Фрагмент для ознакомления
2
Библиотека представляет собой один из древнейших и устойчивых элементов культурной инфраструктуры, обладающий институциональной природой. Термин «институт» (от лат. institutum) в научной традиции используется для обозначения устойчивых форм общественной организации, направленных на сохранение, передачу и воспроизводство норм, знаний, традиций и моделей поведения. Применительно к библиотечному контексту возможна дифференциация смыслов:
– как научно-исследовательская структура, аккумулирующая и продуцирующая знания;
– как совокупность правовых и социальных норм, регулирующих общественные отношения в сфере информации и культуры [5].
С научной точки зрения, библиотека как исследовательская организация оказывает воздействие не только на образовательную и гуманитарную сферы, но также на экономику, государственное управление и общественно-политическую практику. Будучи социальным институтом, библиотека оказывает влияние на процессы трансляции культурных кодов, институализации общественных норм, а также формирования социального капитала. При историческом рассмотрении прослеживается эволюция функций библиотеки. Первоначально её деятельность ограничивалась кумуляцией и хранением текстов, однако в современных условиях она становится активным участником коммуникационного процесса. Современная функциональная модель включает два ключевых компонента:
– информационный (обеспечение доступа к знаниям);
– культурный (поддержание идентичности и преемственности традиций).
В рамках социологического и информационного анализа вузовская библиотека рассматривается как структурообразующий элемент академического пространства. Формирование единого цифрового контекста, в котором вузовская библиотека выполняет роль не только поставщика ресурсов, но и медиатора между пользователем и глобальными образовательными массивами, становится ключевой задачей библиотечной стратегии. На современном этапе прослеживается тенденция к усилению внешнеинтегративных функций библиотек высших учебных заведений. Формируется механизм, в рамках которого библиотека выступает в роли навигатора, соединяющего локальные образовательные запросы с распределёнными цифровыми источниками [12]. Следует признать, что уровень интеграции библиотеки в современную информационную экосистему значительно превосходит её традиционную роль в системе очной коммуникации.
Внешняя реализация интегративной функции вузовской библиотеки предполагает её активное включение в глобальное информационно-образовательное пространство. При этом обеспечивается взаимодействие не только с образовательной средой университета, но и с внешними структурами – городскими, региональными, федеральными, международными. Внутренний вектор интеграции ориентирован на поддержание единства цифрового и методического обеспечения вуза, которое формируется посредством взаимодействия ключевых подразделений: библиотеки, факультетских деканатов, учебно-методических служб, кафедр, корпоративной сети, редакционно-издательского отдела и других организационных единиц. В отличие от этого, внешняя интеграция направлена на объединение образовательных и информационных ресурсов учреждений различного уровня и ведомственной принадлежности.
Следует подчеркнуть, что библиотека вуза, формируя локальные информационные массивы, одновременно создаёт условия для их выхода за пределы университета. Образовательные ресурсы, разработанные внутри вуза, становятся доступными для внешних пользователей – представителей профессионального и академического сообщества отрасли, региона, страны и мира. Благодаря системной реализации интегративной функции вузовская библиотека постепенно включается в единую инфраструктуру межведомственного информационного взаимодействия, участвуя в построении связного, устойчивого цифрового пространства – образовательного, исследовательского, территориального [15]. Как показывает ретроспективный анализ, первые организационные модели межбиблиотечного сотрудничества в стране оформились в 1960-х гг. XX в. Среди них необходимо отметить:
– методическое сопровождение научных и массовых библиотек;
– координацию комплектования фондов и обслуживания научных и производственных структур;
– межбиблиотечный абонемент;
– создание централизованных библиотечных систем (ЦБС).
Официальное закрепление этих форм взаимодействия находит отражение в Федеральном законе от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле» [1], где обозначены ключевые направления взаимного использования ресурсов:
– межбиблиотечный абонемент;
– сводные каталоги;
– автоматизированные базы данных;
– депозитарные фонды;
– методическая поддержка библиотек.
