Фрагмент для ознакомления
2
В современном образовательном пространстве, ориентированном на формирование функциональной грамотности учащихся, особую значимость приобретает развитие языковой компетенции младших школьников. Синтаксис, являясь базовым разделом лингвистики, играет ключевую роль в становлении речевых навыков и логического мышления учащихся начальной школы. Особое место в этом процессе занимает изучение словосочетания как первичной синтаксической единицы, служащей фундаментом для построения грамматически правильных и семантически точных предложений.
Актуальность темы исследования обусловлена рядом факторов. Во-первых, требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) акцентируют внимание на необходимости формирования у учащихся умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. Во-вторых, анализ современной педагогической практики свидетельствует о недостаточной разработанности методических подходов к изучению словосочетаний в начальной школе, что приводит к трудностям в освоении более сложных синтаксических конструкций в дальнейшем обучении.
Объектом исследования выступает процесс формирования синтаксических знаний и умений у учащихся начальных классов. Предметом исследования является методика работы над словосочетанием как базовой синтаксической единицей в контексте развития языковой компетенции младших школьников.
Цель данной работы заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности системы упражнений, направленных на формирование синтаксических знаний и умений младших школьников в процессе изучения словосочетания.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. Проанализировать лингвистическую и методическую литературу по проблеме изучения словосочетаний в начальной школе.
2. Определить критерии сформированности синтаксических умений младших школьников на материале словосочетаний.
3. Разработать диагностический инструментарий для оценки уровня владения учащимися навыками работы со словосочетаниями.
4. Создать и апробировать систему упражнений, направленных на формирование синтаксических знаний и умений при изучении словосочетаний.
5. Провести экспериментальную работу по внедрению разработанной системы упражнений и проанализировать её результаты.
Гипотеза исследования: процесс формирования синтаксических знаний и умений младших школьников в процессе изучения словосочетания будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий: использовании системы упражнений, включающей аналитические (выделение словосочетаний из текста, установление связи между главным и зависимым словом), конструктивные (составление словосочетаний по заданным моделям с разными типами связи) и творческие задания (включение словосочетаний в мини-тексты с заданными параметрами); поэтапном формировании понятия «словосочетание» (от выделения из контекста через конструирование по образцу к творческому использованию в речи); применении дифференцированного подхода, учитывающего индивидуальные особенности учащихся и уровень их языковой подготовки; интеграции работы над словосочетанием с другими видами речевой деятельности, что будет способствовать развитию «чувства языка», обогащению словарного запаса и формированию коммуникативной компетенции младших школьников.
В ходе исследования применялись следующие методы:
- теоретические: анализ лингвистической, психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования; обобщение передового педагогического опыта;
- эмпирические: педагогическое наблюдение, анкетирование учителей, тестирование учащихся, педагогический эксперимент;
Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды ведущих лингвистов и методистов в области синтаксиса и методики преподавания русского языка в начальной школе (В.В. Виноградов, Н.С. Рождественский, М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева и др.), а также современные исследования в области когнитивной лингвистики и психолингвистики (А.А. Леонтьев, И.Н. Горелов, Т.В. Ахутина).
Практическая значимость работы заключается в разработке и апробации системы упражнений, которая может быть использована учителями начальных классов для повышения эффективности обучения синтаксису и развития речи младших школьников.
Структура работы отражает логику исследования и включает введение, две главы (теоретическую и практическую), заключение, библиографический список.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИНТАКСИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ
1.1 Проблема изучения раздела «Синтаксис» в начальной школе
Синтаксис как раздел языкознания занимает особое место в системе лингвистической подготовки младших школьников. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО), на изучение синтаксических явлений отводится около 47 учебных часов, распределенных в течение четырех лет обучения. В программах начального образования синтаксис представлен тремя основными содержательными блоками: словосочетание как базовая единица, предложение как коммуникативная единица и связи слов в словосочетании и предложении. Данная структура обусловлена не только логикой языковой системы, но и психолого-педагогическими особенностями когнитивного развития детей младшего школьного возраста.
Значимость синтаксических знаний для формирования языковой компетенции школьников трудно переоценить. Как отмечает М.Р. Львов, «синтаксис выступает как организующий центр грамматики, поскольку именно в синтаксисе язык реализует свою коммуникативную функцию» [Львов, 2017, с. 67]. Изучение синтаксических единиц позволяет учащимся осознать структурно-семантические особенности словосочетаний и предложений, что впоследствии обеспечивает формирование навыков грамотной устной и письменной речи.
Рассматривая место синтаксиса в программе начального образования, следует отметить его интегративный характер. Синтаксические знания и умения формируются не изолированно, а в тесной связи с другими разделами курса русского языка: фонетикой, лексикой, морфологией. Такой подход обеспечивает системность в овладении языком как средством коммуникации. Согласно учебно-методическому комплексу «Школа России», в первом классе учащиеся знакомятся с понятием «предложение», учатся выделять его на фоне текста и отдельных слов. Во втором классе вводится базовая классификация предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. В третьем классе начинается систематическое изучение членов предложения, а в четвертом классе происходит знакомство со словосочетанием как особой синтаксической единицей.
