Фрагмент для ознакомления
2
Отечественные и зарубежные исследователи проявляют интерес к «мягким навыкам» работы команды еще с середины XX века. В последние годы интерес к данному вопросу только вырос. Ведь по мнению исследователей личностные качества учащихся являются основой для формирования и развития профессиональных качеств [3]. Согласно [6], мягкие навыки, или «soft skills» – это «социально-психологические навыки: коммуникативные, лидерские, командные, публичные и другие». Существуют различные классификации данного вида навыков, однако, согласно исследованию [3], о важности конкретных личностных качеств, одним из ключевых навыков является умение работать в команде, которое входит в топ важнейших «soft skills» как у отечественных, так и у зарубежных работодателей.
Показательными здесь являются результаты рекрутинговой компании Hays, результаты которого показали, что умение работать в команде занимает первое место среди soft skills в списке требований работодателей – с учетом того, что 96% нанимателей признали гибкие навыки важнее технических [7]. Также подтверждение важности этого навыка можно найти, например, на платформе “Россия страна возможностей”, которая называет умение работать в команде одной из ключевых компетенций 21 века [15].
Международная платформа по обучению и поиску работы в сфере IT “Careerist” заявляет, что “Умение работать в команде – один из самых востребованных работодателями навыков”. Командная работа кадров образования способствует повышению качества работы каждого участника.
Что же такое командная работа над медиапроектом? Данное определение несложно вывести, опираясь на понимание того, что такое команда. Кратко можно охарактеризовать командную работу как деятельность участников команды, с присущими команде особенностями. Т. е. это работа внутри команды, для которой характерно тесное взаимодействие участников команды, высокий уровень сплоченности, организованности, цель при этом является общей. Также в результате правильной командной работы возникает эффект синергии.
Не существует единого подхода к определению эффекта синергии. Статья [9] описывает синергетический эффект как результат интеграции, слияния разрозненных процессов в мощную слаженную систему, которая является более мощной и эффективной, нежели разрозненные процессы в сумме. В той же статье эффект синергии демонстрируется на примере выражений 1+1 = 3, 2+2> 4.
Ценный эффект синергии рождается только при правильной командной работе. Ценный навык командной работы привлекает внимание ученых педагогов и психологов. Осознание важности данного навыка и возможности его формирования и развития выдвигает ряд вопросов о педагогических способах, техниках и методах, связанных с формированием команды. В психолого-педагогической науке проблема развития навыков командной работы выделилась в самостоятельную сравнительно давно.
Командообразование, или тимбилдинг - сложный процесс, включающий в себя несколько компонентов от этапа первичного формирования команды до повышения ее эффективности и достижения этапа синергии. В рамках данного исследования особый интерес вызывает аспект формирования и развития навыков командной работы в контексте работы над медиапроектом. Существует множество исследований, посвященных этой теме, и несмотря на разнообразие точек зрения на определение командной работы над медиапроектом, ученые приходят к общему мнению относительно ее сложного характера как комплексного явления, включающего различные навыки и умения.
Различные аспекты навыков командной работы над медиапроектом поднимаются и исследуются исследователями с целью более глубокого понимания этого явления. Например, карьерные консультанты Linkedin выделяют такие навыки как надежность, умение слушать, внимательность, умение не выплескивать негативные эмоции, командную гибкость, т.е. способность выручить сокомандника, помочь ему с выполнением его задач внутри команды [15]. Выводы о подобном наборе навыков могут показаться очевидными, однако осознание четкого набора качеств, важных для командной работы, позволит педагогу целенаправленно создавать учебные ситуации для развития конкретного умения, обращать внимание на случайные ситуации, способные повлиять на развитие ценного навыка.
Также в рамках рассмотрения составляющих умения работать в команде, интерес вызывает пятифакторная модель личности big five, которая характеризует личность человека как сочетание открытости, сознательности, экстраверсии, доброжелательности и невротизма.
В рамках научной работы психолог и профессор менеджмента Мичиганского университета Фредерик Моргесон описывает, как черты “большой пятерки” влияют на способность человека работать в команде. В результате проведенного исследования психолог приходит к выводу, что все основные черты, за исключением открытости, оказывают серьезное влияние на склонность человека к командной работе. Как и в случае с предыдущим набором качеств, осознание причинно-следственных связей между чертами личности и их проявлением в командной работе позволит эффективнее выстраивать командную работу в рамках создания медиапроекта.
Следует отметить, что формирование и развитие командных навыков происходит только внутри команды. Вспоминается выражение “хочешь научиться плавать - входи в воду”. Автору исследования развитие навыков командной работы представляется в виде циклического процесса. Взаимодействуя внутри команды, личность формирует и/или совершенствует навыки коллективной деятельности, что открывает новые горизонты для интеграции в разнообразные команды, облегчая процесс адаптации и позволяя достигать более высоких результатов в сотрудничестве.
В медиакоммуникации способность к эффективной командной работе является не просто желательной, но и необходимой компетенцией, поскольку она лежит в основе успешного решения многих задач и проектов. Важность этого аспекта трудно переоценить, так как он напрямую влияет на качество и результативность медиапроекта. Ведь помимо развития навыка командной работы как такового, при командной форме работы происходит развитие других навыков и умений. Например, директор по персоналу Александра Мин, рассуждая о работе в команде, выделяет такие возможности как взаимное обучение участников команды, развитие творческого мышления, развитие личностных качеств и получение ценного опыта руководства [22]. Помимо этого, работа в команде может укрепить интерес к достижению поставленных целей, активизировать познавательную деятельность. [10].
