Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Все государства, вместе с их определенным социальным назначением и сущностью, можно охарактеризовать по ряду внешних признаков. Их совокупность определяется в закрепленном законном порядке организацией и осуществлением управления государственной властью, территориальной организацией, взаимодействием центра с субъектами, характером взаимодействия государства с населением, способом формирования высших органов государственной власти.
Глава 1. Теоретико-правовые основы монархии как формы правления
1.1. Становления института монархии как формы правления
По мнению Д.И. Мейера, каждая наука имеет свою историческую сторону, а современные юридические воззрения являются только сутью результата всей предшествовавшей юридической жизни .
Действительно, чтобы в полной мере проанализировать современное состояние того или иного юридического института, стоит раскрыть динамику его развития.
Н. С. Таганцев писал, что в том случае, когда нам надо провести анализ какого-либо института, который существует в данный момент для более грамотного его освоения, нам надо в обязательном порядке проследить его историческое развитие.
Изучить все видовые изменения этого юридического института, которые произошли в его историческом развитии в силу которых появилось данное учреждение. Рассмотреть те или иные видоизменения, которым подвергся данный институт в своем развитии.
Тема форм правления имеет центральное значение в теории государства и права. Сложилось устоявшееся мнение о видах форм – монархии и республике, а также их подвидах.
Традиционно монархия – это форма правления, при которой «власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха): короля, шаха, императора и т. д.
Такую дефиницию дают практически все исследователи с небольшими различиями в трактовке.
Кроме того, отмечается, что полномочия монарха «носят первичный, непроизводный от какой-либо власти в государстве характер, он приобретает свой пост, как правило, по наследству и занимает его пожизненно» .
Можно привести и другие признаки, характеризующие монархию. Но монархии слишком разные, чтобы можно было предложить универсальное определение и типичные признаки. Даже в истории России известно множество примеров несоблюдения правил.
Например, императрица Екатерина II не получала титул по наследству, а избрание на царство Бориса Годунова и Михаила Романова не подтверждает непроизводный характер власти монарха. Кроме того, выделяют несколько видов монархии, кардинально отличающихся друг от друга. Типичная монархия – это абсолютная монархия, которую берут за эталон.
Но существует еще и ограниченная монархия, при которой роль монарха сводится до символизма.
Таким образом, вполне очевидный вопрос о сущности монархической формы правления приводит к спорным и неоднозначным ответам.
На наш взгляд, это обусловлено рядом особенностей.
Среди них – следующие:
1. Монархия – это не столько форма государства, сколько исторический тип. Государство как форма организации общежития возникает именно в форме монархии. Для России упрощенная схема может выглядеть следующим образом: вождь – князь – царь.
Иными словами, в результате эволюции единоначалия повышается статус главы некой социальной группы, и он становится монархом. Подобный путь прошли в своем развитии и европейские государства, но на определенном этапе истории монархия сменяется республикой. Если мы сравним количество республик и монархий сегодня и 500 лет назад, то обнаружим, что в настоящее время большинство государств предстают как республики. Ранее такое же преимущество было у монархий.
Следовательно, монархия – устаревший тип государства.
Безусловно, могут поступить возражения относительно того, что монархии существуют в Великобритании, Испании, Швеции, Японии и т. п. Но монархии ли это по своей сути или некий симбиоз и компромисс? Например, в Конституции Японии от 3 мая 1947 г. говорится о том, что Император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть.
В Великобритании отсутствует Конституция, а ее роль на протяжении нескольких веков выполняют ряд документов.
Сегодня актуальны Акт о соединении с Шотландией 1707 г., Акт о парламенте 1911 г., Акт о парламенте 1949 г., Акт о пожизненных пэрах 1958 г., Акт о пэрах 1963 г., Акт о Европейских сообществах 1972 г., Акт о Палате общин (управление делами) 1978 г., Акт о народном представительстве 1983 г., Акт о Палате лордов 1999.
1.2. Монархия в России
Истоки монархии в России следует искать в догосударственном периоде, именно в том времени, когда речь идет не конкретно о русских людях, а о славянах в целом.
Примерно в VI веке Прокопий Кесарийский четко дал понять, что у славян в качестве правителей были князья. А значит говорить о государственности в этот период мы не можем, только о начальной предгосударственности. С этого момента можно провести параллель с домонгольским периодом и рассмотреть элемент монархии без исключений во всех землях.
Василий Осипович Ключевский в свою очередь утверждал, что княжеский пост требовал от своих носителей твердо го служивого характера.
Связано это было с тем, что в городах появлялись транзитные торговые пути, данное обстоятельство, в совокупности того, что князь и сама дружина князя была слабее других городов, вынуждало отдавать себя полностью в служение городу.
Глава 2. Монархия как форма правления в современном мире
2.1. Абсолютная монархия
В обществе где нет гарантий безопасности жизни, семьи нажитого имущества единственной гарантией является сила закона, чтобы вынудить людей подчиняется закону и наказывать тех кто ввергает общество в хаос и беспорядки. С точки зрения Гоббса только суверен (лицо наделенное легитимностью и обладающей всей полнотой власти) может насаждать закон и стабильность. То есть Гоббс ставит нас перед выбором – стабильность и безопасность в обмен на концентрацию власти в одних руках передающуюся по наследству, в противном случае хаос революция, войны. И даже если при концентрации абсолютной власти, водних руках (династии) будут злоупотребления, то общество все равно останется стабильным. Согласно Гоббсу компромисс (или общественный договор) означает соглашение людей соблюдать определенные законы или правила. Но чтобы выполнять эти законы и правила, чтобы следить за исполнением договора, должна быть сила (или институт), обладающая всей полнотой власти.
