Фрагмент для ознакомления
1
Введение ……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы дидактической игры как средства воспитания и обучения детей ……………………………………………………………… 5
1.1. История возникновения и развития дидактических игр ………………. 5
1.2. Понятие и классификация дидактических игр ……………………….... 7
1.3. Роль дидактических игр в процессе социализации детей дошкольного возраста ………………………………………………………………………. 10
Глава 2. Дидактические игры как средство знакомства детей с правилами общения ……………………………………………………………………… 13
2.1. Особенности дидактических игр, направленных на обучение правилам общения ……………………………………………………………………… 13
2.2. Методика проведения дидактических игр с целью освоения правил общения …………………………………………………………………….... 15
Заключение ………………………………………………………………….. 18
Список литературы …………………………………………………………. 19
Фрагмент для ознакомления
2
История возникновения и развития дидактических игр берет свое начало еще в древности, когда игра рассматривалась как одна из основных форм деятельности ребенка. Игра была признана важной частью обучения и воспитания задолго до появления первых научных исследований в этой области. Рассмотрим ключевые моменты эволюции дидактических игр.
Игра всегда присутствовала в жизни человека, начиная с древних цивилизаций. Например, в Древнем Египте, Греции и Риме использовались игровые элементы для обучения детей различным навыкам. Игры были способом передачи знаний о мире, культуре и традициях. Они помогали детям осваивать социальные роли и нормы поведения [1].
В Средние века игра продолжала оставаться важной частью воспитания детей. Однако в этот период основное внимание уделялось религиозному и нравственному воспитанию. Игры использовались для обучения молитвам, моральным урокам и религиозным ритуалам.
С наступлением эпохи Возрождения интерес к игре возрос. Пионеры педагогики, такие как Я.А. Коменский, начали рассматривать игру как важный элемент образовательного процесса. Коменский считал, что игра должна быть неотъемлемой частью обучения, поскольку она стимулирует любопытство и развивает умственные способности [5].
XVIII век стал временем значительного прогресса в развитии дидактических игр. Педагоги и философы, такие как Жан-Жак Руссо и Иоганн Генрих Песталоцци, подчеркивали важность игры в образовании. Руссо утверждал, что ребенок должен учиться через опыт и наблюдение, а Песталоцци разработал систему обучения, основанную на практических занятиях и играх.
XIX век ознаменовался появлением первых научно обоснованных дидактических игр. Фридрих Фрёбель, основатель первого детского сада, разработал концепцию "игрового обучения". Его идеи легли в основу современной системы дошкольного образования, где игра рассматривается как основной метод обучения и воспитания [14].
XX век принес новые открытия в психологии и педагогике, которые повлияли на развитие дидактических игр. Лев Выготский и Жан Пиаже внесли значительный вклад в понимание роли игры в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка. Их работы стали основой для дальнейших исследований и разработок в области дидактических игр.
В середине XX века Мария Монтессори разработала свою собственную систему обучения, основанную на принципах свободы выбора и самостоятельной активности ребенка. Ее метод включал использование специально разработанных дидактических материалов и игр, которые стимулировали сенсорное восприятие и моторное развитие [9].
Сегодня дидактические игры остаются важной частью образовательного процесса. Современные технологии позволяют создавать интерактивные и мультимедийные игры, которые расширяют возможности обучения. Исследования показывают, что дидактические игры способствуют развитию критического мышления, творческих способностей и социальных навыков.
История дидактических игр показывает, что игра всегда играла важную роль в образовании и воспитании детей. От древних времен до современности дидактические игры эволюционировали вместе с развитием науки и общества. Сегодня они продолжают оставаться эффективным средством обучения и развития, помогая детям приобретать знания и навыки, необходимые для успешного функционирования в современном мире.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Ахметова, А. Р. Игры с правилами как средство развития познавательной активности дошкольников / А. Р. Ахметова, Р. Ф. Миннуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 417-419.
2.Банникова, С. В. Творческие игры как способ формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста / С. В. Банникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 12 (407). — С. 191-193.
3.Выготский, Л. С.. « Вопросы детской психологии» / Л. С. Выготский. — Санкт-Петербург : СОЮЗ, 1997. — 224 с
4.Гостар, А. И. Дидактическая игра как средство развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста / А. И. Гостар. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 30 (216). — С. 59-61.
5.Дегтеревич, Е. Н. Дидактическая игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста / Е. Н. Дегтеревич, Е. А. Болдеску, Е. В. Полянская, Л. А. Сергеева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 4 (41). — С. 19-20.
6.Дидактическая игра как средство развития речи у дошкольников / Е. С. Кладова, Л. М. Мурашкина, Е. В. Конради [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 25 (211). — С. 307-310.
7.Жирнова, М. А. Методы и приёмы развития общения дошкольников в игровой деятельности в соответствии с ФГОС ДО / М. А. Жирнова, Р. П. Томчук, И. А. Штанько. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. Т.2. 50-54.
8.Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность: учебное пособие / А. Н. Леонтьев; научный редактор и предисловие Д. А. Леонтьева. — 2-е изд., стереотипное. — Москва: Смысл: Академия, 2005.
9.Монтессори, М. «Мой метод: руководство по воспитанию детей от 3 до 6 лет» / М. Монтессори ; пер. с англ. А. В. Колесниковой, Е. А. Рязанцевой. — Москва : Центрполиграф, 2014. — 414,
10.Наумов Н. Д. П. П. Блонский: философ и педагог / Н. Д. Наумов // Известия Уральского государственного университета. — 2003. — № 27. — С. 97–107.
11.Пиаже, Ж. Психология интеллекта: [Пер.] / Жан Пиаже. — М. [и др.] : Питер, 2003.
12.Сухомлинский, В. А. Как воспитать настоящего человека: педагогическое наследие / В. А. Сухомлинский. — М.: Педагогика, 1990. — 288 с.
13.Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания : опыт педагогической антропологии / К. Д. Ушинский. — Москва : ФАИР-ПРЕСС, 2004.
14.Фрёбель, Ф. Педагогические сочинения: в 2 т. Т. 1. Воспитание человека / под ред. Д. Н. Королькова. — М., 1913.
15.Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин ; сост. Б. Д. Эльконин ; авт. вступ. ст. и коммент. В. В. Давыдов. — Москва : Педагогика, 1989. — 554, с.