Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Отечественная историческая наука всегда интересовалась решением важнейших теоретических проблем, связанных с познанием закономерностей становления и развития человеческого общества. Этот интерес становится особенно актуальным в свете глобальных идеологических изменений, которые переживает наша страна.
Принимая идею прогрессивного и постепенного развития человечества, исследователи дискутируют о методологических подходах к его изучению. До недавнего времени решение проблем общественно-исторического развития было возможно лишь с точки зрения «формационного» подхода, в рамки которого не всегда укладывались конкретные исторические факты (показательна, например, дискуссия об «азиатском способе производства», занимавшая умы отечественных и зарубежных исследователей на протяжении нескольких десятилетий).
Освобожденная от излишнего догматизма, русская наука сегодня обнаруживает широкий плюрализм в представлениях об историческом процессе, что особенно благотворно сказывается на постановке и решении вопросов, относящихся к начальному, дописьменному периоду истории человечества. Здесь большинство исследователей в широком смысле используют термин «цивилизация», обозначающий определенный тип общества с уникальной системой материальных и духовных ценностей.
Обнаружен в конце 19 века. Замечательные и самобытные памятники иберийской культуры пробудили интерес к ее корням, поиску аналогий и связей с цивилизациями Средиземноморья.
Однако прошло много времени, прежде чем возникла научная формулировка проблемы. Испанская историография античности значительно отстает от западноевропейской науки. Систематическое изучение древней истории Пиренейского полуострова началось лишь в XX веке.
Объект исследования- культура иберии
Предмет исследования- иберы и римская экспансия Влияние на культуру и общество Пиренейского полуострова
Цель исследования- проанализировать специфические маркеры иберийской культуры, что позволит создать историко-культурологическую модель исследуемого феномена.
Задачи исследования:
- изучить культуру народов пиренейского полуострова
- рассмотреть основы иберийской культуры
- раскрыть особенности завоевания Иберии арабами
Глава 1. Иберы и римская экспансия
1.1.Иберы - мастера и воины с Пиреней
Древние авторы называют иберами группу народов, живших в железном веке на побережье Средиземного моря между устьем Роны и Геркулесовыми столбами (Гибралтар). Согласно письменным источникам, в глубине Пиренейского полуострова проживали варварские племена кельтов. Термин «иберы» — это скорее географическое, чем этническое понятие. В то время на названной территории не существовало культурного, языкового и религиозного единства.
Прежде всего, следует выделить следующие культурные регионы: юго-запад Франции и Каталония, где издавна сохранялись традиции культуры погребальных урн; долина реки Эбро и Испанский Левант (так называется восточное побережье Пиренейского полуострова), где в основном распространена иберийская культура в собственном смысле этого слова; и Андалусия, область тартессийской культуры.
Культура северо-западной (атлантической) части Пиренейского полуострова существенно отличалась от культуры Иберийского региона.
Прежде чем говорить о самих иберах, уместно снова обратиться к вопросу о кельтах на Пиренейском полуострове. Первое упоминание о кельтах на Пиренейском полуострове встречается в труде Авиена «Ora Maritima», источники которого датируются IV веком. до н.э. Он фактически не упоминает кельтов в Испании, но в своем списке племен он называет «сефов» и «цемпов» на западе, а также «берибраков» вблизи северо-восточного побережья. Что касается первых двух, то некоторые исследователи считают их кельтами, другие — лигурами или иберами100. Берибраки, несомненно, являются кельтским племенем.
Более поздние авторы римского периода сообщают о многих названиях племен и местностей полуострова. Эта информация, дополненная денежными надписями, дает общую картину распространения кельтских и иберийских языков в течение последних пяти столетий до нашей эры. Например, установлено, что типичные кельтские топонимы, оканчивающиеся на «briga», распространены в Месете и на Атлантическом побережье, тогда как типичные иберийские окончания на «ilti», «ili», «iltu», «ilu» и «urris» распространены на Средиземноморском побережье.
Ареал распространения топонимов, оканчивающихся на «брига», совпадает с ареалом так называемой постгальштаттской культуры, представление о которой стало особенно ясным после обширных раскопок месетских могильников, проведенных в первой половине XX в. Это позволило подойти к проблеме присутствия кельтов в Испании по-новому, совершенно отличному от точки зрения Босха-Гимпера 102. Археологические данные подтверждают мнение о том, что племена Месеты и Атлантического побережья в V в. до н. э. и позднее лишь частично имели кельтское происхождение, а их культура в значительной степени была представлена местными докельтскими элементами. На территории, где поселились эти племена, развивались различные культуры, зависящие от их различного происхождения, а также географических и экономических различий между регионами Кастилии, Леона, центральной Португалии и т. д. Например, племена Новой Кастилии подверглись большему влиянию иберов, чем другие.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы:
1.Колесникова П. В. «Культурно-идеологический компонент романизации Иберии» // «Учёные записки», №4, Воронеж, 2002, с. 46–51. 23
2.Коротких Л. М. «К вопросу формирования культур древней металлургии на Пиренейском полуострове» // «Норция», №3, Воронеж, 1999, с. 84–108. 23
3.Коротких Л. М. «Древняя Иберия в античной традиции и археологии», Воронеж, 2002, 312 с.. 23
4.Мишулин А. В. «Иберийский род и его эволюция в древней Испании» // «ВДИ», 1948, №1, с. 64–86. 2
5.Петерс Д. Д. «К проблеме этногенеза населения Иберии» // «ВДИ», 1940, № 3–4, с. 166–181. 2
6.Циркин Ю. Б. «История Древней Испании», СПб., 2000, 432 с.. 3
7.Шифман И. Ш. «Карфаген», СПб., 2006, 518 с.. 3
8.Шультен А. «Тирсены в Испании (новые данные об иберийском языке)» // «ВДИ», 1941, №1, с. 8–30. 3
9.Энгельс Ф. «Происхождение семьи, частной собственности и государства», М., 2017, 238 с.. 3