Фрагмент для ознакомления
2
Интернет позволяет, дает возможность (или создает иллюзию этой возможности) выстроить свое собственное, идеальное «окно», через которое мы смотрим на происходящие в мире события. Если человек интересуется автомобилями и, скажем, юмором, то ему будет предоставлена самая полная информация об этих двух сферах, а все остальное останется за полем его зрения: никаких гороскопов, новостей мировой экономики и пр.
Интернет является идеальной площадкой для узкопрофильных СМИ — та тематика, которую в печатном издании иначе как «рискованной» назвать нельзя, в формате интернет-газеты может получить прочный и стабильный круг читателей, широкое поле для реализации новых идей, а главное — минимизировать вложения. Неудивительно, что многие издания в один момент решаются полностью перейти в режим «онлайн».
Первая особенность, которую стоит отметить, — это скорость передачи информации. С возникновением и развитием глобальной сети скорость передачи информации перешла на новый этап. На наш взгляд, сам формат онлайн-издания менее скован, возможно, даже консервативен, чем ее оффлайн-вариант.
Процесс появления новости в традиционном СМИ занимает много времени из-за способа реализации: газета, прежде чем попасть в руки читателя, проходит длинный путь: необходимо составить макет будущего номера, верстку, отправить в печать. Публикуемая информация проходит относительно жесткую редактуру, причиной чему является несколько факторов: экономических (окупаемость напечатанного материала), политических, отчасти социальных. В пространстве Интернета многие из этих ограничений стираются. Сайт наполняется информацией постоянно, 24 ч в сутки .
До недавнего времени в глобальной сети не было цензуры: публиковались статьи самого разного толка. Не стоит забывать о независимых СМИ, возникновение и функционирование которых в Интернете сильно облегчено в сравнении с оффлайн-пространством. В многочисленных авторских блогах пишется о чем угодно и когда угодно: нет тем, которые могут быть запрещены, а если материал с оттенком сенсации, то он способен облететь Интернет в мгновение ока.
Немаловажной особенностью интернет-СМИ является объем. В традиционных печатных изданиях объем определяется толщиной и массой издания, которая редко превышает килограмм. Сайты не измеряются в подобных физических единицах и обладают огромным количеством виртуальной памяти. Вследствие этого для интернет-СМИ не существует понятий «номер» или «выпуск»: на протяжении времени из статей издания формируется архив, к которому при грамотной разработке и функционировании сайта (упорядоченность материалов по датам и темам, система хэштегов (тематические метки в социальных сетях и аналогичных системах, содержащие слово или фразу, о которой идет речь в записи), рядовой пользователь имеет свободный доступ посредством поисковой системы. Работа журналистов становится более прозрачной: читатель может проследить, о чем писало издание месяц или год назад. Не стоит забывать и о задействовании функции гиперссылок, при упоминании о какой-либо более ранней статье, в материал обязательно вставляется ссылка на него, что, опять же, упрощает процесс доведения информации до пользователя.
Стоит отметить, что именно интерактивность является базисом для преимуществ интернет-СМИ перед их аналогами. Интерактивность — это принцип организации системы, при котором цель достигается информационным обменом элементов этой системы. Элементами интерактивности являются все элементы взаимодействующей системы, при помощи которых происходит взаимодействие с другой системой/человеком.
Принцип интерактивности в СМИ при ближайшем рассмотрении довольно прост: читатели присылают письма/оставляют комментарии, редакторы прислушиваются к их мнению и немного корректируют свою работу. В интернет-пространстве интерактивность играет другую роль. В Интернете линейное потребление встречается довольно редко: возможно, при просмотре какого-либо онлайн-телеканала, и то в этом случае всегда можно перейти к архиву видеозаписей и выбрать материал на 30 понравившуюся тему.
В глобальной сети происходит активное взаимодействие пользователя напрямую с информационным потоком. Принципиальное отличие в том, что в интернете как средстве массовой коммуникации потребителя от информации не отделяет журналист: они связаны напрямую. С помощью Интернета у каждого человека формируется собственное, индивидуальное окно потребления, через которое он смотрит на информационный мир. В любой удобный момент это окно способно расшириться или сузиться .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Андреев К.А. Влияние сми на сознание современной молодежи // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.- практ. конф. № 11. – URL: https://sibac.info//archive/humanities/11.pdf.
2. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Республика; Культурная революция, 2006. 269 с
3. Другова Е.Г. Роль Интeрнeт-СМИ в духовно-нравственном воспитании молодежи // VIII Сильвестровские педагогические чтения. Духовность и нравственность в образовательном пространстве: осмысление свободы и ответственности молодежи: Материалы Всероссийской научной конференции (Тара, 05 апреля 2019 года) / Ответственный редактор О.Р. Каюмов. – Тара: Амфора, 2019. – С. 92–94.
4. Жукова Д.А. СМИ как фактор формирования новых ценностей, 2009.
5. Касапов, Л. К. Воздействие медиа на теорию культуры / Л. К. Касапов, С. М. Осмоловская // Актуальные проблемы социологии и маркетинга: Сборник работ преподавателей, аспирантов и студентов. – Москва: Издательство "Перо", 2020. – С. 83–86. – EDN ETBBNN.
6. Кастельс М. Власть коммуникации / Перевод с английского Н.М. Тылевич; предисловие к изданию 2013 года А.А. Архиповой; под научной редакцией А.И. Черных. 2-е издание, дополненное. – М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2017. – 591 с.
7. Луман Н. Реальность массмедиа / Пер. с нем. А. Ю. Антоновского, 2005. — 256 с.
8. Малькова В.К. Этничность и медиа: Опыты этнополитического анализа современных российских СМИ. – М.: ИЭА РАН, 2020. – 420 с.
9. Мудрик А.В. Психология и воспитание / М: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 472 с.
10. Раренко А.А. Трансформация ценностей в период пандемии COVID-19 // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11, Социология: Реферативный журнал. 2022. №3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiyatsennostey-v-period-pandemii-covid-19 (дата обращения: 15.03.2025).
11. РИА Новости. В МИД рассказали о подрыве доверия мировой аудитории к СМИ [Электронный ресурс] — URL: https://ria.ru/20170302/1489144316.html.
12. Хакимов А.А. СМИ как фактор формирования ценностных ориентаций молодежи [Электронный ресурс] // Инновационный потенциал молодежи: культура, духовность и нравственность: материалы Международной молодежной научно-исследовательской конференции (Екатеринбург, 2–6 декабря 2019 г.). — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2019. — С. 412–416
13. Changes in personal values in pandemic times / Daniel E., Bardi A., Fischer R., BenishWeisman M., Lee J.A. // Social psychological a. personality science. – 2022. – Vol. 13, N 2. ‒ P. 572–582.
14. LiveInternet [Электронный ресурс]: новости и СМИ. Статистика. – URL: https://www.liveinternet.ru/rating/ru/#period=month;geo=ru;group=media (дата обращения: 18.03.2025).
15. Mediascope на Digital Communications Day [Электронный ресурс] – URL: https://mediascope.net/news/1567182/ (дата обращения: 20.03.2025).