Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования логопедической работы над формированием связной контекстной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) в настоящее время обусловлена несколькими ключевыми факторами.
Изучение проблемы формирования связной речи у детей с ОНР имеет давнюю историю. Среди известных ученых, внесших значительный вклад в разработку теоретических и практических аспектов данной проблемы, можно выделить труды таких авторов, как Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Н.И. Жинкин, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.А. Ткаченко и др. Л.С. Выготский подчеркивал неразрывную связь мышления и речи, отмечая, что "речь не просто сопровождает развитие мышления, а является его инструментом и определяет его структуру". А.Р. Лурия исследовал нейропсихологические механизмы речи и выявил роль различных отделов мозга в обеспечении речевой деятельности. Т.Б. Филичева и Г.В. Чиркина разработали комплексную систему логопедической работы с детьми с ОНР, включающую развитие всех сторон речи, в том числе связной.
ФГОС дошкольного образования определяет речевое развитие как одно из приоритетных направлений. В стандарте подчеркивается необходимость создания условий для развития устной речи детей, в том числе для овладения разными формами и видами речи, развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. "Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование предпосылок грамотности", – говорится в ФГОС ДО. Таким образом, логопедическая работа над формированием связной контекстной речи у детей с ОНР является актуальной задачей, соответствующей требованиям современного образования.
Несмотря на значительное количество исследований, посвященных проблеме формирования связной речи у детей с ОНР, степень изученности данного вопроса нельзя считать исчерпывающей.
Выявлено противоречие между потребностью детей дошкольного возраста с ОНР в полноценном развитии связной контекстной речи, необходимой для успешной учебной деятельности и социальной адаптации, и недостаточной эффективностью используемых методов и приемов логопедической работы, не учитывающих индивидуальные особенности детей и структуру их речевого дефекта.
Цель: Разработка и апробация логопедической программы, направленной на формирование связной контекстной речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
Задачи:
Теоретически обосновать проблему формирования связной контекстной речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
Изучить особенности связной контекстной речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
Определить критерии и методики диагностики уровня развития связной контекстной речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
Объект и предмет исследования.
Объект: Процесс формирования связной контекстной речи у детей дошкольного возраста.
Предмет: Логопедическая работа, направленная на формирование связной контекстной речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
Гипотеза исследования: формирование связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР, будет выше если разработать и включить комплекс заданий.
Теоретическая значимость исследования заключается в углублении и расширении знаний о закономерностях формирования связной контекстной речи у детей дошкольного возраста с ОНР. В работе будут систематизированы и обобщены теоретические подходы к определению структуры связной речи, выделению ее компонентов и методов логопедической коррекции. Исследование позволит уточнить и дополнить представления о роли и значении различных компонентов связной речи (лексико-грамматического, синтаксического, семантического) в речевой деятельности детей с ОНР .
Особое внимание будет уделено анализу работ отечественных ученых, таких как Т.А. Ткаченко, исследовавшей особенности формирования связной речи у детей с ОНР на основе использования наглядного моделирования, Л.Б. Баряевой, изучавшей проблемы развития связной речи у детей с различными формами речевой патологии, и В.П. Глухова, разработавшего систему обучения детей с ОНР рассказыванию по серии сюжетных картинок.
В результате исследования будут сформулированы теоретические положения о необходимости учета индивидуальных особенностей детей с ОНР и структуры их речевого дефекта при организации логопедической работы по формированию связной речи. Будет предложена модель формирования связной контекстной речи, учитывающая взаимосвязь различных компонентов речевой системы и индивидуальные особенности ребенка.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации комплекса логопедических упражнений, направленных на формирование связной контекстной речи у детей дошкольного возраста с ОНР с учетом их индивидуальных особенностей и структуры речевого дефекта.
В процессе исследования будут использованы следующие методы:
Теоретические методы: Анализ научной литературы по проблеме исследования (отечественной и зарубежной).
Эмпирические методы: Логопедическое обследование детей с ОНР с использованием стандартизированных методик (например, методика обследования связной речи Т.А. Ткаченко).
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Связная речь – уникальный инструмент, который формируется, в процессе эволюции, развитие которой возможен только в определенный период жизни, при общении с другими людьми [6].
Речь – является важнейшей творческой психической функцией человека.
Каждый человек способен к самоорганизации, к самообразованию, к познанию, к построению своего внутреннего мира, к построению своей личности через диалог с другими личностями, другими культурами, другими мирами. Воспитателю при развитии связной диалогической речи дошкольника, необходимо учитывать такие составляющие речи, как познание, творчество, диалог, самопознание [5].
