Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Проектная деятельность имеет большое значение для развития ребенка.
В детском возрасте происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности.
Общее дело развивает любознательность, коммуникативные и нравственные качества детей и молодежи.
Проблемой формирования активности детей и школьников в проектной деятельности занимались такие ученые как М.А. Данилов, Т.М. Землухина, М.И. Лисина, М.В. Марусинец, Е.О. Смирнова, Р.Д. Тригер Г.И. Щукина, и другие.
Актуальность и проблема определили тему исследования: «Проектная деятельность педагога дополнительного образования социально-педагогической направленности в организации дополнительного образования детей».
Объект–особенность проектной деятельности педагога дополнительного образования.
Предмет - содержание, формы и метод проектной деятельности педагога дополнительного образования социально-педагогической направленности в организации дополнительного образования детей.
Цель исследования –обосновать эффективность проектной деятельности педагога дополнительного образования социально-педагогической направленности в организации дополнительного образования детей..
Для достижения цели исследования необходимо решить следующий ряд задач:
Охарактеризовать проектную деятельность;
Раскрыть особенности проектной деятельности в дополнительном образовании детей и молодежи.
Проанализировать психолого-педагогические условия организации проектной деятельности.
Выявить психолого-педагогические условия организации проектной деятельности.
Разработать проект профилактики булимии и анорексии среди подростков в системе дополнительного образования.
Методы исследования:
Методы теоретического исследования: анализ и синтез психолого-педагогической и методической литературы;
Эмпирические методы: анализ документации, опытно-экспериментальная работа;
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Характеристика проектной деятельности
Сегодня остро стоит вопрос об организации учебного процесса, направленного на развитие творческих способностей личности и навыков исследовательской деятельности.
В основе этого метода лежит творчество ребят, проявление инициативы и самостоятельности.
Проекты при этом могут быть небольшие (на одно занятие) и более длительные, часто рассчитанные на расширение образовательной деятельности в виде самообразования в рамках самостоятельной работы дома.
Проектная деятельность является одним из наиболее эффективных и актуальных педагогических средств всестороннего развития детей. Основной целью проектной деятельности в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
По определению В.А. Деркунской, проектная деятельность – это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта. Проектная деятельность основана, с одной стороны, на взаимодействии с взрослыми, а с другой, не менее важной, на основе постоянно расширяющихся самостоятельных действий ребенка (собственные пробы, поиск, выбор, манипулирование предметами и действиями, конструирование, фантазирование, наблюдение-изучение-исследование).
Проектная деятельность подразумевает создание педагогом условий, позволяющих детям самостоятельно или же совместно с педагогом открыть новый практический опыт, добывать этот опыт экспериментальным, поисковым путем, а также анализировать его и преобразовывать.
В самой проектной деятельности дети чувствуют себя субъектами, так как получают возможность быть самостоятельными, инициативными, активными деятелями, которые ответственны в первую за опыт своей деятельности, а также и за свои поступки.
Суть проектной деятельности – активизировать и поддерживать интерес детей к обозначенным в данной деятельности разнообразным проблемам.
В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, восполнять недостающие знания и обретать умения, развитие критического мышления.
Проектная деятельность так бы стимулирует надситуативную активность, что может означать стремление ребенка к постоянному углублению в проблему.
А.В. Бычков дает следующую дефиницию: «проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Проектная деятельность способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, настойчивости, толерантности, инициативности» .
Проект является творческой деятельностью. Сам проектный метод в дополнительном образовании детей рассматривается как некая альтернатива урочной так называемой системе.
Итак, современный проект – это дидактическое средство активизации учебной и познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных качеств личности ребенка.
Педагогическая технология, которая всегда ориентирована не на интеграцию фактических знаний, а на их использование и применение и приобретение новых.
Следует отметить, что активное включение детей в создание тех или же иных проектов дает возможность самому ребенку осваивать новые способы человеческой деятельности в социо-культурной среде. Все возможности проектной деятельности представлены в Приложение.
Особенности проектной деятельности в дополнительном образовании детей и молодежи
В самом методе современных проектов как педагогической технологии нашли свое воплощение комплексы идей, как наиболее четко представленный американским педагогом и философом Джорджем Дьюи утверждающим следующее: «Детство ребенка – не период подготовки к будущей жизни, а полноценная жизнь. Следовательно, образование обязано базироваться не на тех знаниях, которые когда-нибудь в будущем детям пригодятся, а на том, что достаточно остро надо детям в настоящий момент, на проблемах его сегодняшней реальной жизни».