Современный уровень развития технологий позволяет реализовывать перечисленные формы с использованием цифровых платформ и телекоммуникационных средств. Однако даже в цифровом формате их описание не охватывает всего спектра процессов, характерных для актуального состояния библиотечной среды. Научное внимание всё чаще сосредотачивается на новых формах кооперации, построенных на принципах сетевой интеграции и межвузовской консолидации. Первым направлением новой модели внешней интеграции становится формирование библиотечных консорциумов и межинституциональных корпораций, охватывающих библиотеки вузов различных территорий и ведомств.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон "О библиотечном деле" от 29.12.1994 N 78-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5434/ (дата обращения: 05.04.2025).
2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 05.04.2025).
3. Концепция развития вузовских библиотек России. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://inion.ru/site/assets/files/3071/6_kontceptciia_razvitiia_vuzovskikh_bibliotek.pdf (дата обращения: -5.04.2025).
4. Бидоленко, Л. А. Вузовская библиотека как полноправный участник образовательного процесса / Л. А. Бидоленко // Материалы IV Международной научно-практической конференции. – Казань: Казанский государственный институт культуры, 2021. – С. 465-472.
5. Волщукова, Ю. Н. Понятие "миссии библиотеки" и библиотечные функции / Ю. Н. Волщукова // Сборник статей Международного научно-методического конкурса. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2020. – С. 271-275.
6. Долгова, Н. Ю. Библиотека университета в современном образовательном процессе / Н. Ю. Долгова // Электронное информационное пространство для науки, образования, культуры. – 2021. – С. 125-130.
7. Емельянова, П. Д. Формирование положительного имиджа вузовской библиотеки: проектная деятельность Научной библиотеки ОмГУПС / П. Д. Емельянова // Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. – Челябинск: Челябинский государственный институт культуры, 2021. – С. 69-73.
8. Каменская, С. В. Краеведение по-новому: инновационные технологии на службе библиотеки / С. В. Каменская // Материалы XXIII Международной научно-практической конференции. – Минск : БГУ, 2023. – С. 68-72.
9. Кривова, Н. В. Функции современной вузовской библиотеки / Н. В. Кривова, Л. Г. Середкина // Вестник Ангарского государственного технического университета. – 2017. – № 11. – С. 271-273.
10. Крылова, Н. П. Перспективы развития вузовских библиотек в научной информационной среде / Н. П. Крылова, Е. Н. Левашов // Научные и технические библиотеки. – 2021. – № 8. – С. 83-100.
11. Ли Даньдань. Библиотека и ее роль в развитии культурного пространства вуза / Ли Даньдань // Миссия конфессий. – 2023. – №69. – С. 26-30.
12. Михайлова, А.В. Интегративная функция вузовской библиотеки: формы реализации во внешнем информационно-образовательном пространстве / А.В. Михайлова // Библиосфера. – 2017. – №1. – С. 46-51.
13. Подрезов, К. А. Историческая роль библиотеки университета как культурно-просветительского центра / К. А. Подрезов, Ю. В. Иванова // Научные и технические библиотеки. – 2018. – № 5. – С. 68-80.
14. Степанова, О. Г. Инновационные практики в работе вузовской библиотеки при подготовке будущего специалиста / О. Г. Степанова // Материалы V Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных. – Хабаровск: Хабаровский государственный институт культуры, 2020. – С. 251-257.
15. Шакирзянова, М. Р. Направления деятельности современных вузовских библиотек / М. Р. Шакирзянова // Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. – Новосибирск: Новосибирский государственный университет экономики и управления "НИНХ", 2023. – С. 382-385.
16. Широкова, М. Е. Роль библиотеки вуза в повышении качества подготовки специалистов / М. Е. Широкова, Т. Ю. Семенова // Сборник докладов научно-методической конференции. – Москва: Издательство Современного гуманитарного университета, 2019. – С. 165-179.