Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В рамках демократического государства политическая власть организовывается на концепции разделения властей, соблюдении прав человека, верховенства права во всех сферах жизни общества. Во многих странах сегодня основным источником права является закон. С этимологической позиции слово «закон» основано от такого древнерусского слова, как «кон», предполагающее границу либо предел чего-либо.
Закон является нормативно-правовым актом, принятым в особом процессуальном порядке высшим законодательным органом власти либо при помощи волеизъявления граждан путем проведения референдума и регламентирующий наиболее важные и устойчивые общественные отношения. Законы формируют основу правовой системы государства.
Как самостоятельный источник права закон сложился давно и пришел на место обычая (законы XII таблиц в Древнем Риме, Русская Правда на Руси, Законы царя Хаммурапи в Вавилоне и др.). Во время рабовладельческого и феодального строя главным образом закон был формой обработки и структуризации существующих правовых обычаев и прецедентов.
Закон является высшей формой выражения воли народа с помощью государства, непосредственное выражение его суверенитета (независимости). Он предусматривает базовые начала нормативного регулирования, придавая ему целостность. Положения, которые имеются в актах иных органов, основаны на законодательных нормах, развивают и конкретизируют его нормы, считаются производными от них.
Закон всегда обладает нормативным характером, то есть включает юридические положения, отличительной особенностью которых является система принятия, специальная процедура законотворчества, распадающаяся на некоторые события: подготовка проекта закона, законодательная инициатива, обсуждение проекта закона, принятие закона и его официальное опубликование.
Объективная необходимость создания качественных законов и иных нормативных актов, направленных на обеспечение прав и свобод личности, требует глубочайшего и беспристрастного осмысления многих существующих проблем правотворчества, в т. ч. юридической техники, в контрольно-надзорной деятельности и правоприменительной практики. Между тем, на данный период времени нерешенным является вопрос о потенциальной возможности законодателя оказывать воздействие на эффективное претворение в жизнь нормативных правовых актов.
Объект исследования – общественные отношения, связанные с законом как нормативно-правовым актом.
Предмет исследования – особенности законов: понятия, видов, требований к качеству.
Цель данной работы – комплексное исследование законов как нормативно-правовых актов.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
1) рассмотреть понятие закона;
2) изучить виды законов;
3) исследовать требования, обуславливающие качество законов.
Методологическую основу исследования составил диалектический метод познания общенаучные методы познания объективной действительности: анализ, системный подход и др. Также в работе использовались методы частно-научного уровня: исторический, логико-юридический, сравнительно-правовой.
Структура данной работы состоит из введения, трех глав основной части, заключения, списка использованных источников.
1. Понятие закона
Среди большого массива правовых источников важное место отведено законам государства. Для краткости их зачастую называют нормативными актами.
Нормативно-правовые акты – это выражение решения специально уполномоченных органов государства в письменной форме, включающие правовые нормы. Это правотворческие акты, при помощи и благодаря которым устанавливаются либо отменяются нормы права.
Все нормативные акты являются государственными актами по своему содержанию. Они санкционируются либо издаются исключительно государственными органами.
Отличительные особенности нормативно-правового акта характеризует то, что он, с одной стороны, является источником правовых норм, а с другой стороны – разновидностью юридических актов .
Нормативно-правовые акты классифицируются на законы и подзаконные акты.
Закон – это нормативно-правовой акт, обладающий высшей правовой силой, принимается в строго установленном порядке, который предполагает наиболее важные отношения в обществе.
Понятие закона раскрывается на протяжении продолжительного периода времени в деятельности ученых-теоретиков и практических работников. В некоторых случаях понятие закона используется как синоним понятия права, каждого правового источника. Исходя из вышеизложенного, еще в XIX веке было предложено делить закон на материальный и формальный. В материальном смысле закон является синонимом всех правовых источников, в то время как в формальном смысле – акт, принятые органом законодательной власти согласно регламентированной процедуре.
Смешение данных значений может привести к отрицательным последствиям. Подобное произошло, к сожалению, в положениях Конституции РФ 1993 года. В настоящее время во всех конституциях установлен принцип независимости судей. Это предусмотрено в формуле: «Судьи подчинены исключительно законы и имеют независимость».
С этой точки зрения определение термина «закон» используется в широком смысле, как синоним права, как защиты от постороннего вмешательства со стороны иных ветвей власти в деятельности суда.
Помимо этого, данной формулой провозглашается принцип законности в деятельности суда. К тому же, в пункте 1 статьи 120 Конституции РФ данную формулу несколько изменили, определив значение Конституции РФ. Она выглядит следующим образом: «Судьи обладают независимостью и подчинены исключительно Конституции РФ и федеральному законодательству».
