Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В современных условиях изучение института соци-альной защиты населения как одного из наиболее значимых социальных ин-ститутов сохраняет свое значение и остается необходимым для понимания социума в целом. Масштабная трансформация общества, которую мы можем наблюдать в последнее время, требует пересмотра мер социальной защиты социально-уязвимых категорий населения. Социально-психологические, ор-ганизационные, финансово-экономические, нормативно-правовые способы и средства, используемые государственными организациями социальной защи-ты, позволяют оказывать помощь не только отдельным членам общества, но и целым социальным группам населения, что и составляет основную цель со-циальной политики.
Глава 1. Теоретико-правовые основы социального обеспечении
1.1. Понятие и сущность социального обеспечения
Государство имеет механизмы социальной поддержки, среди которых важнейшими являются финансовые. Данное понятие определяется как систе-ма форм, методов и средств финансовой политики государства, направлен-ных на достижение конкретных результатов в процессе регулирования фи-нансовых отношений.
Структура финансово-правовых механизмов представляет собой сово-купность следующих элементов:
- нормативно-правовой блок;
- информационное обеспечение;
- финансовые рычаги и мотивы.
Нормативный правовой блок состоит из законных и подзаконных ак-тов. Конституция, федеральные конституционные законы и федеральные за-коны Российской Федерации являются законными актами. Подзаконные акты образуют группу, состоящую из указов Президента, постановлений Прави-тельства, приказов и инструкций министерств и ведомств Российской Феде-рации. Информационное обеспечение связано с созданием доступной инфор-мационной системы.
Финансовые рычаги — это приемы, с помощью которых государство воздействует на экономику. Мотивы стимулируют возникновение определен-ного вида поведения. Данные инструменты призваны побудить субъектов финансово-правовых отношений к совершению активных действия с целью оптимизации данного вида общественных отношений.
В обновленной Конституции РФ, принятой по итогам всенародного го-лосования 1 июля 2020 года, четко прослеживается политический курс на со-вершенствование социальной политики российского государства.
Главной целью социальной политики является рост материального бла-госостояния, повышение уровня и качества жизни граждан РФ на основе со-здания равных условий для трудоспособного населения независимо от места проживания (будь то мегаполис, областной или районный центр, поселок или деревня) для реализации трудового потенциала, с тем, чтобы каждый, реализуя свои трудовые навыки и умения, мог обеспечивать достойный уро-вень жизни для себя, своих родных и близких .
Государственная социальная поддержка предполагает выделение фи-нансовых средств гражданам (выплат, пособий, субсидий), входящим в со-став какого-либо незащищенного слоя.
По мнению З.П. Замараева, «серьезной проблемой стала громоздкая, затратная и недостаточно эффективная система мер государственной соци-альной помощи в виде различных пособий, единовременных выплат, предо-ставляемых на основании федеральных и региональных социальных про-грамм семьям и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации» .
Е. Андреева предлагает под государственной социальной поддержкой населения понимать не страховую подсистему социальной защиты населения в виде социальных выплат и льгот .
В рамках международных различий можно выделить три основные це-ли применения модели постановки целей социальной поддержки:
- Эффективное освоение государственных ресурсов.
- Максимальная результативность.
- Поддержка населения.
Однако, как показывают данные проанализированных открытых мате-риалов и документов, ни одна из вышеперечисленных задач или их совокуп-ность не могла быть полностью решена ни в одной стране. Проблема в ди-намике социальных слоев и постоянно меняющийся ситуации во всех госу-дарствах, социальная система не может быть идеальной так как её динамика слишком высока. Но, стоит отметить, что в той или иной мере данная модель реализуется .
1.2. Классификация видов социального обеспечения
Основные задачи социальной защиты населения :
1. Реализация социальных прав и свобод граждан, которые направ-лены, прежде всего, на пенсионное обеспечение, материальную поддержку семей с детьми, социальное обслуживание населения;
2. Приспособление системы социальной защиты к изменившимся условиям;
3. Различные подходы к решению проблем слабозащищенных кате-горий населения;
4. Использование деятельных форм социальной поддержки населе-ния.
Необходимо выстроить схему, характеризующую организационно-правовые формы и объекты социальной защиты населения, применяемые на территории Российской Федерации (рис. 1):
В ст. 39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение выражено следующим образом: «Каждому гарантируется соци-альное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных зако-ном».
