Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В связи с глубокими изменениями государственной структуры страны возникает множество проблем с организацией государственной власти. Такие реформы, как переход к де-факто федерации и распространение федеративных отношений на всю территорию России, привели к формированию двухуровневой модели государственного управления. То, что реализуется в Российской Федерации в целом посредством выборов, референдумов и функционирования системы федеральных государственных институтов, реализуется и в субъектах Федерации с использованием форм прямой демократии и через деятельность государственных органов, входящих в состав субъектов Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации регулирует вопросы формирования, формирования и деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия, ответственность и порядок взаимодействия между ними и федеральными органами власти.
Существующая система государственного управления в Российской Федерации не может в полной мере обеспечить реализацию демократических идей и принципов. Во многих случаях правительство навязывает населению ценности, а не исходит из потребностей общества. Правила и условия надлежащего политического поведения, то есть политические (гражданские) роли, устанавливаются государством.
Роль государства значительно преувеличена, а гражданское общество находится на стадии становления, поэтому принципы верховенства права не в полной мере реализуются на практике. Для дальнейшего развития современного российского общества необходимо совершенствовать систему государственного управления. Проводимые преобразования должны быть систематическими, целостными, последовательными и основываться на фундаментальных принципах государственного управления.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Проблема исследования - выявить условия осуществления власти народа РФ через органы исполнительной власти.
Объектом исследования являются особенности осуществления власти народа РФ через органы исполнительной власти.
Предметом исследования является власти народа РФ.
Цель исследования: выявить эффективные условия осуществления власти народа РФ через органы исполнительной власти.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие и виды органов исполнительной власти государства.
2. Описать народ как источник государственной власти в Российской Федерации.
3. Проанализировать участие граждан России в управлении государственными делами как принцип формирования и функционирования исполнительной власти.
5. Выявить проблемы осуществления власти народа и развития исполнительной власти в современной России.
Для решения поставленных задач были определены следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научных данных, освещённых в научных источниках.
§1. Понятие и виды органов исполнительной власти государства
Орган исполнительной власти - государственная организация, входящая в систему государственных органов Российской Федерации, созданная самим государством для реализации и обеспечения исполнения законов и других нормативных правовых актов, выполнения функций государственного управления во всех сферах государственной и общественной деятельности путем применения специальных форм и методов. Органы исполнительной власти - это органы, созданные в соответствии с требованиями законодательства для участия в осуществлении функций исполнительной власти и наделенные для этой цели государственными полномочиями.
Органы исполнительной власти независимы в осуществлении исполнительной и административной деятельности, в отношениях с субъектами исполнительной и судебной власти. Для обеспечения нормального функционирования государства органы исполнительной власти постоянно взаимодействуют с другими ветвями власти. Они обладают государственными полномочиями, которые находятся исключительно в пределах их компетенции. Деятельность регулируется законом и финансируется из бюджета[ Конджакулян К.М. Некоторые институциональные аспекты государственного управления: проблемы и пути совершенствования (сравнительное исследование) // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. № 12.
].
Выделяются следующие принципы деятельности органов исполнительной власти:
- Государственная и территориальная целостность Российской Федерации.
- Распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию.
- Верховенство Конституции и федерального закона на всей территории России.
- Единство системы государственной власти.
- Разделение властей.
- Разграничение сфер компетенции и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
- Осуществление органами исполнительной власти субъектов независимо от их полномочий.
- Задача органов исполнительной власти - обеспечивать правопорядок.
Исполнительный орган - это юридическое лицо, имеющее печать и способное вступать в гражданско-правовые отношения.
В Российской Федерации создано множество органов исполнительной власти, которые различаются по степени своего присутствия в структуре исполнительной власти, сфере своей деятельности, сферам и ветвям власти, процедурам принятия решений, методам обучения и характеру своих полномочий.
Можно выделить следующие виды органов исполнительной власти:
1. В зависимости от федерального учреждения в стране:
- Федеральные (Правительство Российской Федерации, Министерства Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства);
- Субъектов Российской Федерации (республики, область, города федерального значения, автономные округа и области).
2. По организационно-правовым формам:
- Правительство (общая компетенция);
- Министерства (федеральные, республиканские и некоторые региональные);
- Государственные комитеты (республиканские);
- Федеральные службы и федеральные агентства (они могут иметь свои территориальные органы управления);
- Управление;
- Администрации;
- Департаменты, канцелярии, главные управления, комитеты, департаменты.
3. По характеру компетенции:
- Общая компетенция, то есть вы можете решать общие вопросы социального, экономического, культурного и политического характера на соответствующей территории;
- Отраслевые компетенции, они управляют подчиненными им подразделениями в различных сферах государственной деятельности;
- Межотраслевые компетенции, которые выполняют функции, характерные для всех или большинства отраслей и сфер деятельности.