При изучении свойств, связанной речи, мы выделили следующие критерии:
- диалогическая связная речь, характеризуемся активным участием собеседников, возникает как ответ на вопрос и не требует специальной подготовки;
- монологическая развернутая связная речь, предъявляет высокие требования к говорящему (доклад, лекции), требует тщательного отбора слов и оборотов [16].
В научно-методической литературе термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях:
1) процесс говорения;
2) продукт, результат говорения;
С научной точкой зрения ученые определили диалогическую связную речь как коммуникативную функцию языка, то есть данная форма предназначена для общения.
В развитии связной диалогической речи дошкольников особенное место принадлежит, диалог со сверстником, так как при данном общении ребенок чувствуют себя равным, свободным, раскованным.
Связная диалогическая речь является ярким проявлением коммуникативной функции языка. По мнению ученых – лингвистов, таких как А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, А. Н. Гвоздев, В. В. Виноградов, К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, М. М. Алексеева, диалог является первичной естественной формой языкового общения [7,].
К. Д. Ушинский, в своих работах рассматривает диалогическую речь способ речевого общения, основными характеристиками которого, является смена реплик. Е. И. Тихеева характеризует диалогическую речь, как более сложный вид общения, в которой каждая фраза имеет контекстный характер.
Изучив приведенные выше определения, «связной диалогической речи» можно сказать, что связная диалогическая речь – форма общения, при которой происходит обсуждение или же обмен мнениями между двух или более людей. Исходя из этого, можно сделать вывод, что основная цель деятельности по формированию связной диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения [14].
Связная монологическая речь, в свою очередь, представляет собой разновидность связной речи, в которой отсутствует диалогический характер общения. Она подразумевает, что высказывание имеет одного отправителя и одного адресата, причем отправитель самостоятельно формулирует и структурирует свои мысли. Связная монологическая речь широко применяется в литературе, научных трудах, презентациях и других формах публичного выступления.
Оба этих понятия играют важную роль в различных областях жизни. Связная речь позволяет людям успешно взаимодействовать друг с другом, передавать информацию, аргументировать свои мысли и убеждения. Она также способствует развитию мышления, памяти и логического мышления,
Связная монологическая речь – это особый вид устной коммуникации, в которой говорящий высказывает свои мысли и идеи без включения других участников диалога. Такая речь обладает определенной структурой и логикой, объединяющей все ее составляющие элементы.
Связная монологическая речь, по определению А.Р. Лурии, – это «связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – описание какихлибо предметов или событий, сообщение о каких-либо фактах, явлениях жизни, рассуждение по поводу каких-либо проблем» [10, с. 114]. Основными свойствами этой речи являются «односторонний характер высказывания, развернутость, ориентация на слушателя или читателя, логическая последовательность изложения, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации» [11, с. 258].
Автор монолога обеспечивает его связность за счет использования в основной «литературной, а не разговорной лексики, развернутых высказываний, различных синтаксических конструкций, которые придают монологу законченность, логическую 13 завершенность» [11, с. 336] Н.А. Ипполитова полагает, что, по сравнению с диалогом, связная монологическая связная речь «более контекстна и излагается в более полной форме, с тщательным отбором лексических средств, адекватных мыслям говорящего, и использованием средств лексико-грамматической связи слов и предложений и разнообразных синтаксических конструкций»[5, с. 221]. Однако даже при всех различиях, диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом, потому что чаще всего в процессе общения монологическая речь органически вплетается в диалогическую, а диалог может приобретать монологические формы. Связная речь свойственна трем типам речи (или текстов), которые выделяются в лингвистике «по способу передачи информации или по способу изложения. Это описание, повествование и рассуждение.
Таким образом, в нашем исследовании вслед за М.Р. Львовым под связной речью будем понимать развернутое высказывание, в котором мысли говорящего выражены в соответствии с темой и коммуникативной задачей, оформлены с помощью слов и предложений, понятно для окружающих; эта речь соответствует законам логики и грамматики и представляет собой единое целое, подчиненное единой теме. Основной признак связной речи – ее понятность для окружающих.
1.2. Особенности психофизиологического развития детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст – уникальный период в жизни человека, время интенсивного развития психофизиологических функций, формирования личности и закладывания основ для дальнейшего обучения. В этот период происходят значительные изменения в познавательной сфере, эмоционально-волевой области и физическом развитии ребенка. Понимание особенностей психофизиологического развития дошкольников необходимо для эффективной организации образовательного процесса и создания оптимальных условий для их гармоничного роста.
Развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление, воображение)
Развитие познавательных процессов является одним из ключевых аспектов психофизиологического развития дошкольников. Внимание, память, мышление и воображение претерпевают значительные изменения, становясь более произвольными, устойчивыми и продуктивными.