1.3. Особенности отдельных видов социального обеспечения
Пенсионная система России является результатом исторического разви-тия страны и отражает совокупность юридических норм, специально создан-ных государственных, а также частных подсистем, призванных своевременно обеспечить нуждающихся граждан достойными пенсионными выплатами .
Согласно определению из экономического словаря А.Б. Борисова, пен-сией признается «денежное обеспечение, регулярные денежные выплаты, предоставляемые гражданам при достижении пенсионного возраста, в связи с инвалидностью, при потере кормильца и в других предусмотренных зако-ном случаях» .
Новый уклад по формированию пенсий в России сформировался в ре-зультате принятия современного Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» . В законе также отражены новые поло-жения, затрагивающие пенсионные права граждан и расчет размеров пенсии в системе обязательного пенсионного страхования.
Пенсионные права по новой пенсионной формуле в полном объеме бу-дут формироваться у граждан, которые в 2015 году вступили в трудовую жизнь. Важно отметить, что в новой пенсионной формуле, помимо периодов трудовой деятельности, баллы также будут начисляться за социально значи-мые периоды жизни человека, такие как военная служба по призыву, отпуск по уходу за ребенком, период ухода за ребенком - инвалидом, гражданином старше 80 лет и др.
На современном этапе развития российского общества существует че-тыре разновидности пенсионного обеспечения. К ним относятся:
- страховая пенсия;
- накопительная пенсия;
- пенсия по государственному пенсионному обеспечению;
- пенсия по негосударственному пенсионному обеспечению .
До 2015 года существовало понятие трудовой пенсии по старости, те-перь же она разделена на страховую и накопительную пенсии.
Страховая пенсия может назначаться по старости, по инвалидности, а также по случаю потери кормильца. Пенсия же по государственному пенси-онному обеспечению дается за выслугу лет, по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, а также назначаются социальные выплаты.
Так, для назначения страховой пенсии по инвалидности необходимо, чтобы лицо было признано инвалидом в установленном законом порядке. В качестве обязательного условия определяется необходимость присвоения конкретной группы инвалидности (I, II, III). Признание инвалидом и присво-ение группы осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. После признания гражданина инвалидом определенной группы в течение трех дней данное государственное учреждение отправляет выписку из акта освидетельствования экспертизы гражданина в орган государствен-ной власти, который ответственен за пенсионное обеспечение данного граж-данина. Следующим условием назначения страховой пенсии по инвалидно-сти является наличие у лица минимум одного дня страхового стажа. Если данное условие не соблюдено, то есть страховой стаж у лица полностью от-сутствует, то такому лицу будет назначена социальная пенсия по инвалидно-сти .
Заявление о назначении страховой пенсии по инвалидности рассматри-вается территориальным органом Социального фонда России в течение 10 рабочих дней. В случае, если, по мнению органа, для принятия решения не-достаточно документов, представленных гражданином. Территориальный орган может потребовать гражданина предъявить их. В таком случае срок рассмотрения рассчитывается заново со дня представления последнего доку-мента . При соблюдении всех требований страховая пенсия по инвалидности будет назначена со дня признания лица инвалидом, если обращение после-довало не позднее 12 месяцев со дня наделения лица таким статусом.
2. Виды льгот в системе социального обеспечения
2.1. Понятие и место льгот в системе социального обеспечения
В целях повышения уровня жизни различных слоев населения, нужда-ющихся в этом, государство постоянно развивает систему дополнительных преимуществ для этих слоев. Эта система охватывает различные сферы госу-дарственных услуг, получаемых практически всеми гражданами: городской транспорт, медицина, выплаты пенсионерам, налогообложение. Эти пре-имущества называются льготами.
В научной литературе существует предостаточно дефиниций понятия «льгота».
Под льготами подразумевают преимущества, дополнительные права, предоставляемые отдельным категориям граждан. Льготы формируют усло-вия персонального развития и удовлетворения жизненно важных потребно-стей, способствуют осуществлению конституционных прав граждан [28, с.560].