Процесс изучения синтаксиса в начальной школе сопряжен с рядом объективных трудностей, обусловленных как спецификой самого материала, так и психологическими особенностями младших школьников. Первостепенное значение в этом контексте имеет недостаточная сформированность абстрактного мышления учащихся. Исследования Л.С. Выготского и его последователей показывают, что мышление детей 7-10 лет находится на стадии перехода от наглядно-образного к абстрактно-логическому. Это создает определенные барьеры для понимания таких абстрактных категорий, как грамматические отношения между словами, синтаксические связи и структурные схемы.
Т.Г. Рамзаева в своих работах указывает на то, что «младшие школьники воспринимают словосочетание и предложение не как абстрактные модели, а как конкретные высказывания, наполненные предметным содержанием» [Рамзаева, 2018, с. 23.]. Данная особенность восприятия приводит к тому, что учащиеся склонны анализировать языковые единицы с позиции их лексического наполнения, а не грамматической структуры. Как следствие, они часто испытывают затруднения при определении границ словосочетаний, выделении главного и зависимого слова, установлении типа связи.
Еще одной существенной трудностью является смешение грамматических и семантических признаков словосочетаний. Младшие школьники зачастую не разграничивают лексическое значение слов и те грамматические отношения, которые устанавливаются между компонентами словосочетания. Например, в словосочетании «красивый цветок» ребенок может акцентировать внимание на признаке предмета, не осознавая при этом наличия отношений согласования между прилагательным и существительным. Данный феномен исследован в работах Н.С. Рождественского, который отмечает, что «дети тяготеют к семантическому, а не формально-грамматическому анализу языковых фактов» [Рождественский, 2016, с. 88].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Дидактический материал по теме "Словосочетание" [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://infourok.ru/didakticheskiy-material-po-temeslovosochetanie-1322749.html (дата обращения: 22.03.2025).
2. Закожурникова, Л.В., Щербакова, Н.А., Прокопович, И.В. Методика обучения русскому языку в начальной школе: Учебное пособие / Л.В. Закожурникова и др.; под ред. Н.А. Щербаковой. — М.: Академия, 2005. — 256 с.
3. Исаева, Л.А., Байсултанова, П.Ш. Изучение синтаксиса на уроках русского языка в начальной школе // Научно-практический электронный журнал «Аллея науки». — 2023.— №8(83).— С. 120–128.
4. Ладыженская, Т.А., Баранов, М.Т., Соловейчик, М.С., Иванов С.В.. Основы методики преподавания русского языка в начальных классах.— Просвещение. 2022. - 99 с.
5. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Фомичева Г.А. Формирование синтаксических понятий у младших школьников: теоретические основы и практика обучения // Русский язык в школе, 2020, №5(35). — С. 12–18.
6. Львов, М.Р. Методика развития речи учащихся: Учебное пособие для студентов педвузов / М.Р. Львов. — М.: Просвещение, 1999. — 192 с.
7. Методы изучения синтаксиса в начальной школе // Научный форум: педагогика и психология [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://scienceforum.ru/2017/article/2017034304 (дата обращения: 21.03.2025).
8. Прокопович И.В., Щербакова Н.А., Закожурникова Л.В. Изучение синтаксиса в начальной школе: методические рекомендации для учителей начальных классов // Вопросы образования, 2023, №4(17). — С. 89–94.
9. Рамзаева Т.Г., Соловейчик М.С., Текучев А.В. Русский язык: методика преподавания в начальной школе (ФГОС). — М.: Академия, 2021. — 288 с.
10. Рамзаева, Т.Г., Ладыженская, Т.А., Соловейчик, М.С. Русский язык в начальной школе: Методика преподавания / Т.Г. Рамзаева и др.; под ред. Т.А. Ладыженской. — М.: Просвещение, 2010. — 368 с.
11. Рамзаева, Т.Г., Львов, М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2121 «Педагогика и методика начального обучения». — М.: Просвещение, 1979. — 431 с.
12. Рождественский Н.С., Федоренко Л.П., Купалова А.В. Аналитические и конструктивные упражнения по русскому языку для младших школьников: сборник заданий и методических рекомендаций // Начальная школа, 2022, №7(48). — С. 34–40.
13. Текучев А.В., Ладыженская Т.А., Иванов С.В., Фомичева Г.А., Закожурникова М.И., Щербакова Н.А.. Современные подходы к обучению синтаксису в начальной школе // Педагогика, №4 (2019), с. 14.
14. Урок русского языка по теме "Словосочетание". 2-й класс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://urok/1sept.ru/articles/651622 (дата обращения: 21.03.2025).
15. Фомичева, Г.А. Формирование синтаксического строя речи младших школьников: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 / Г.А. Фомичева. — М., 2000. — 431 с.
16. Фомичева, Г.А., Сабаткоев, Р.Б., Бакеева, Н.Н., Ладыженская, Т.А., Гвоздев, А.Н. Работа над словосочетанием и предложением в начальных классах / Г.А. Фомичева и др.; под ред А.Н Гвоздева.— М.: Просвещение, 1981.— 159 с.