Фрагмент для ознакомления
2
Во все времена спорт был и остается важным компонентом общественной культуры и социальной жизни, обладающим особым содержанием, структурой, механизмами реализации, социальными проявлениями и др. Спорт – это борьба на соревнованиях и образ жизни, в котором борьба воплощается каждый день, на всех этапах развития спортивной карьеры. В психологической науке, спорт рассматривается как важная сфера личностного становления, формирования своей идентичности, «Я»-образа, развития мотивации и волевых качеств. При этом спортивная карьера – это опыт преодоления трудностей, побед, поражений, кризисов и работы с ними, опыт победы над собой, которая, зачастую, осуществляется снова и снова.
Завершение спортивной карьеры многие специалисты квалифицируют как мощный стрессор в жизни спортсмена, как кризисный этап в его карьере [1]. Многие из них (особенно спортсмены высокого класса) оказываются не готовыми к жизни вне спорта и испытывают значительные трудности в социальной адаптации к новой для них реальности. Выделяются такие проблемы, как трудности в приспособлении к жизни «вне спорта», профессиональном самоопределении, тяжелые эмоциональные переживания, связанные с завершением спортивной карьеры [7].
Научная и прикладная психологическая школа спорта и сопровождения спортивной карьеры достаточно сильна. Психологические аспекты спортивной деятельности во все времена исследовались в неразрывном единстве с процессом тренировки, развития спортивной карьеры, преодоления кризисов, исследования личности спортсмена, тренера, противников и др. Тогда как аспекты психологического сопровождения завершения спортивной карьеры несколько минимизированы в науке и требуют разработки и обоснования.
Степень разработанности проблемы.
Аспекты стресса и дистресса в спорте рассматриваются в работах Довжик Л.М., Бочавер К.А., Ивановой С.В., Серовой Л.К., Стамбуловой Н.Б., Шихвердиева С.Н. и др.
Проблема самоконтроля и самооценки спортсмена рассматривается в исследованиях таких авторов, как: Э.Н. Алексеева, А.Р. Ищенко, К.А. Каинов, О.А. Конопкина, Д.А. Леонтьева, В.И. Палия, В.А. Сохликовой и др.
Концепция и технология психологического сопровождения спортсмена описана в исследованиях: С.В. Алехиной, А.Н. Вераксы, Д.С. Каськовой, В.В. Находкина и др.
Таким образом, не смотря на наличие научных разработок, смежных с предметом данного исследования, четкие, систематизированные обоснования, которые описывают психологические особенности завершения спортивной карьеры найти затруднительно. При этом, научное мнение специалистов заключается в том, что без помощи социума, спортсмену на этапе завершения карьеры, обойтись очень трудно.
Вышесказанное обусловливает актуальность и выбор темы данного исследования: «Психологические особенности завершения спортивной карьеры».
Проблема исследования: не смотря на наличие разработок в сферах смежных с предметом данного исследования (кризис в спортивной карьере, стресс и дистресс в спортивной карьере, психологическое сопровождение спортсмена и т.д.), важно систематизировать и изучить универсальные психологические особенности завершения спортивной карьеры. Обобщить и сформулировать психологические рекомендации для спортсменов на этапе завершения спортивной карьеры.
Объект исследования: завершение спортивной карьеры.
Предмет исследования: психологические особенности завершения спортивной карьеры.
Цель исследования: выявить и обосновать психологические особенности завершения спортивной карьеры.
Задачи исследования:
Описать понятие карьеры и спортивной карьеры.
Определить психологические особенности спортсменов завершающих спортивную карьеру.
Провести эмпирическое исследование психологических особенностей спортсменов завершающих спортивную карьеру.
Разработать и обосновать методику профилактики дистресса при завершении спортивной карьеры.
Методы исследования: наблюдение, тестирование, сравнение, обобщение, систематизация, моделирование, эксперимент.
База исследования:
Структура исследования включает введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение, библиографический список, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗАВЕРШЕНИЯ СПОРТИВНОЙ КАРЬЕРЫ
1.1.Определение понятий «карьера» и «спортивная карьера»
Отечественная психология рассматривает феномен карьеры во взаимосвязи с категорией деятельности и спортивной деятельности в частности.