Так, по мнению Н. С. Землянухиной, это «исключение из общих пра-вил, выражающееся в облегчении или улучшении условий их выполнения (вплоть до полной отмены обязанности выполнения), и распространяющееся на определенную категорию граждан, личные качества, особенности жизни и деятельности которых выступают источником социально - экономического неравенства» . Основной целью применения льгот, по её мнению, является получение выгоды.
2.2. Нормативно-правовое регулирование льгот
Источники правового регулирования льгот в праве социального обес-печения — это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной от-расли права (т.е. общественные отношения в сфере социального обеспечения льготами).
Так, например, существуют различные источники права социальной защиты инвалидов в сфере предоставления им льгот.
Социальная защита инвалидов - это система гарантированных государ-ством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспе-чивающим инвалидам условия для преодоления, замещения ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими граж-данами возможностей участия в жизни общества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование, проведенное в настоящей работе, позволяет сделать сле-дующие выводы:
На современном этапе социальное обеспечение и право на него закреп-лено в главном законе нашей страны, а именно в Конституции, и оно также имеет практическое применение с помощью конкретных организационно-правовых механизмов, в виде системы взаимосвязанных, комплексных и правовых мер. Данный механизм развивается, как каждый его элемент, так и их полная взаимосвязь. Совершенствование осуществляется из-за постоянно меняющих тенденций, из-за задач и условий, которые становятся перед госу-дарством. Федеральный закон «О страховых пенсиях» прекрасный пример совершенствования этой сферы.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голо-сованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. 2020. 04 июля.
2. Всеобщая декларация прав человека» принятая Генеральной Ас-самблеей ООН от 10 декабря 1948 года // Рос. газ. – 05.04.1995. – № 67.
3. Международный пакт от 16 декабря 1966 «Об экономических, социальных и культурных правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1994. – № 12.
4. Конвенция Международной организации труда № 102 о мини-мальных нормах социального обеспечения (Женева, 28 июня 1952.) // МОТ. Конвенции и Рекомендации. Женева, 1991. Т.1. С.1055.
5. Конвенция о правах инвалидов (заключена в г.Нью–Йорке 13.12.2006) // Собрание законодательства РФ. – 2013. – №6. – Ст. 468.
6. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей: федер. закон от 19 мая 1995 года № 81–ФЗ (ред. от 29.10.2024) // Рос. газ. – 1995. – № 99.
7. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: федер. закон от 24 ноября 1995 г. № 181–ФЗ (ред. от 29.05.2024) // СЗ РФ. – 1995. – № 48. – Ст. 4563.
8. О государственной социальной помощи : федер. закон от 17.07.1999 г. №178 –ФЗ // Собрание законодательства. – 1999. – №29. – Ст.3699.
9. Об основах обязательного социального страхования: федер. за-кон от 16 июл. 1999 г. № 165–ФЗ (ред. от 29.10.2024) // Рос. газ. – 1999. – № 139.
10. Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию: федер. закон от 29 дек. 2006 г. № 255–ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Рос. газ. – 2006. – № 297.
11. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей: федер. закон от 29 дек. 2006 г. № 256–ФЗ (ред. от 08.08.2024) // Рос. газ. – 2006. – № 297.
12. О мерах по социальной поддержке многодетных семей : указ Президента РФ от 5 мая 1992 г. № 431 // Ведомостях Съезда народных депу-татов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1992. – № 19. – Ст. 1044.
материалы судебной практики
13. Апелляционное определение Санкт–Петербургского городско-го суда от 09.06.2020 N 33–7175/2022 по делу N 2–7030/2021. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://sud–praktika.ru (дата обращения: 20.03.2025).
14. Апелляционное определение Московского городского суда от 01.06.2022 по делу N 33–12113/2022. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://sud–praktika.ru (дата обращения: 20.03.2025).
учебная и научная литература
15. Аракчеев В.А. Пенсионное право в России. М.: Юридический центр, 2016. 435 с.
16. Асянова С.Р., Харисова А. Антикоррупционная составляющая экономической безопасности / В сборнике: Проблемы и перспективы внедре-ния в российское законодательство зарубежного опыта противодействия коррупции. Доклады Научно–практической конференции. Под.редакцией И.Р. Гарифуллина. – 2019. – С. 15–19.
17. Борисов А. Б. Большой экономический словарь. – М.: Книжный мир, 2003. – 895 с.