Внимание в дошкольном возрасте характеризуется неустойчивостью и небольшим объемом. Дети легко отвлекаются на посторонние стимулы и испытывают трудности в концентрации на одном объекте или деятельности. Однако, к старшему дошкольному возрасту внимание становится более произвольным и устойчивым, дети способны концентрироваться на задании в течение 15-20 минут, особенно если оно им интересно. По мнению Л.С. Выготского, развитие внимания в дошкольном возрасте тесно связано с развитием речи и мышления. Ребенок начинает использовать речь для организации своего внимания, направляя и удерживая его на нужном объекте [30].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азова, Е. А. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе ознакомления с окружающим : монография / Е. А. Азова. – Москва : В. Секачев, 2021. – 144 с.
2. Алексеева, М. М. Речевое развитие дошкольников : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – 4-е изд., стер. – Москва : Академия, 2020. – 320 с.
3. Бородич, А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности «Дошк. педагогика и психология» / А. М. Бородич. – Москва : Просвещение, 2021. – 255 с.
4. Визель, Т. Г. Основы нейролингвистики : учебное пособие для студентов вузов / Т. Г. Визель. – Москва : АСТ : Астрель, 2020. – 384 с.
5. Виноградов, В. В. Русский язык : грамматическое учение о слове / В. В. Виноградов. – Москва : Высшая школа, 2022. – 614 с.
6. Выготский, Л. С. Мышление и речь. Психологические исследования / Л. С. Выготский. – Москва : Лабиринт, 2019. – 352 с.
7. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – Москва : Детство-Пресс, 2007. – 479 с.
8. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : АРКТИ, 2014. – 168 с.
9. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Москва : Просвещение, 2016. – 239 с.
10. Запорожец, А. В. Развитие произвольных движений / А. В. Запорожец. – Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 2023. – 430 с.
11. Зинченко, П. И. Непроизвольное запоминание и деятельность / П. И. Зинченко // Проблемы общей психологии. – Москва : Педагогика, 2016. – С. 82-114.
12. Ковшиков, В. А. Экспрессивная алалия / В. А. Ковшиков. – 2-е изд., доп. – Санкт-Петербург : КАРО, 2016. – 304 с.
13. Коноваленко, В. В. Развитие связной речи у детей с ОНР (5-7 лет) : метод. пособие для логопедов / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – Москва : Гном-Пресс, 2020. – 160 с.
14. Кузнецова, Е. В. Логопедическая работа по формированию связной речи у дошкольников / Е. В. Кузнецова, И. А. Тихонова. – Москва : Вентана-Граф, 2015. – 112 с.
15. Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах : метод. пособие для учителя-логопеда / Р. И. Лалаева. – Москва : Владос, 2020 – 224 с.
16. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. – Москва : Альянс, 2019. – 368 с.
17. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. – Москва : Смысл, 2023. – 214 с.
18. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи : учеб. пособие / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. – Санкт-Петербург : Союз, 2021. – 160 с.
19. Лурия, А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия ; под ред. Е. Д. Хомской. – 2-е изд. – Москва : Изд-во Московского университета, 2018. – 336 с.
20. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребёнка / Ж. Пиаже. – Москва : Педагогика-Пресс, 2024. – 528 с.
21. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург : Питер, 2020. – 712 с.
22. Спирова, Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи / Л. Ф. Спирова, А. В. Ястребова. – Москва : Просвещение, 2024. – 144 с.
23. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей дошкольного возраста / Е. И. Тихеева ; под ред. Ф. А. Сохина. – Москва : Просвещение, 2021. – 159 с.
24. Ткаченко, Т. А. Формирование связной речи дошкольников 5-го года жизни : пособие для логопеда / Т. А. Ткаченко. – Москва : Гном-Пресс, 2021. – 96 с.
25. Ушинский, К. Д. Родное слово : книга для детей / К. Д. Ушинский. – Москва : Детская литература, 2022. – 127 с.
26. Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева. – Москва : Просвещение, 2018. – 352 с.
27. Щербакова, Т. А. Умственное и физическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами физической/Т.А. Щербакова//Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2010 – № 2 – С. 18-21.
28. Эльконин, Д. Б. Детская психология: развитие ребенка от рождения до семи лет / Д. Б. Эльконин. – Москва : Учпедгиз, 1960 – 327 с.
29. Якубинский, Л. П. О диалогической речи / Л. П. Якубинский // Якубинский Л. П. Избранные работы : яз. и его функционирование / Л. П. Якубинский. – Москва : Наука, 1986 – С. 17-58.
30. Эльконин, Д. Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет) / Д. Б. Эльконин. — Москва : Академия, 2017. — 384 с.