Говоря о совместной деятельности в нынешних реалиях, необходимо уделить внимание совместной сетевой деятельности. Исследователи отмечают перенос совместной деятельности, в том числе командной работы в сетевое пространство, как одну из устойчивых тенденций развития общества. Благодаря достижениям технического прогресса профессионалы из различных сфер деятельности могут обмениваться опытом, работать над совместными проектами вне зависимости от их географического положения. Как отечественные, так и зарубежные исследователи сходятся во мнении, что значение совместной сетевой деятельности будет возрастать, а значит, необходимо готовить будущих специалистов к профессиональному сетевому взаимодействию [14].
В определении совместной сетевой деятельности при работе над медиапроектом много схожего с определением командной работы. Согласно источнику [13] “Совместная сетевая деятельность – совместные действия нескольких агентов в среде электронных коммуникаций, направленные на получение общего результата”. Однако, если в случае с командной работой, объект работы может быть любым, в случае совместной сетевой деятельности это всегда цифровой объект. Такой объект Ю. Энгестрём сравнил с мячом для игры в футбол, при появлении которого, вокруг него собираются дети. Также Энгерстрём выделил правила организации социальных сетей, одно из которых гласит, “Делайте объекты доступными для совместного использования”. В соответствии с данными положениями, совместная сетевая деятельность видится мощным инструментом создания медиапроекта. Появляется возможность, предоставить цифровой объект, с широкими возможностями для модификаций, изменений (программа, текст, игра, робот и т.п.). Такой объект способен привлечь внимание группы учащихся, то есть собрать их вокруг себя (как в метафоре с мячом), что в дальнейшем позволяет организовать совместную деятельность. Важно отметить, что в данном случае основой совместной работы является живой интерес к объекту, возможность проявить индивидуальный творческий подход в решении задачи, что положительно скажется на мотивации, а значит и на качестве совместной работы.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Анауробекова А.А. Основные понятия медиаобразования / А.А. Анауробекова // Педагогическая наука и практика. – 2022. – № 1 (35). – С. 7-11.
2. Баширова М. М., Исакова М. Н. Коммуникации в команде управления проектами //Вопросы устойчивого развития общества. – 2021. – №. 5. – С. 458- 461.
3. Бунимович И.Д. Понятия группы, команды, коллектива. Их сходство и различия. Виртуальная среда обучения КНИТУ (КХТИ) URL: https://moodle.kstu.ru/mod/book/view.php?id=46246 (дата обращения 27.02.2025)
4. Быков, Д. А. Формирование эффективной команды проекта / Д. А. Быков. – непосредственный // Молодой ученый. – 2020. – № 43 (333). – С. 30-33.
5. Вольф Н. Живая организация: Трансформация бизнеса на пути к выдающимся результатам. – " Манн, Иванов и Фербер", 2021.
6. Егоршин, А. П. Карьера одаренного менеджера : научно-популярное издание / А. П. Егоршин, С. Г. Захарова. - 2-е изд., доп. и перераб. - Москва : Логос ; Нижний Новгород : НИЭМ, 2020. - 376 с.
7. Емец И. А. Дихотомия субъекта и объекта в общественном мнении / И. А. Емец. Культура и цивилизация. 2020. № 1(11). С. 61-66.
8. Иванов В.Н., Основы социального управления: Учебное пособие / А.Г. Гладышев, В.Н. Иванов, В.И. Патрушев и др..– М.: Высш. шк., 2021.– 271 с.
9. Кабанов М. М. Командное взаимодействие в управленческой психологии //Психология и педагогика служебной деятельности. – 2020. – №. 1. – С. 36-38.
10. Как ИТ-специалисту развить у себя умение работать в команде. Хабр. URL: https://habr.com/ru/companies/ncloudtech/articles/727210/ (дата обращения 15.03.2025)
11. Комкова Г. Н., Тогузаева Е. Н., Тюменева Н. В. Правовые основы электронного взаимодействия общества и государства в сфере повышения информационно-коммуникативной культуры населения России // Проблемы и вызовы цифрового общества: тенденции развития правового регулирования цифровых трансформаций: в 2 т. / под ред. Н. Н. Ковалевой. Саратов: Изд-во Саратовской государственной юридической акад., 2020. Т. 1. С. 112-121
12. Коргова, М. А. Менеджмент. История менеджмента : учебное пособие для среднего профессионального образования / М. А. Коргова, А. М. Салогуб. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 166 с.
13. Ласкова Т.С., Айдаркина Е.Е. Современные подходы к командообразованию: сущность, этапы реализации и особенности применения // ЕГИ. 2020. №1 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyepodhody-k-komandoobrazovaniyu-suschnost-etapy-realizatsii-i-osobennostiprimeneniya (дата обращения: 21.02.2025).
14. Моргунов, Е. Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение : учебник для вузов / Е. Б. Моргунов. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 424 с.
15. Мугаева, Е.В. Технологии формирования и продвижения имиджа предприятия / Е.В. Мугаева // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2021. – № 7. – С. 97-99.
16. Мухамадиева, Л.Н. Особенности формирования имиджа компании / Л.Н. Мухамадиева // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.- практ. конф. 2020. № 8 (11). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/8(11).pdf (дата обращения: 02.04.2025)
17. Навыки командной работы. Careerist. URL: https://www.careerist.com/ru-insights/navyki-komandnoy-raboty (дата обращения 06.03.2025)
18. Павлов А.В. Структура медиативных умений студентов бакалавров, специализирующихся в сфере лингводидактики // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. №2. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-mediativnyh-umeniy-studentovbakalavrov-spetsializiruyuschihsya-v-sfere-lingvodidaktiki (дата обращения: 15.03.2025).
19. Эдмондсон Э. Работа без страха: Как создать в компании психологически безопасную среду для максимальной командной эффективности. – Альпина Паблишер, 2021