Фрагмент для ознакомления
2
Введение
К XVII в. греческая церковь, которая дала Руси православие, некоторыми обрядами стала отличаться от русской. В 1650-х годах царь Алексей Михайлович, второй представитель династии Романовых, инициировал раскол в Русской православной церкви. Он стремился объединить весь православный мир вокруг Москвы.
Одним из первых шагов в этом направлении было стремление привести символы веры к единому образцу. Это вызвало недовольство в церкви и даже привело к волнениям. Люди, несогласные с нововведениями, но напуганные казнями, начали покидать свои дома и разбегаться по России. Так возникло старообрядчество.
Староверы, раскольники, старообрядцы — так называли христиан, которые отошли от православной церкви во время реформ патриарха Никона. Эти термины обозначают одних и тех же людей. Слово «раскольник» использовалось сторонниками новой веры и имело негативный оттенок.
Например, Ерофей Марков, открывший золото на Урале в 1745 году, также был старообрядцем-кержаком. В своей автобиографии он писал, что родился в «селе Павлове деревни Демидова Охонской волости Троице-Сергиева монастыря в Москве…».
Кержаками обычно называли старообрядцев-раскольников из Нижегородской области, которые жили в районе реки Керженец. Сначала «раскольники», как их называли последователи Никона, скрывались в лесах Подмосковья. В конце XVII и начале XVIII веков «обнищалые и голытвенные людишки» ушли на восток — на Урал и в Сибирь. Они выбирали новые места для жизни, осваивались и обустраивались. Позднее всех старообрядцев, которые поселились за Уралом, стали называть кержаками.
Объект исследования –старообрядческие скиты на Урале (XVIII-XIX век).
Предмет исследования – особенности старообрядческих скитов на Урале (XVIII-XIX век).
Цель работы – рассмотреть особенности старообрядческих скитов на Урале (XVIII-XIX век).
Задачи исследования:
-рассмотреть историю появления старообрядцев на Урале;
-рассмотреть влияние личности В. Н. Татищев на раскол на Урале;
-рассмотреть особенности зарождения и распространения церковного раскола среди уральского казачества;
-рассмотреть вопрос жизни уральского скитника.
Практическая значимость исследования. Результаты данного исследования могут найти применение для лекционно-просветительской деятельности в музеях и национально-культурных обществах, для написания краеведческих работ, на уроках истории России и родного края, а также на классных часах.
Историография проблемы раскола на Урале в рассматриваемый нами период немногочисленна. Первым кто, занялся изучением непосредственно истории уральских казаков-старообрядцев, был В.Н. Витевский. Он стал автором работ, опубликованных в Казани: 1877 г.- «Первая церковь в Уральском войске», 1878 г -«Раскол в Уральском войске и отношение к нему духовной и военно-гражданской власти в конце XVIII и XIX вв.», 1897 г. - «И.И. Неплюев и Оренбургский край в прежнем его составе до 1758 г.».
Изучением бытовых особенностей старообрядцев в дореволюционный период продолжали заниматься и другие уральские исследователи: Белобородов С.А., Байдин В.И., Железнов И.И., Карпов А.Б., определяя приверженность староверию своеобразным явлением уральского казачества.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список литературы.
Глава 1. Старообрядчество на Урале XVIII-XIX века
1.1.История появления старообрядцев на Урале
В XVII веке религиозное сообщество на Урале было неоднородным. В конце XVII века на Южном Урале появилось старообрядчество, которое сразу стало заметным явлением в жизни региона. На Урале их также называют кержаками или раскольниками. О них ходило много слухов и историй. Говорили, что они одеваются иначе, пьют и едят отдельно от других. Чужаку даже воды из их посуды не дадут. Это действительно так. Но это не главное отличие раскольников [24].
Раскольники не принимают многие обычаи и обряды «официального» православия. Более того, они не согласны с тем, как православная церковь взаимодействует с государством. Они считают, что вера — это не форма государственной службы, как было со времён Дмитрия Донского, а личное дело каждого человека. Они рассматривают чистоту и силу веры как нравственный долг, как дело совести и чести, как образ жизни, который завещали им предки. Поэтому они так консервативны и требовательны к религии и морали, иногда даже отвергают нововведения как в общественной, так и в экономической жизни. Вот почему их называют старообрядцами.
Раскол Русской православной церкви был драматическим и трагическим событием. Как появились раскольники? Отчасти это случайность, но есть и закономерность.