18. Буянова М. О. Право социального обеспечения: учебное пособие / М. О. Буянова, С. И. Кобзева, 3. А. Кондратьева. –М.: Юрайт, 2017. – 413 с.
19. Жуков В. II. Современная энциклопедия социальной работы. –М.: Издательство РГСУ, 2008. – 642 с.
20. Замараева З.П. Нормативно–правовые особенности современной системы социальной помощи населению // Вестник Пермского университета. Юридические науки. – 2017. – № 2. С– . 184–192.
21. Замараева З.П. Социальная защита и социальное обслуживание населения: технологии помощи современной российской семье: учеб. посо-бие. / З.П. Замараева, Г.А. Телегина; Перм. гос. нац. исслед. ун–т. – Пермь, 2019. – 108 с.
22. Землянухина, Н.С. Система социально– экономических льгот населения: теория и практика / Н.С. Землянухина // Отечественный журнал социальной работы. – 2021. – №1. – С. 50– 58.
23. Калашников С.В., Татаринцев В.Е., Марголин А.М., Храпылина Л.П. Риски реализации социальных контрактов в регионах России // Вопро-сы государственного и муниципального управления. – 2019. – № 4. – С. 7–30.
24. Кравченко Е.В. Социальный контракт как перспективный меха-низм повышения эффективности социальной защиты населения // Экономика труда. – 2019. – Т. 6. – № 2. – С. 827–840.
25. Курбанов Р. А. Право социального обеспечения: учебник/Р. А. Курбанов; под ред. Р. А. Курбанова, К. К. Гасанова, С. И. Озоженко. –М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2014. – 481 с.
26. Мельникова Т.Ю., Костерина И.В. Понятие, сущность, правовая природа пособий // В сборнике: Экономика, управление и финансы в цифро-вом обществе. материалы международных научно–практических конферен-ций. – Курск, 2022. – С. 293–299.
27. Мищенко В.И., Гудков А.И., Красильщиков А.В. О правовом ре-гулировании социальной политики: достижения и проблемы //Евразийское Научное Объединение. 2021. № 12–3 (82). С. 278–281.
28. Мясищева Ю. Н. Современная система социального обслужива-ния населения // Молодой ученый. – 2018. – № 38 (224). – С. 173–175.
29. Назарова К.Е. Материнский капитал как средство государствен-ной поддержки молодой семьи в России // В сборнике: Лебедевские чте-ния. Сборник статей по материалам XXIII Всероссийской научно–практической конференции, посвященной 90–летию со дня рождения В.И. Лебедева и 350–летию со дня рождения Петра I. Под редакцией О.А. Сухо-вой. – Пенза, 2022. С. 249–253.
30. Оспичев, И. М. Льготы в праве социального обеспечения : учеб-но–методическое пособие / И. М. Оспичев ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Югорский государственный универси-тет, Юридический институт. – Ханты– Мансийск : ЮГУ, 2020. –40 с.
31. Сердюкова В.А., Измалкова И.В. Социальный контракт как одна из мер поддержки населения в РФ // Мировой опыт и экономика регионов России. Сборник студенческих научных работ по материалам ХVIII Всерос-сийской студенческой научной конференции с международным участием. Курский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации; Курская региональная общественная организация Вольного эко-номического общества России. – Курск, 2020. – С. 310–312.
32. Юркина Е.М., Бурнашев К.Э. Социальный контракт как эффек-тивное направление социальной поддержки малообеспеченных семей в со-временной России // Глобализация и национальная безопасность: человек и общество в меняющемся мире: материалы международной междисциплинар-ной научной конференции, 2019. – С. 180
33. Янсубаева Т.А. Нововведения в материнском (семейном) капитале и его роль в социальной поддержке семей с детьми // Общественная безопас-ность, законность и правопорядок в третьем тысячелетии, 2017. – 41 с
другие источники, включая интернет-сайты
34. Развитие эффективной социальной поддержки населения в России: адресность, нуждаемость, универсальность: науч. докл. / Е. Андреева, Д. Бычков, Е. Гришина и др. URL: http://www.nifi.ru/images/FILES/Reports/ doc_soz_2017.pdf (дата обращения: 20.03.2025).
35. Виды пенсий в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. pfrf.ru/branches/moscow/ news~2017/04/17/134109.