4. О порядке принятия административных решений (административных правовых актов):
- Коллегиальные органы (решения принимаются группой лиц, но за их исполнение предусмотрена персональная ответственность);
- Органы с единым руководством (решающая власть принадлежит руководителю)[ Кутафин О. Е. Предмет конституционного права. М. : Юристь, 2001. 444 с.
].
Под системой органов исполнительной власти в Российской Федерации обычно понимают совокупность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, систему их взаимоотношений, основанную на разделении полномочий между ними.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Абдулатипов Р. Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. М. : Славянский диалог, 2000, 656 с.
2.Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М. : РЮИД ; Сашко, 2000, 528 с.
3.Асмус В. Ф. Логика : учебник. М. : Едиториал УРСС, 2001. 392 с.
4.Безуглов А. А., Солдатов С. А. Конституционное право России. М. : Профобразование, 2001. Т. 3. 682 с.
5.Бутусова Н.В. Российское государство как субъект конституционно-правовых отношений // Журнал российского права. 2003. № 6.
6.Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Ку чинский В.А. Общая теория государства и права. М., 2009.
7.Гаджиев Г. А. О пространственно временном мышлении в конституционном праве (вопросы юридической онтологии и аксиологии) // Сравнительное конституционное обозрение. 2011. № 6 (85). 82–93.
8.Гаджиев Г. А. Онтология права (критическое исследование юридического концепта действительности). М. : Норма: ИНФРА-М, 2014. 320 с.
9.Гаджиев Г. А. Официальное толкование Конституции : сочетание онтологического и эпистемологического подходов // Правоведение. 2002. № 1. С. 130–154.
10.Комарова В.В. Высшее непосредственное выражение власти народа в Российской Федерации: проблемы теории и практики: Автореф. дис. … докт. юрид. наук. М., 2006.
11.Конджакулян К.М. Исполнительная власть и институт президентства: вопросы соотношения (административно-правовое исследование на примере Российской Федерации и Республики Армении): Дисс. … канд. юрид. наук. М.: ОПТМ РАГС, 2010.
12.Конджакулян К.М. Некоторые институциональные аспекты государственного управления: проблемы и пути совершенствования (сравнительное исследование) // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. № 12.
13.Конджакулян К.М. Некоторые проблемы в системе государственного управления (Сравнительно-правовой анализ) // Закон и право. № 11. 2014.
14.Конджакулян К.М. Предложения по усовершенствованию функциональных характеристик правительств Армении и России (Сравнительно-правовое исследование) // Право и образование. 2015. № 2.
15.Конюхова И. А. Конституционное право Российской Федерации : курс лекций. М. : Городец, 2003. 592 с.
16.Кутафин О. Е. Предмет конституционного права. М. : Юристь, 2001. 444 с.
17.Лазарев Л. В. Правовые позиции Конституционного Суда России. М. : Городец ; Формула права, 2003. 528 с.
18.Матюхин А.В., Давыдова Ю.А., Ушаков А.И., Азизбаева Р.С. Отечественная история. М., 2012.
19.Нерсесянц В.С. Проблемы общей теории права и государства. М., 2004. - 238 с.
20.Петров Г.И. Некоторые теоретические вопросы участия общественности в управлении государством // Правоведение. 1962. № 3.
21.Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2000 года № 10-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального Закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 25. Cт. 2728.
22.Российское народовластие: развитие, современные тенденции и противоречия / Авт.: А. Автономов, А. Иванченко, С. Королев и др.; Под общ. ред. А.В. Иванченко: Науч.-попул. изд. М.: Новое изд-во, 2005.
23.Социология. Основы общей теории : учебник для вузов. М. : НОРМА ; НОРМАИНФРА-М, 2002. 912 с.
24.Федорова И.А. Некоторые особенности гражданско-правовой ответственности органов власти // Научное и образовательное пространство: перспективы развития: Материалы Международной научно-практической конференции. 2015.
25.Хабриева Т.Я., Ноздрачев А.Ф., Тихомиров Ю.А. Административная реформа: решения и проблемы // Журнал российского права. 2006. № 2.
26.Чиркин В. Е. Государственная власть субъекта Федерации // Государство и право. 2000. № 10, С. 5–12.
27.Чиркин В. Е. Современная концепция территориального публичного коллектива (сообщества) и публичной власти // Вопросы правоведения. 2014. № 1.С. 11–34.
28.Чиркин В.Е. Конституционные проблемы власти народа // Конституция и законодательство. Книга 2. М., 2004.
29.Чиркин В.Е. О некоторых проблемах реформы Российской Конституции // Государство и право. 2000. № 6.
30.Шапсугов Д.Ю. Народовластие: опыт политико-правового исследования: Автореф. дис. … докт. юрид. наук. М., 1991. - 178 с.
31.Щедровицкий Г. П. Избранные труды. М. : Изд-во Школы культурной политики, 1995, 800 с.
32.Эбзеев Б. С. Конституция, власть и свобода в России: опыт синтетического исследования. М. : Проспект, 2014. 336 с.
33.Юдин. Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М. : Эдиториал УРСС, 1997.445 с.