Во-первых, на Руси всегда придавали большое значение книгам, особенно богослужебным. Во-вторых, после падения Константинополя в XV веке Русь гордилась тем, что осталась последним оплотом православия. При этом мы внимательно смотрели на Византийскую империю, откуда пришло христианство. Греческий вариант христианства всегда был образцом для подражания в России. И большинство богослужебных книг, которые привозили в XV-XVI веках, были рукописными.
Когда в XVII веке сравнили русские богослужебные книги с греческими, выяснилось, что они сильно отличаются друг от друга. Настолько сильно, что казалось, будто это две разные религии. Это было неприемлемо, и если мы хотели сохранить преемственность, нужно было что-то делать.
Вообще исправление книг на Руси проводилось давно, не стоит думать, что это придумал и осуществил только патриарх Никон, известный реформатор. На самом деле книги исправляли и до него, и после. Но в этот раз произошло нечто необычное [17].
Никон в ходе реформы середины XVII века задумал и реализовал сразу масштабные изменения, причем они были совершенно обрядовыми и никак не касались никаких догматических вопросов. Но отмечалось забавное происшествие. Русские люди действительно были довольно набожными, ходили в церковь на протяжении всей жизни, большинство прекрасно знали службу по памяти.
И тут в один день им предлагают служить Богу совсем по-другому. До Никона писали «Исус», а теперь стало писаться «Иисус». Дальше отмечался разрыв шаблона: «Если мои отцы и прадеды молились богу по имени Исус и он был правильный, значит, это не Бог, как можно ему молиться».
В XVII веке в России произошёл раскол в православной церкви. Это было связано с реформами, которые проводил патриарх Никон.
Вместо традиционного двуперстного крестного знамения, которое использовалось в России, Никон предложил использовать троеперстие, как это было принято в греческой церкви. Некоторые священники и верующие не согласились с этими изменениями и стали называться старообрядцами.
Реформа Никона вызвала много споров и разногласий. Некоторые священники и верующие не приняли нововведения и продолжали использовать двуперстие. Они стали называться «щепотниками». В церквях вместо единогласного пения стали практиковать многоголосие.
В 1656 и 1666 годах произошли события, которые стали ключевыми для истории старообрядчества. Все, кто не принял реформу, были объявлены еретиками. В то время любое инакомыслие в России часто наказывалось, и никто не удосужился объяснить простым людям, что произошло.
Некоторые представители знати, в том числе церковная элита, не приняли реформу Никона. Среди них были боярыня Морозова и протопоп Аввакум. Однако это движение начало распространяться среди простых людей.
Гонения на старообрядцев были очень серьёзными. Люди бежали туда, где власть была слабее — на окраины России. Поэтому старообрядцев было много на Дону, Русском Севере, в Прибалтике, на границах государства, в Сибири и на Урале.
В научно-популярной и научной литературе долгое время считалось, что раскол на Урале был вызван деятельностью протопопа Аввакума. Он действительно проезжал через Верхотурье во время одной из своих ссылок, но нет никаких доказательств того, что он занимался там пропагандой [10, с. 99].
Более историчными являются факты, связанные с деятельностью нескольких персонажей, которые, по моему мнению, были первыми идейными старообрядцами Урала и Зауралья. Они подняли знамя борьбы за старую веру.
Одним из них был священник Доминитиан, который с середины 1650-х годов служил в Знаменской церкви города Тюмень. В 1660-х годах он познакомился с двумя расколоучителями — романовским попом Лазарем и патриаршим подъяком Фёдором Трофимовым.
В 1665 году Доминитиан, Лазарь и Фёдор Трофимов были отправлены в ссылку в Пустозерский острог за «неистовое прекословие» — критику патриарха Никона и власти. К тому времени там уже отбывал ссылку протопоп Аввакум.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Байдин В. И. О социальной природе волнений старообрядцев на Нижне-Тагильских заводах в 1840 г //Проблемы истории России. 1996.[Вып. 1]: От традиционного к индустриальному обществу. – 1996.
2.Бальжанова Е. С. Православие в жизни русских крестьян Среднего Урала (XIX-начала XX в.) : дис. – б. и., 2006.
3.Белобородов С. А. «Австрийцы» на Урале и в Западной Сибири (Из истории Русской Православной Старообрядческой Церкви — Белокриницкого согласия) // Очерки истории старообрядчества Урала и сопредельных территорий. Екатеринбург, 2000. С. 152.
