Фрагмент для ознакомления
1
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ 4
1.1 Сущность понятия государственная и муниципальная службы 4
1.2 Государственная и муниципальная служба как социальный институт 9
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ 13
2.1 Основы регулирования государственной службы в Саратовской области 13
2.2 Особенности регулирования муниципальной службы в Саратовской области 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
Фрагмент для ознакомления
2
Согласно Конституции РФ, государственная служба является одной из основных форм участия граждан в управлении делами общества и государства, с обеспечением равного доступа к ней со стороны государства. Также гарантируется местное самоуправление, которое действует самостоятельно в пределах своих полномочий. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и единую систему государственной службы, создавая отдельный институт муниципальной службы.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», государственная гражданская служба РФ определяется как «вид государственной службы, представляющий собой профессиональную деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы РФ, направленную на обеспечение исполнения полномочий федеральных государственных органов, органов власти субъектов РФ и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ» . В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе РФ», муниципальная служба представляет собой профессиональную деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта) .
Совместная работа органов государственной власти и органов местного самоуправления направлена на повышение уровня и качества жизни населения в каждом муниципальном образовании и регионе в целом, с целью решения как общегосударственных, так и местных задач. Характерной особенностью решения государственных задач является дифференциация публичной власти на государственную и местную (муниципальную). Конституция РФ признает и гарантирует независимость местного самоуправления в пределах его полномочий. Обе формы службы представляют собой публичные институты, деятельность которых ориентирована на достижение общественного блага, связанного с реализацией субъектами властных полномочий. Взаимосвязь гражданской и муниципальной службы закреплена в ст. 7 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», где указано, что данная связь осуществляется через:
объединение основных квалификационных требований для должностей государственной и муниципальной служб;
объединение ограничений и обязательств по прохождению гражданской и муниципальной службы;
единство требований к профессиональному образованию, переподготовке и профессиональному развитию должностных лиц и муниципальных служащих;
учет стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и наоборот;
соотнесение основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских и муниципальных служащих;
соотнесение условий государственного пенсионного обеспечения для граждан, проходивших гражданскую и муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца .
Исходя из изложенного выше, муниципальная служба представляет собой разновидность государственной службы, обладающую аналогичными властными полномочиями и выполняющую те же функции, но на уровне местного самоуправления. Таким образом, муниципальная служба является элементом государственного аппарата, осуществляющим властные функции в пределах муниципальных образований. Основные принципы функционирования государственной гражданской и муниципальной службы закреплены в соответствующих нормативных актах: Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» регулирует государственную службу, а Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе РФ» — муниципальную службу. Несмотря на различия в этих законах, между ними имеются общие принципы:
1. Принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов над другими нормативными правовыми актами и должностными инструкциями при исполнении обязанностей государственными и муниципальными служащими, а также при обеспечении их прав;
2. Принцип равного доступа граждан к государственной и муниципальной службе, который зависит от способностей и профессиональной подготовки;
3. Принцип профессионализма и компетентности служащих на государственной и муниципальной службе;
4. Принцип внепартийности государственной и муниципальной службы;
5. Принцип ответственности служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей;
6. Принцип единых требований, предъявляемых к государственной и муниципальной службе .
Обе формы службы, как государственная гражданская, так и муниципальная, относятся к институтам публичного права, что предопределяет их схожесть. Эти виды службы связаны с реализацией властных полномочий и основаны на общих принципах, а также имеют аналогичные правовые статусы.
Таким образом, несмотря на значительное сходство с государственной службой, муниципальная служба отличается территориальной направленностью и особой спецификой задач. Нормативно-правовое регулирование, закрепленное в соответствующих законах, обеспечивает правовую основу для деятельности государственных и муниципальных служащих.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с изм. на 04.11.2022 года) // СПС Гарант: [сайт]. – URL: https://base.garant.ru/10103000/ (дата обращения: 21.03.2025).
2. Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 N 79-ФЗ (последняя редакция) // СПС Гарант: [сайт]. – URL: https://base.garant.ru/12136354/ (дата обращения: 21.03.2025).
3. Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации" от 02.03.2007 N 25-ФЗ (последняя редакция) // СПС Гарант: [сайт]. – URL: https://base.garant.ru/12152272/ (дата обращения: 21.03.2025).
4. Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27.05.2003 N 58-ФЗ (последняя редакция) // СПС Гарант: [сайт]. – URL: https://base.garant.ru/185886/ (дата обращения: 21.03.2025).
5. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 13.12.2024) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025) // СПС Гарант: [сайт]. – URL: https://base.garant.ru/186367/ (дата обращения: 21.03.2025).
6. Закон Саратовской области от 2 июня 1997 г. N 33-ЗСО "О муниципальной службе в Саратовской области" // СПС Гарант: [сайт]. – URL: https://base.garant.ru/9532085/ (дата обращения: 21.03.2025).
7. Закон Саратовской области от 2 февраля 2005 г. N 15-ЗСО "О государственной гражданской службе Саратовской области" // СПС Гарант: [сайт]. – URL: https://base.garant.ru/9527809/ (дата обращения: 21.03.2025).
8. Закон Саратовской области от 25 декабря 2024 г. N 168-ЗСО "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Саратовской области" // СПС Гарант: [сайт]. – URL: https://base.garant.ru/411247973/ (дата обращения: 21.03.2025).
9. Устав (Основной Закон) Саратовской области от 2 июня 2005 г. N 46-ЗСО // СПС Гарант: [сайт]. – URL https://constitution.garant.ru/region/ustav_sarat/ (дата обращения: 21.03.2025).
10. Абызова, Я. Р. Сущность и система государственной службы / Я. Р. Абызова // Сборник статей V Всероссийской научно-практической конференции, Петрозаводск, 25 апреля 2022 года. – Петрозаводcк: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2022. – С. 139-143.
11. Габибуллаев, М. Я. Муниципальная служба как институт местного самоуправления в Российской Федерации / М. Я. Габибуллаев // Актуальные исследования. – 2021. – № 38(65). – С. 19-22.
12. Гарипова, Р. М. Соотношение государственной и муниципальной службы / Р. М. Гарипова // Сборник статей XVI Международной научно-практической конференции, Пенза, 12 декабря 2019 года. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2019. – С. 200-203.
13. Гарцев, И. В. Понятие и содержание государственной службы: история и современность / И. В. Гарцев // Сборник материалов IX Международного научно-спортивного фестиваля курсантов и студентов образовательных организаций. – Пермь: Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2022. – С. 177-179.
14. Илюшина, А. С. Государственная и муниципальная служба как социальный институт / А. С. Илюшина, Л. В. Бурдилева // Социально-экономическое и политическое развитие территории. – 2017. – С. 13-16.
15. Кузякин, Ю. П. Государственная и муниципальная служба : Учебник / Ю. П. Кузякин, А. А. Ермоленко. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА-М», 2020. – 284 с.
16. Седая, И. В. Понятие и сущность государственной гражданской службы / И. В. Седая // Академическая публицистика. – 2020. – № 3. – С. 157-165.
17. Ханова, Л. А. Государственная и муниципальная служба как социальный институт и предмет социологического анализа / Л. А. Ханова // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. – 2017. – № 3(16). – С. 13-14.