Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации: история развития и современность 5
1.1 Историческое развитие исполнительной власти 5
1.2 Особенности системы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации 11
2 Система органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации 16
2.1 Органы, составляющие систему исполнительной власти субъекта Российской Федерации 16
2.2 Характеристика высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации 22
Заключение 27
Библиографический список 29
Фрагмент для ознакомления
2
Создание исполнительной власти в России охватывает длительный период времени. Важно выделить несколько ключевых этапов, связанных с формированием органов этой власти.
В IX-XII веках начало складываться Древнерусское государство. Именно в этот период возник первый орган исполнительной власти, представленный княжеской дружиной. В те времена князь объединял в своих руках исполнительные, законодательные и судебные полномочия. Он играл роль главы администрации. Исполнительная власть на этом этапе имела форму десятичной системы. Структура власти была устроена так, что старшие дружинники, вольные слуги, а также бояре и их дети выполняли задачи, стоящие перед князем и его семьей. Княжеские распоряжения неукоснительно выполнялись на местах, в частности, касались организации воинских отрядов. Для реализации решений князя учреждались должности посадников, старост и наместников, которые отвечали за сбор налогов, дани и других платежей на подконтрольных территориях.
На последующем этапе развития исполнительной власти ключевую роль играло её сосредоточение в Большом дворце, где действовали стольники, приказчики и дьяки.
Следует подчеркнуть, что в период феодальной раздробленности Древняя Русь представляла собой совокупность княжеств, препятствуя формированию единого государства. Этот период имеет важное значение, поскольку именно тогда закладывались основы исполнительной власти, которая до XIV века была тесно связана с дворцовой сферой, но постепенно обретала признаки государственной службы.
С течением времени возникли приказы, которые стали центрами управления. Это привело к созданию приказной системы.
При Петре I приказная система была преобразована в одиннадцать коллегий. Эти коллегии стали центральными административными органами. Появление одиннадцати коллегий считается важным этапом в процессе централизации
В период правления Александра I было учреждено тайное объединение – Негласный комитет, чьей главной задачей было улучшение государственного строя и создание действенной административной системы для управления органами власти.
Вопрос о формировании исполнительной власти в субъектах Российской Федерации в IX-XX веках остаётся малоизученным. Тем не менее, следует отметить, что в период с 1802 по 1875 год были проведены масштабные преобразования в сфере исполнительной власти. Ключевым событием этого времени стало издание манифеста «О учреждении министерств» 8 сентября 1802 года.
Принятие этого манифеста стало значимым этапом в развитии и укреплении исполнительной власти в России. В этот период было создано восемь министерств, включая министерства внутренних дел, финансов, иностранных дел, военное и морское министерства, министерство коммерции, народного хозяйства и юстиции. Этот период также ознаменован образованием Комитета министров, который выполнял роль высшего консультативного и распорядительного органа Российской империи.
Основной задачей Комитета министров был анализ и решение вопросов, которые не были в компетенции новых министерств или пересекались с полномочиями нескольких ведомств в рамках их взаимодействия.
Вторая половина девятого десятилетия XIX века характеризовалась существенными преобразованиями, обусловившими переоценку нормативно-правовой базы страны. Знаменательным событием той эпохи стало учреждение Совета министров в 1861 году. Ключевой целью данного органа являлось осуществление консультативных функций по вопросам, затрагивающим интересы всего государства. В состав Совета входили председатель Государственного совета, глава Комитета министров, а также министры и руководители соответствующих ведомств, высокопоставленные чиновники.
Император определял периодичность заседаний Совета. Основные задачи Совета состояли в подготовке предложений, требующих координации между различными ведомствами, и в анализе отчетов, представленных главными управлениями и министерствами. Трансформации в сфере исполнительной власти послужили стимулом для создания новых законодательных актов. Принятые законы устанавливали порядок работы государственных органов и определяли их компетенцию.
В первые годы XX века определяющими для деятельности исполнительных органов стали указ "О мерах по усилению единства в работе министерств и главных управлений" и принятые в 1906 году Основные государственные законы. Данные правовые акты заложили фундамент для принципов функционирования исполнительной власти.
Указ и Основные законы были направлены на реформирование Госсовета, учреждение Госдумы и формирование Кабинета министров. Помимо этого, указанные документы сыграли значимую роль в усилении власти монарха в сфере исполнительной власти. В них были определены главные цели и задачи исполнительных органов, а также их полномочия и ответственность в рамках государственной структуры.
Высшим постоянно действующим исполнительным органом был Совет министров, ключевую роль в котором играли министерства. Царь лично назначал министров, и они отвечали перед ним за свою деятельность. Прежде чем законопроект попадал в Государственную думу, он в обязательном порядке рассматривался в Совете министров. В тот период некоторые министры получили значительную свободу действий.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г. : послед. ред. – URL: https://internet.garant.ru/ (дата обращения 24.03.2025).
2. Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации : Федер. Закон № 414-ФЗ : принят Государственной Думой 22 сентября 1999 г. : послед. ред. – URL: https://internet.garant.ru (дата обращения 24.03.2025).
3. Анисимов, А.П. Гражданское право. Особенная часть (части III—IV ГК РФ) : Издательство Юрайт, 2025. — 242 с. - ISBN 978-5-534-13572-1.
4. Белов, В.А. Гражданское право в 2 т. Том 1. Общая часть : учебник для вузов / В.А. Белов. – Москва : Юрайт, 2025. – 451 с.– ISBN 978-5-534-00327-7.
5. Богданова, Е.Е. Гражданское право : учебник в 2 т. / Т.1.: Проспект, 2022. - 440 с. - ISBN 978-5-554-06272-1.
6. Захарова, С. Г. История государственного управления в России : учебник для вузов / С. Г. Захарова, С. В. Туманов, А. В. Чернышова. – 2-е изд., перереб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2025. – 668 с. – ISBN 978-5-534-19014-4.
7. Курбанов, Р. А. Гражданское право. Общая и особенная части / Р. А. Курбанов, А. М. Белялова, А. С. Лалетина. – М.: Проспект, 2020. – 736 с. - ISBN 978-5-633-16272-1.
8. Нудненко, Л. А. Конституционное право России : учебник для вузов / Л. А. Нудненко. – 10-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 526 с. – ISBN 978-5-534-18338-2.
9. Прокофьева, С. Е. Государственное управление региональным развитием : учебник для вузов / под редакцией С. Е. Прокофьева, И. А. Рождественской, Н. Л. Красюковой. – Москва : Издательство Юрайт, 2025. – 331 с. – ISBN 978-5-534-14175-7.
10. Шабалова, Е.Г. Гражданское право : учебник для вузов / Е. Г. Шаблова, О. В. Жевняк — Москва : Издательство Юрайт, 2025. —ISBN 978-5-534-16272-1.