Виды деятельности в целом, и влияние, которое они оказывают на индивида, на формирующуюся личность и т.д. рассматривались в работах таких исследователей, как А.П Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Г.В. Суходольский, А.Ц. Пуни, П.А. Рудик, И.П. Волков, Г.М. Гагаева, Г.Д. Горбунов, Е.П. Ильин, В.Л. Марищук, В.А. Плахтиенко, А.В. Родионов, В.К. Сафонов и мн.др. Психология спортивной деятельности – предмет изучения психологии спорта. Это компонент последней. Содержит общую психологическую характеристику спортивной деятельности, в которой рассматриваются специфические характеристики отдельных видов спорта, влияние особенностей воздействия спорта на развитие спортсменов в различных видах спорта, особенности влияния отдельных характеристик на личностное становление спортсмена и т.д.
Профессиональная деятельность спортсмена рассматривается как активное направленное действие, реализуемое в течение длительного времени и направленное на высокий результат достижения (Н.Б. Стамбулова). Данная деятельность сопряжена с интенсивным развитием волевых процессов, прогрессом саморегуляции, профессиональным совершенствованием спортсмена в одном или нескольких видах спорта [22]. Автор выделяла пути движения по карьерной лестнице в спортивной деятельности – это подготовка, старт, кульминация и финиш.
На первом этапе будущий профессионал окончательно определяется в выборе направления профессиональной деятельности, связанной со спортом. Старт карьеры соотносится с непосредственным включением в профессию, это этап активной профессиональной спортивной деятельности. Кульминация включает период наиболее интенсивных достижений, которые отражаются на социальном статусе и мировосприятии личности, ее структуры. Профессионал меняется личностно. Финиш спортивной карьеры можно соотнести с подготовкой к уходу на пенсию в иных, не связанных со спортом профессиях, с адаптацией и ресоциализацией. При этом, финиш спортивной карьеры не соотносится с официальным «пенсионным возрастом» - 45-65 лет. Завершение спортивной карьеры, зачастую происходит на 15-20 лет раньше [19]. Представленные «ступени» развития профессиональной карьеры спортсмена отличаются своими особенностями в зависимости от того, в каком спорте он реализует себя. Так или иначе, завершение спортивной карьеры – это подведение итогов, подготовка и переход к новой карьере, ибо профессиональная карьера спортсмена завершается достаточно рано в возрастном отношении. От того, насколько осознанно и гармонично спортсмен подходит к этапу завершения своей карьеры зависит и общая удовлетворенность своей спортивной карьерой, пройденным периодом и профессиональной реализацией. Кроме того, психологические особенности протекания этапа завершения спортивной карьеры влияют на эффективность новой профессиональной карьеры, профессиональную ресоциализацию.
С научной точки зрения понятие карьеры в целом и в определённой профессиональной области в частности, сопряжено с исследованием категорий деятельности, развития личности в контексте достижений, эффектов карьеры, которые оказывают влияние на жизненный путь и в целом на личность. С.Н. Шихвертдиев, приводит характеризующие карьеру показатели [25].
Карьера является деятельностью, которая имеет определенную продолжительность в профессиональном пространстве, выбранном индивидом. Она направлена и движение к успеху на прогресс и предполагает работу над собой. Карьера сопряжена с наличием субъектности и субъектной, активной позиции в выбранной области.
В спортивной карьере мы видим свою специфику и это актуально для анализа в данном исследовании. Подобное рассмотрение помогает выделить психологические мишени сопровождения спортсмена в его профессиональном пути.
