Фрагмент для ознакомления
2
Итак, как было установлено в предшествующей главе, великоустюжское чернение по серебру представляет собой уникальный синтез декоративно-прикладного искусства и архитектурной образности, где городские пейзажи и храмовые силуэты становятся не просто элементами орнамента, но и носителями глубокой семантики. Архитектурные мотивы в произведениях устюжских мастеров — от куполов церквей до резных наличников гражданских построек — отражают не только эстетику северного зодчества, но и сакральные представления о мире, характерные для русской традиционной культуры. Но об этом подробнее.
Истоки архитектурной темы в черневом искусстве восходят к XVIII веку, когда мастера, такие как Михаил Климшин и Иван Жилин, начали включать в декор светских изделий (например, табакерок, подносов) изображения городских ансамблей. На подносе 1837 года работы Ивана Зуева тонкой штриховой гравюрой воспроизведён вид на Софийский собор Вологды, причём архитектура здесь не просто фон, а смысловой центр композиции. Как отмечают исследователи, «такой характер орнаментальных изображений на черневых предметах того времени становится преобладающим» [8]. Вместо абстрактных узоров мастера всё чаще обращались к конкретным памятникам — планам Великого Устюга, Вологды, Архангельска, что свидетельствовало о формировании местной самобытности.
Ключевым символом в черневых орнаментах выступает храм, трактуемый как образ «Небесного Иерусалима». На церковной утвари (дарохранительницах, окладах) храмовые купола, заимствованные из устюжского барокко, стилизуются до геометрических фигур: центральный барабан часто изображается в виде восьмигранника, что отсылает к символике восьмого дня творения. Арки, обрамляющие сюжетные сцены, повторяют формы порталов Успенского собора Великого Устюга, а резные наличники гражданских построек трансформируются в ажурные рамки, напоминающие оклады икон.
Символика архитектурных мотивов в черневых изделиях — это не просто отражение эстетики, но сложный диалог между сакральным и мирским, между местной самобытностью и общегосударственными художественными тенденциями. Например, храмы, такие как Вознесенская церковь (1648) с её пятиглавием и изразцовыми вставками, или Спасо-Преображенский собор (1689–1696), украшенный полихромными керамическими панно, демонстрировали синтез московского барокко и северной сдержанности [7], и эти архитектурные щедевры, с их геометрической строгостью и богатством декора, стали прообразами для орнаментов на серебряных изделиях. Например, купола храмов, стилизованные в черневых узорах до восьмигранников, отсылали не только к форме барабанов, но и к символике восьмого дня творения — вечности [10]. Арки, повторявшие очертания порталов Успенского собора, обрамляли сюжетные сцены на церковной утвари, превращая функциональные предметы в миниатюрные иконостасы.
Изразцовый декор, активно использовавшийся в устюжском зодчестве, оказал прямое влияние на технику чернения. Рельефные керамические плиты с изображениями птиц, вазонов и растительных орнаментов, такие как те, что украшали Спасо-Преображенский собор, нашли отражение в гравировках по серебру. Птица-Сирин, мифологический символ рая, часто встречающаяся на изразцах, трансформировалась в черневых узорах в аллегорию духовного восхождения [7]. Растительные мотивы — виноградные лозы, цветы в вазонах — заимствованные из московской и новгородской керамики, в чернении приобретали геометрическую строгость, характерную для северной графики. Даже техника нанесения черни, где сплав вплавлялся в углублённый рисунок, напоминала методы создания рельефных изразцов, требующих точности и понимания материала.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиография
1. Арбузова А. Н. Великоустюжская роспись: традиции и современность // Концепт. – 2015. – Спецвыпуск № 18. – ART 75241. – 0,32 п. л. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75241.htm. – Гос. рег. Эл № ФС77-49965. – ISSN 2304-120X.
2. Баранова С. И., Лисенкова Ю. Ю. Изразцовый декор памятников архитектуры Великого Устюга // Архитектурное наследство. – М., 2012. – № 56. – С. 77–94.
3. Вологодский областной Союз художников. История и современность : альбом / Вологод. обл. картин. галерея; [сост.: И. Б. Балашова, Н. И. Мишуста; науч. ред. В. В. Воропанов; фото: В. С. Барановский]. – Вологда, 2010. – С. 76.
4. Гусейнов Р. Г. Влияние монголо-татарского ига на развитие российского государства и права // Вопросы российской юстиции. – 2019.
