросы взаимосвязи и взаимозависимости звуков при коррекции произношения / А. Г. Ипполитова // Научная сессия по дефектологии (3–7 янв. 1956 г.). Труды / Науч. сессия по дефектологии ; ред. кол. : А. И. Дьячков и др. ; АПН РСФСР. НИИ дефектологии. — Москва, 2004.
9. Коновалова Г. А. Игровые приемы по автоматизации звуков у дошкольников / Г. А. Коновалова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 3 (6). — С. 124-126.
10. Корнев А. Н. Современные тенденции в изучении дислексии: Природа и механизмы заболевания / Корнев Александр Николаевич // Библиотечное дело. — 2017. — № 04 (52). — С. 29–31.
11. Левина Р. Е. «О нарушениях письма у учащихся массовой школы» // «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития». 2019. №5. С.64–69.
12. Логопедия: основы теории и практики»: система логопедического воздействия: пособие / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. — Москва: Эксмо, 2020. — 282, с.
13. Мастюкова Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учебное пособие для студентов вузов. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2016. — 407 с.
14. Правдина О.В. Логопедия : учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов / О. В. Правдина. - Издание 2-е, дополненное и переработанное. - Москва : Просвещение, 2004. – 271 с.
15. Райкова Е. Ф. Управление процессом разработки автоматизированных систем : учебное пособие / Е. Ф. Райкова, О. В. Антонов, Д. В. Немчинов. — Астрахань : АГТУ, 2021. — 116 с.
16. Рыбакова М. А. Применение инновационных технологий при коррекции звукопроизношения у детей / М. А. Рыбакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 1282-1284.
17. Уроки логопеда: исправление нарушений речи: улучшение дикции и артикуляции, развитие памяти и речевой культуры, согласование слов в предложении: пособие для развивающего обучения: для чтения взрослыми детям / Н. С. Жукова. — Москва: Эксмо, 2018. — 117, с.
18. Филичева Т. Б. Словообразование у детей дошкольного возраста, интегрированных в общеобразовательные группы / Филичева Татьяна Борисовна, Гущина Юлия Рашидовна, Туманова Татьяна Володаровна // Социально-гуманитарные знания. — 2014. — № 6. — С. 168–176.
19. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина — Москва: Айрис-пресс: Айрис-Дидактика, 2004. — 209 с.
20. Хватцев М.Е. Логопедия: книга для преподавателей и студентов высших педагогических учебных заведений: в 2 кн. / под науч. ред. Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской. — Москва: ВЛАДОС, 2014.