Нужно сказать, что спортивная карьера – это отнюдь не только выступление в соревнованиях, но весьма широкая область деятельности. Спортивная карьера рассматривается, как деятельность в спорте в самых разных направлениях и в разные этапы. Специфическим и отличным проявлением спортивной карьеры является её раннее начало и отсутствие возможности соотнесения этапов ее развития с традиционными поэтапными движением по профессиональной карьерной лестнице в каких-либо других профессиях [7]. Спортивная карьера не сравнима, можно так сказать, ни с одной другой традиционной формой построения карьеры. Старт её нередко происходит в детском возрасте. В разных видах спорта это может быть даже дошкольный период. Кульминация спортивной карьеры приходится на период юности и ранней взрослости, а завершение – на период средней взрослости. Последний – в психологическом контексте рассмотрения личностного развития – это рассвет личностного становления индивида. На данном этапе личностная активность все ещё очень высока. При том, что профессиональная карьера (спортивная) заканчивается. В этом её специфика и это важный факт, который нужно принять и понимать что дальше после завершения спортивной карьеры индивид, зачастую, начинает «новую профессиональную жизнь» в других направлениях.
С.Н. Шихвердиев говорит нам о том, что психология спортивной карьеры – одна из центральных тем психологии спорта в целом. Здесь рассматриваются особенности личностного развития, ощущения, условия спортивной деятельности, проявления личности в деятельности. Все эти сочетания связаны и с другими сферами психологической науки – с общей, социальной психологией, психологией труда, возрастной и кризисной психологией.
Авторы говорят о том,. что именно психологические аспекты спортивной карьеры отражают её связь с другими сферами человеческой деятельности и развития личности и её отличие от других карьер. Немало интересуют науку психологические вопросы сопровождения спортивной карьеры, преодоления кризиса и/или стресса завершения спортивной карьеры[25].
Таким образом, спортивная карьера универсальна для всех категорий спортивной деятельности. Это деятельность, которая направлена на высокие достижения, которые имеют место только тогда, когда происходит процесс совершенствования личности в конкретном виде спорта и личности в целом.
Отличием спортивной карьеры является то, что она начинается весьма рано, а специализация и кульминация карьеры приходятся на период юности – ранней взрослости (18-25, 25-30 лет максимум) [19]. Спортивная карьера уникальна еще и тем, что в ней, более чем в других профессиях и специализациях проявляется половой аспект.
Периоды детства, юности и зрелости соотносятся с этапами профессионального движения в спортивной карьере и сочетаются с кризисами личностного роста у спортсменов[13]. Смена тренировок и соревнований может знаменовать собой следующий этап движения по карьерной лестнице. Участие в соревновании – переход на следующий этап и так далее. Также специфичным является то, что в спорте достаточно чётко разработаны требования, правила, критерии оценки результатов деятельности. Соответственно, каждый новый рекорд – это уже прогресс. Отражено понятное и чёткое движение по карьерной лестнице. Все чётко понятно и прозрачно. Это дает возможность без затруднений оценить этапы профессионального пути спортсмена по итогам соревнований и рекордам. Тогда как в большинстве других видов профессиональной деятельности такой четкости и объективности оценки нет.
Фрагмент для ознакомления
3
Алехина С.В. Коррекционно-психологическое сопровождение спортсменов-футболистов // Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 75-летию Курского государственного медицинского университета и 10-летию кафедры психологии и педагогики «Психологическое сопровождение лечебного процесса». Курск: КГМУ, 2010. 438 с.
Бегидова Т. П. Основы адаптивной физической культуры. М.: Юрайт, 2023. 182 с.
Бегидова Т. П. Теория и организация адаптивной физической культуры. М.: Юрайт, 2023. 182 с.
Бишаева А.А., Малков А.А. Физическая культура. Учебник. М.: КноРус, 2020. 312 с.
Бурухин С. Ф. Методика обучения физической культуре. Гимнастика. М.: Юрайт, 2019. 174 с.
Галиуллина, А. Т. Социальная адаптация спортсменов после завершения спортивной карьеры // NovaInfo.Ru. – 2018. – Т. 1, № 89. – С. 225-229.
Давлеткалиев Д.К. Особенности социальной адаптации спортсменов-профессионалов после ухода из большого спорта. Монография. – М.:Маркетинг, 2002. – 100 с.