В правовой литературе часто применяется понятие закона в узком смысле этого слова. Весьма характерные, устанавливающие сформировавшиеся представления о законе сегодня следующие. Закон является первичным нормативно-правовым актом, который был принят в особом порядке по основным вопросам государственной жизни, отражающий общую волю государства, обладающий высшей юридической силой.
Систему законов образует законодательство. Понятие законодательства может применяться как в узком смысле, т.е. система законов, так и в широком смысле этого слова – как система нормативно-правовых актов всех видов, а в отдельных случаях и как синоним права. Поэтому, когда речь идет об актах законодательства, это означает, что речь идет о системе законов в узком смысле, а когда говорят о законодательных актах, то подразумеваются не только законы.
Следовательно, можно вести речь о том, что закон признается нормативно-правовым актом, обладает высшей правовой силой, принимается в строго регламентированном порядке и предполагает самые существенные общественные отношения. К основным качествам закона относится первичность, особая система его принятия, высшая правовая сила.
Закон как нормативно-правовой акт действует по времени, предмету действия, кругу лиц, на которых распространяются нормы данного акта.
Действие нормативного акта во времени начинается с момента его вступления в юридическую силу, а подлежит прекращению с момента утери им правовой силы.
Необходимо отличать момент принятия закона от момента получения им юридической силы, которая может сложиться на момент его подписания, если это прямо предусмотрено в законодательстве. К тому же, как правило, вступление закона в действие отдалено во времени от дня его принятия. Дата вступления нормативно-правового акта в законную силу может быть связано с момента его официального опубликования или определяться сроком, установленным в самом акте.
Согласно статье 2 Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» , датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он был одобрен палатами Федерального Собрания РФ, а датой принятия действующих федеральных законов является день принятия их в последней редакции Государственной Думой РФ.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ (ред. от 01.05.2019) О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания // Российская газета, N 111, 15.06.1994
Научная и учебная литература:
3. Алексеев С.С. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М.: Норма, 2011. – С. 193-194
4. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации : учебник / М. В. Баглай. — 14-е изд., изм. и доп. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2023. — 704 с.
5. Грачева С. А. Качество закона в дискурсе о праве и правоприменении // Журнал российского права. - 2025. - Т. 29. - № 2. - С. 55-57.
6. Демидова А.Р. Качество закона: понятие, виды, критерии оценки // Журнал «Учет и контроль». - 2024. - № 2. - С. 10-13.
7. Кабанова О.А. Действие нормативно-правовых актов в пространстве, во времени и по кругу лиц // Глобальные и локальные тренды в управлении, экономике, юриспруденции. Сборник научных статей. - 2022. - С. 461-466
8. Коконкина Д.В. Понятие и признаки нормативно-правового акта // Гуманитарные и правовые проблемы современной России. Сборник научных статей. Новосибирск. - 2024. - С. 302-304
9. Комаров С. А. Общая теория государства и права: учебник для вузов / С. А. Комаров. — 10-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 528 с.
10. Костенко А.А. Закон: понятие и виды // Law Afterknown: право за гранью обыденного. Сборник научных статей. - 2022. - С. 282-299.
11. Котляров С.Б. Закон как основной источник российского права: понятие, виды и сущность источников права // Журнал «Право и образование». - 2023. - № 4. - С. 14-17.
12. Кулапов В. Л. Теория государства и права : учебник / В. Л. Куланов, А. В. Малько. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2023. — 384 с.
13. Марченко М. Н. Теория государства и права. Элементарный курс: учебное пособие / М.Н. Марченко. — 3-е изд., доп. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2025. — 304 с.
14. Мухаев Р. Т. Теория государства и права : учебник для вузов / Р. Т. Мухаев. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 555 с.
15. Нудненко, Л. А. Конституционное право России : учебник для вузов / Л. А. Нудненко. — 9-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 528 с.
16. Пиголкин А. С. Теория государства и права : учебник для вузов / А. С. Пиголкин, А. Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев ; под редакцией А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 516 с.
17. Просветов Э.Д. Понятие и признаки закона // Журнал «Студенческий форум». - 2024. - № 42-2 (309). - С. 56-57.
18. Протасов, В. Н. Теория государства и права : учебник и практикум для вузов / В. Н. Протасов. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 455 с.
19. Ромашов Р. А. Теория государства и права : учебник и практикум для вузов / Р. А. Ромашов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 478 с.
20. Ямбушев Ф.Ш., Тараканова Н.Г., Пяткина Т.Ю. Содержательные и «формальные» критерии качества закона // Вестник Российского университета кооперации. - 2024. - № 1 (55). - С. 140-145.
Материалы правоприменительной практики:
21. Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 N 10-П // Вестник Конституционного Суда РФ, N 5, 2000