4.Белобородов С. А. «И вскоре раскол здесь необычайно усилился»(к истории старообрядчества Красноуфимского уезда) //Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. – 2012. – №. 2. – С. 86-110.
5. Белобородов с. А. История жизни уральского скитника // Документ. Архив. История. Современность: Материалы VI Международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2-3 декабря 2016 г. Екатеринбург, 2016. С. 219-221.
6.Белобородов С. А. «Малые центры» старообрядчества горнозаводского Урала. – 2024.
7.Белобородов С. А. Первые беглые священники уральских старообрядцев //Православие в славянском мире: история, культура, язык. Olsztyn. – 2014. – С. 84-94.
8.Белобородов С. А. Священнослужители—первые исследователи уральского старообрядчества //Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. – 2019. – №. 3 (27). – С. 300-320.
9.Белобородов С. А. Религиозно-организационная структура старообрядчества горнозаводского Урала во второй четверти XIX-начале XX вв.(На примере согласия беглопоповцев/часовенных) : дис. – б. и., 2011.
10.Белобородов С. А., Боровик Ю. В. Староверы горнозаводского Урала: страницы истории согласия беглопоповцев/часовенных XVIII–начала XX в. – Издательство Уральского университета, 2017.
11.Белобородов С. А. Старообрядческие скиты в Ревдинской волости Екатеринбургского уезда //Уральский сборник. История. Культура. Религия. Вып. 6.—Екатеринбург, 2005. – 2005.
12.Белобородов С. А., Боровик Ю. В. Староверы горнозаводского Урала: страницы истории согласия беглопоповцев/часовенных XVIII–начала XX в. – Издательство Уральского университета, 2017.
13.Боровик Ю. В. Старообрядчество Урала и Зауралья на переломе эпох (1905–1927). – 2019.
14.Белобородов С. А. Старообрядческие священники Нижнего Тагила в конце XVIII-первой трети XIX в //Уральский сборник. История. Культура. Религия. Вып. 7. В 2 ч. Ч. 1.—Екатеринбург, 2009. – 2009.
15.Белобородов С. А. Славяно-беловодская иерархия. Материалы к истории затянувшейся мистификации //Сибирь на перекрестье мировых религий.—Новосибирск, 2002. – 2002.
16.Зольникова Н. Д. Сибирская приходская община в XVIII веке. – Наука, 1990. – С. 288-288.
17.К истории православного старообрядчества (единоверия) в Екатеринбургском уезде // Екатеринбургские епархиальные ведомости (ЕЕВ). 1903. №12. С. 357.
18.Клюкина, Ю. А. Старообрядцы-часовенные Урала в конце XIX- начале XX вв. Текст. / Ю. А. Клюкина // Очерки по истории старообрядчества Урала и сопредельных территорий. Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. ун-та, 2000.-С. 85-107.
19.Коняхин, С. Раскол в Александровском приходе Оренбургского уезда Текст. / С. Коняхин // Оренбургские епархиальные ведомости. 1903. - № 22. - С. 762-772.
20.Лоскутов, А. Причины, способствовавшие распространению раскола в Уральском казачьем« войске Текст. / А. Лоскутовi // Оренбургские епархиальные ведомости. 1903. — № 20. - С. 762-768".
21.Покровский Н. Н. Антифеодальный протест урало-сибирских крестьян-старообрядцев в XVIII в. – 1974.
22.Покровский, Н.Н. Антифеодальный протест урало-сибирских крестьян-старообрядцев в XVIII в. [Текст] / отв. ред. д-р ист. наук С. О. Шмидт ; АН СССР. Сибирское отд-ние. Ин-т истории, филологии и философии. - Новосибирск : Наука. Сиб. отд-ние, 1974. - 394 с
23.Покровский Н. Н., Зольникова Н. Д. Освоение Сибири и старообрядчество //Всероссийский экономический журнал ЭКО. – 2011. – №. 2 (440). – С. 168-184.
24.Починская И.В. Очерки истории старообрядчества Урала и сопредельных территорий Екатеринбург: Уральский государственный университет (УрГУ), 2000. — 182 с.
25.Суслова Л. Н. Преследования старообрядческих руководителей на территории Тобольской губернии в XIX в //Уральский сборник. История. Культура. Религия. Вып. 5.—Екатеринбург, 2003. – 2003.