Загайнов Р.М. Кризисные ситуации в спорте и психология их преодоления. – М: Советский спорт, 2010. – 230 с.; Иванов А. Психология чемпиона. Работа спортсмена над собой. М.: Спорт, 2018. – 116 с.
Зинова У. А. Особенности протекания кризисов в спортивной карьере // Человеческий фактор: Социальный психолог. – 2020. – № 1(39). – С. 26-37.
Иванова М. М. Особенности протекания кризиса завершения спортивной карьеры (на примере студентов института физической культуры и спорта) // Мир науки, культуры, образования. – 2019. – № 4(77). – С. 105-107.
Иванова С.В. Психология кризиса завершения спортивной карьеры // Вестник Балтийской педагогической академии. – Вып.59. - 2005. – С.77-82.
Куда уходят чемпионы? : [Очерки] / [Сост. Л.А. Сапожников]. - Москва : Физкультура и спорт, 1980. - 223 с.
Каськова, Д.С. Психологическое сопровождение как один из факторов предупреждения травматизации спортсменов / Д.С. Каськова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 75-летию Курского государственного медицинского университета и 10-летию кафедры психологии и педагогики «Психологическое сопровождение лечебного процесса». – Курск: КГМУ, 2010. – 438 с.
Лозовая М. А. Проблемы большого спорта. Кризис переходы спортивной карьеры // Современные проблемы физической культуры, спорта и молодежи. – Чурапча: ФГБОУ ВО «Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта», 2018. – С. 288-291.
Лозовая М. А. Психологические аспекты спортивной карьеры // Современные проблемы физической культуры, спорта и молодежи. – Чурапча: ФГБОУ ВО «Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта», 2018. – С. 291-293.
Петрова, А. В. Спортивная карьера и проблемы ранней профессионализации // Физическая культура, спорт и здоровье в современном обществе. – Р-н/Д: Донской государственный технический университет, 2018. – С. 86-88.
Погадаева, А. Я. Спортивная карьера и социальная адаптация спортсменов после завершения спортивной карьеры // Физическая культура, спорт, туризм: научно-методическое сопровождение. – Пермь: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», 2019. – С. 203-206.
Потылицына, О. В. Особенности психологической адаптации спортсменов, завершающих спортивную карьеру // NovaUm.Ru. – 2019. – № 17. – С. 294-295.
Психология физической культуры и спорта: учебник и практикум для вузов / А. Е. Ловягина, Н. Л. Ильина, С. В. Медников, Е. Е. Хвацкая; под ред. А. Е. Ловягиной. – М.: Издательство Юрайт, 2024. – 609 с.
Родионов, В. А. Спортивная психология: учебник для вузов / В. А. Родионов, А. В. Родионов, В. Г. Сивицкий; под общ. ред. В. А. Родионова, А. В. Родионова, В. Г. Сивицкого. – М.: Издательство Юрайт, 2025. – 366 с.
Степанян, В. М. Спортивная карьера: понятие, виды, варианты развития // Физическая культура и спорт в XXI веке: актуальные проблемы и пути решения / под общей ред. Горбачевой В.В., Борисенко Е.Г. Том Часть 2. – Волгоград: Волгоградская государственная академия физической культуры, 2022. – С. 374-378.
Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры. - СПб. : Центр карьеры, 1999. - 367 с.
Серова Л.К. Мотивация в спортивной деятельности. Монография. – М.: Спорт, 2020. – 144 с.
Федотова И.В., Стаценко М.Е., Бакулин В.С. Особенности качества жизни спортсменов высоких квалификационных разрядов в зависимости от направленности тренировочного процесса // Ученые записи университета им.П.Ф.Лесгафта. - 2014. - № 4 (110). - С. 183-187.
Шихвердиев С.Н. Склонность спортсменов к деструктивным формам поведения на завершающем этапе спортивной карьеры // Психологические и социально-экономические аспекты олимпийского спорта. – 2010, С.97-99.
Щеглова А. А. Психологические проблемы спортсменов после завершения спортивной карьеры // Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов. – Казань: Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева, 2018. – С. 468-470.