Проектно - деятельностный подход сегодня широко используется не только в школьном образовании, но и при реализации программ дополнительного образования.
Фрагмент для ознакомления
3
Байбородова Л.В. Проектная деятельность как средство профессионального самоопределения школьников [Электронный ресурс] / Л.В. Байбородова, Л.Н. Серебренников. // Ярославский педагогический вестник.2014.№2.Режимдоступа: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnayadeyatelnost-kak-sredstvo-professionalnogosamoopredeleniya-shkolnikov(дата обращения:22.03.2025).
Бондарь М. В. Организация экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования: методические рекомендации / М. В. Бондарь ; под редакцией Ю. С. Сычёвой. — Минск: Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2023. — 48 c. — ISBN 978-985-895-133-7.
Бычков А.В. Метод проектов в современном образовательном процессе / А.В. Бычков – М.: Просвещение, 2018. – 128 с.
Введение в проектную деятельность. Синергетический подход : учебное пособие / И. В. Кузнецова, С. В. Напалков, Е. И. Смирнов, С. А. Тихомиров ; под редакцией Е. И. Смирнова. — Саратов : Вузовское образование, 2020. — 166 c. — ISBN 978-5-4487-0663-9
Воровщиков С.Г. Образовательный проект и учебное исследование: что это такое, и как их корректно разрабатывать и проводить. – М.: Изд-во Финансового университета при Правительстве РФ, 2017. – 238 с
Воровщиков, С.Г. На основе исследовательского подхода… (К 100-летию Т.И. Шамовой) / С.Г. Воровщиков, Л.М. Перминова // Наука. Управление. Образование. РФ. – 2023. – № 3(11). – С. 21-29.
Деркунская, В.А. Проектная деятельность. Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы: пособие для педагогов [Текст] / О.В. Акулова, А.Г. Гогоберидзе и др. М.: Просвещение, 2012. – С. 108-127.
Дополнительное образование в контексте профессионального развития педагога: монография / Н. Ф. Бондаренко, А. А. Волков, Г Г. Д. риценко [и др.] ; под редакцией Т. Ф. Масловой, А. А. Волкова. — Ставрополь: Издательство Ставропольского государственного педагогического института, 2017. — 134 c. — ISBN 978-5-9500789-5-8.
Дрозд К.В. Проектирование образовательной среды / К.В. Дрозд, И.В. Плаксина. – М.: Юрайт, 2023– С.47
Как правильно разработать образовательный проект и провести учебное исследование: дидактико-методическое сопровождение проектной и исследовательской деятельности учащихся / С.Г. Воровщиков, Т.К. Родионова, Е.С. Азарова [и др.]. – М.: 5 за знания, 2017. – 67 с. – EDN GWGEIW
Колесникова И.А. Педагогическое проектирование / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская. – М.: Академия, 2005. – 288 с.
Новожилова М.М. Как корректно провести учебное исследование: от замысла к открытию / М.М. Новожилова, С.Г. Воровщиков, И.В. Таврель. – М.: 5 за знания, 2007. – 154 с. – EDN QVSOAZ.
Профессиональная подготовка педагога дополнительного образования: методология и технология: учебное пособие по направлению подготовки 44.03.05 – Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки профиль – Социальная педагогика и дополнительное образование) / О. В. Галустян, В. А. Кирик, А. Г. Шестакова, И. Г. Колбая. — Ростов-на-Дону, Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2023. — 108 c. — ISBN 978-5-9275-4415-8.
Профессиональная подготовка педагога дополнительного образования: методология и технология: учебное пособие по направлению подготовки 44.03.05 – Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки профиль – Социальная педагогика и дополнительное образование) / О. В. Галустян, В. А. Кирик, А. Г. Шестакова, И. Г. Колбая. — Ростов-на-Дону, Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2023. — 108 c. — ISBN 978-5-9275-4415-8.
Раянова Ю. Ю. Проектная деятельность педагога: учебное пособие / Ю. Ю. Раянова. — Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2022. — 164 c. — ISBN 978-5-91930-204-9.