5. Зенкова О., Ромашкина С. Северная чернь. Народный художественный промысел. – Изд. дом «Вологжанин», 2008. – 132 с.
6. Лисенкова Ю. Ю. Изразцовый декор убранство Спасо-Преображенского собора в г. Великий Устюг // Хроники краеведа. – М., 2010. – № 1. – С. 248–252.
7. Лисенкова Ю. Ю. Изразцовое убранство храмов Великого Устюга XVII – первой половины XVIII веков: этапы развития и художественные особенности : дис. … канд. искусствоведения. – 2012. – 214 с.
8. Лисенкова Ю. Ю. О подлинности изразцового убранства храмов Великого Устюга // Современные гуманитарные исследования. – М., 2009. – № 5 (30). – С. 187–192.
9. Лисенкова Ю. Ю. Роль заказчика в истории устюжского изразца XVII века // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. – М., 2011. – № 4-2. – С. 128–135.
10. Лисенкова Ю. Ю. Типология устюжской фасадной керамики [Электронный ресурс] // Материалы Международного молодежного научного форума «Ломоносов-2010» / Отв. ред. И. А. Алешковский и др. – М., 2010. – URL: http://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2010/index.htm.
11. Лисенкова Ю. Ю. Фасадная керамика Великого Устюга XVII – первой половины XVIII веков (предпосылки возникновения и развития) // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. – М., 2010. – № 4. – С. 94–106.
12. Лисенкова Ю. Ю. Храмы Великого Устюга в первой половине XX века (по документам Центрального Архива города Москвы) // Вопросы гуманитарных наук. – М., 2009. – № 5 (43). – С. 210–216.
13. Максимов Ю. В., Чуракова В. Н., Маковецкая О. Н. Русское народное декоративно-прикладное искусство. – М., 1978.
14. Рехачев М. В. Северная чернь / М. В. Рехачев; обложка, титул, форзац, заставки и концовки худож. Е. П. Шильниковского. – [Архангельск] : Архангельское обл. гос. изд-во, 1952. – 84 с., [27] л. ил. : ил.
15. Рондели Л. Д. Народное декоративно-прикладное искусство : кн. для учителя. – М. : Просвещение, 1984. – 144 с.
16. Современные художественные изделия из металла / сост.: В. П. Новиков, И. П. Мельситов, Ю. П. Комягин. – Л. : Машиностроение, 1990. – 230 с.
17. Соколов М. В. Особенности сложения орнаментальных мотивов в великоустюжском черневом деле // Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. – 2015. – № 2 (8).
18. Соколов М. В. Художественная обработка металла. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 144 с.
19. Соколова М. С., Соколов М. В. Орнамент и металлическое кружево русских мастеров : монография. – Магнитогорск : МаГУ, 2010. – 146 с.
20. Федоровская Н. А., Чернова А. В. Современные тенденции развития образовательных программ бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 1. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28554. – DOI: https://doi.org/10.17513/spno.28554.
Электронные ресурсы
21. Великоустюжская роспись. – [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.booksite.ru/trade_vologda/11_1.html (дата обращения : 22.03.2025).
22. Вологодская областная универсальная научная библиотека. Северная чернь. Устюг Великий. – [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://www.booksite.ru/fulltext/reha/tchev/tche/rny/1.htm (дата обращения : 22.03.2025).
23. Как цари и генсеки спасали северную чернь // Газета «Культура». –[Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://portal-kultura.ru/articles/country/2641-kak-tsari-i-genseki-spasali-severnuyu-chern/ (дата обращения : 22.03.2025).
24. Как искусство палехской лаковой миниатюры послужило часовому делу. –[Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://www.vedomosti.ru/kp/deluxe/article/2024/03/15/1025521-rama-dlya-zhivopisi (дата обращения : 24.03.2025).
25. Народные промыслы. Северная чернь. – [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://ya-zemlyak.ru/nps.asp?id=19 (дата обращения : 24.03.2025).
26. Русские ремесла. Северная чернь. – [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://russianarts.online/5237-ne-ukazan-2/ (дата обращения : 25.03.2025).
27. Традиции — это не поклонение пеплу, а передача огня // Научная Россия. – 13.12.2023. – [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://scientificrussia.ru/ (дата обращения : 25.03.2025).
28. Тропина Е. Виртуальный Русский музей. – [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/folk_art/m-1130/ (дата обращения : 22.03.2025).
29. Эксперт рассказал о причинах роста стоимости серебра // Известия. – 2025. – 28 янв. – [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://njt.ru/news/29279/.