Только тогда будет обеспечен порядок и стабильность в обществе. Но верховная власть государстве должна находиться в руках одного лица, а не группы лиц, то есть короля, царя, сутана, хана.
Рассмотрим аргументы это приведенные в его труде о политической власти – «Левиафане» царь или король как одно лицо, с единой волей и желаниями, не может конфликтовать сам с собой. Он не будет «работать на себя» грабить свой народ, заниматься коррупцией в ущерб своей стране, так как он богат настолько насколько богата его страна. Король или царь — единственный хозяин страны, он не думает о сроке правления, его власть устойчива, страну не потрясает политическая борьба, интриги, он назначает министров. Он выступает арбитром и отцом нации. Он гарант мира, Стабильности справедливости законов.
Абсолютная власть над народом, согласно Гобссу, снимает политическую ответственность народа и перекладывает её на плечи короля, который отвечает перед Богом за весь народ, при этом народ получает гарантию сохранения мира и стабильности. В пользу абсолютной монархии Гоббс приводит такой интересный аргумент: в монархии власть сохраняется в рамках одной династии переходит от отца к сыну, поэтому отец, умудренный опытом, передает секреты и мудрость управление сыну. Дети монарха как правило, всегда получают соответствующее образование, их с детства готовят управлять надлежащим образом. Гоббс также говорит об обязанностях и правах подданных и короля. Ограничивая политическую свободу людей, он в то же время наделяет их правом на требование справедливости через суд, на неприкосновенность жизни, имущества. Однако восстание против власти короля всегда незаконно.
2.2. Конституционная монархия
Конституционная монархия – это монархия, при которой власть монарха ограничена так, что в некоторых или во всех сферах государственной власти он не обладает верховными полномочиями.
Правовые ограничения монарха могут быть закреплены в высших законах, таких как Конституция или уставы, или в прецедентных решениях, вынесенных высшей судебной инстанцией. Первая конституционная монархия появилась в Новое время в Великобритании в результате Английской буржуазной революции XVII в. (хотя формально в Великобритании Конституции нет).
В современном мире конституционными монархиями является 21 государство, из которых 11 находятся в Европе (Андорра, Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция); 8 – в Азии (Бахрейн, Бутан, Иордания, Камбоджа, Малайзия, Непал, Таиланд, Япония); 2 – в Африке (Лесото, Марокко) .
2.3. Парламентская монархия
Парламентарная монархия — это более прогрессивный вид конституционной монархии.
Парламентская (парламентарная) монархия – монарх юридически является главой государства, но участие в управлении страной фактически не принимает. Фактическим главой государства премьер-министром, становится лидер партии, которая владеет наибольшим количеством депутатских мест в парламенте. Правительство формируется парламентом и только ему подотчетно.
Современные монархии являются здесь парламентскими – Великобритания, Япония, Бельгия, Испания, Нидерланды, Таиланд, Швеция. Ряд монархий на данном этапе находится между дуалистической и парламентской (Иордания, Марокко, Непал) .
Парламентарная монархия - это более прогрессивный вид конституционной монархии. Характеризуется тем, что монарх исключительно номинально выполняет свои функции. Даже если конституция наделяет его большими полномочиями (как например, в Нидерландах, Дании), он не может ими самостоятельно воспользоваться. Все исходящие от монарха акты Швеция) монарх по конституции, даже формально, не имеет сколько-нибудь значительных полномочий.
Сейчас в парламентской системе сосуществуют как монархи, так и президенты. Оба называются главами государств и оба не могут быть связаны политически. Монархии с должностью президента именуются нетипичными формами правления.
Так в чем же разница.
Монарх является главой государства в конституционной монархии, тогда как президент является главой государства в республике. Кроме того, монарх назначается в соответствии с наследованием и не может быть отстранен от власти иным образом, в то время как президент назначается народом и имеет фиксированный срок пребывания в должности. Кроме того, в обоих случаях управление осуществляется премьер-министром и парламентом. Английская монархия имеет богатую историю еще со времен римлян. В 10 веке Альфред Великий завоевал большую часть страны и положил начало англосаксонским хроникам, которые были продолжены его преемниками, создавшими королевство, ныне известное как Англия.
В 12 веке Джон Лэкленд, преемник Генриха II, был вынужден подписать Великую Хартию вольностей, которая предоставляла народу основные права и привилегии. В конце 18 века Ирландия присоединила Шотландию и Англию к Объединенному королевству Великобритании и Ирландии. В 1920-х годах было образовано Содружество Наций (ассоциация бывших территорий Британской империи).
2.4. Дуалистическая монархия
Дуалистическая монархия-юридически и фактически власть поделена между монархом и парламентом. Парламент принимает законы, но у монарха есть право абсолютного вето (отклонение законопроекта).
Правительство назначается монархом, подчиняется ему и отвечает только перед ним. Дуалистическая монархия характерна для перехода периода от феодализма к капитализму, а в современных странах она сохранилась в султанате Бруней, Бутан, Тонга.
Ограничение власти коронованной особы чаще всего выражается в постановлении о том, что все ее распоряжения приобретают легитимную силу исключительно после того, как они будут подтверждены министром соответствующего ведомства.
Но, учитывая то, что министров назначает сам правитель, эти ограничения в значительной мере являются формальными. Фактически исполнительная власть принадлежит монарху, а законодательная - парламенту.
Заключение
Таким образом, монархическая форма правления исторически является первой формой государственного правления. Она прошла долгий путь эволюции от восточных деспотий до современной парламентской монархии. Для монархии характерны определенные особые черты, которые со временем менялись вместе с формой монархии.