Фрагмент для ознакомления
2
Этимология слова «гастрономия» относится к изысканности и вкусу, связанному со знанием качественных и аутентичных продуктов, блюд и напитков, характерных для данной географической области, их сочетания и потребления.
Можно утверждать, что гастрономия — это наука, изучающая взаимосвязь между культурой наций и потребляемыми ими блюдами/напитками. Её сфера включает в себя: искусство приготовления, сочетания и подачи обильных, деликатных, аутентичных и аппетитных блюд/напитков; стили и технологии приготовления пищи; территориальная специфика блюд и продуктов, из которых состоят блюда; тонкости кулинарного искусства на конкретных территориях и т. д. Частью процессов, сопровождающих гастрономию, являются: открытие, дегустация, исследование, понимание и описание методов приготовления блюд и напитков и сенсорных качеств их потребления в целом.
Частое употребление терминов «гастрономия» и «кулинария» как синонимов требует разграничения понятий. Первый имеет более широкое значение, поскольку исследует взаимодействие между едой, национальной культурой и идентичностью.
Второй имеет более узкое значение и относится к технологии приготовления и обработки кулинарной продукции. Следовательно, под понятием «гастрономический туризм» следует понимать поездки, для которых изучение местной еды и напитков является одним из основных мотивирующих факторов посещения данной туристской зоны. Это связано с поиском увлекательных, аутентичных, запоминающихся кулинарных впечатлений.
Гастрономия — это способ ознакомиться с социальными, культурными, религиозными, историческими и экономическими особенностями данного географического района. Продукт контекстуального вида туризма включает в себя динамическую и статическую деятельность, в частности, не только дегустацию еды и напитков, но и все активности, связанные с местными продуктами, культурой и наследием. Некоторые авторы дефинируют гастрономический туризм как «форму нишевого туризма, мотивированного знакомством с едой и/или напитками» [8]. Международная ассоциация кулинарного туризма (ICTA) определяет его как «стремление к уникальным и незабываемым впечатлениям от еды и напитков». ВТО интерпретирует это понятие как «форму туризма для туристов, которые планируют свои поездки частично или полностью с целью знакомства с кулинарными традициями или участия в деятельностях, связанных с гастрономией конкретного туристического направления».
Согласно академическим исследованиям в этой области, культурный контраст или различия между культурой принимающей страны и туристами делают гастрономические впечатления значимыми и уникальными, увеличивая намерение повторного посещения [3]. Исследователи подтверждают связь между имиджем местной гастрономии и удовлетворённостью туристскими впечатлениями [11]. Они установили, что имидж местной гастрономии оказывает значительное положительное влияние на намерение посетителя вернуться и рекомендовать это туристское направление.
Другие современные исследования подтверждают положительную связь между удовлетворением от еды и поведенческими намерениями. По мнению авторов, гастрономия является важной частью маркетингового микса туристских направлений, поскольку помогает туристам соприкоснуться с местной культурой. Физиологические потребности личности подразумевают потребление пищи и напитков несколько раз в день, соответственно гастрономия является той стороной культуры, с которой чаще всего контактируют туристы. Согласно К. М. Холл [16], внедрение гастрономии в брендинг туристских направлений обеспечивает:
увеличение прибыли — потребители с интересами в области гастрономии воспринимаются как сегменты с высокой доходностью;
кросс-маркетинг — гастрономический туризм может быть связан с другими туристскими продуктами и услугами (культурными достопримечательностями, природным наследием, обычаями), при этом потребители получают целостный продукт;
повышение имиджа туристской зоны — возможность популяризации местных продуктов питания, повышение привлекательности сельских территорий, активизация эффекта «Сделано в…» (“Made in…”).
Гастрономический туризм обогащает впечатления иностранных туристов местной культурой. Он включает в себя различные мероприятия, такие как посещение первичных и вторичных производителей местных продуктов, участие в фестивалях, посещение рынков, кулинарные демонстрации, дегустация высококачественных продуктов, посещение ресторанов или другие сопутствующие деятельности, связанные с едой. Он предназначен, с одной стороны, для туристов, ищущих знаний и опыта с новыми культурами, а с другой стороны, придаёт дополнительную ценность брендам туристских направлений.
Для того, чтобы понимать, откуда появилось понятие гастрономического туризма, необходимо обратиться к истории. Так, термин «гастрономический призм», являясь достаточно молодым видом призма, был введен в обращение в 1998г. Л. Лонгом - доцентом кафедры народной культуры в Университете Bowling Green в штате Огайо (США). Изначально гастрономический призм существовал в виде термина «кулинарный призм», суть которого заключалась в следующем: пробуя местную кухню, люди глубже познают культуру страны. На сегодняшний же день термин используется при формировании туристского продукта во многих странах мира.
Так в чем же заключается суть гастрономического призма? Согласно одному из определений гастрономический туризм - «это поездка, целью которой является ознакомление с национальной кухней страны и ее особенностями, способами и секретами приготовления блюд и, конечно, повышение уже имеющихся навыков в данной сфере. А гастрономический тур - это индивидуальная программа кулинарного путешествия, которая может включать в себя дегустацию блюд и напитков, ознакомление с процессом и технологией их приготовления и обучение у профессионалов своего дела».
Под гастрономическим туризмом понимают путешествие по странам и континентам для знакомства с особенностями местной кухни, кулинарными традициями, с целью отведать уникальные для приезжего человека блюдо или продукт. Э. Вульфом было дано следующее определение: «Гастрономический туризм – это поиск и наслаждение уникальной, незабываемой едой и напитками, как на другом конце Земли, так и на соседней улице. Ведь кроме путешествий по своей стране или всему миру, мы также можем стать гастрономическими туристами в своем регионе, городе или даже районе. «Путешествие» предполагает даже поездки по своему городу, а не только по своему региону, стране или даже планете. Расстояние, которое мы преодолеваем, не так важно, как сам факт того, что мы постоянно находимся в движении. Таким образом, все мы «путешественники» и все мы «едоки», а стало быть, все мы можем считаться гастрономическими туристами».
Нехаева Н.Е. и Терехова Ю.С. под гастрономическим туризмом понимают «поездку для ознакомления с особенностями национальной кухни страны, кулинарными традициями, особенностями производства и приготовления продуктов и блюд, а также обучения и повышения уровня профессиональных знаний» [14].
Фрагмент для ознакомления
3
Научная и учебная литература
1.Александрова, А.Ю. Международный туризм: учебник для вузов/ А.Ю. Александрова. - М.: Аспект Пресс, 2022. - 470 с.
2.Булискерия, А. Б. Гастрономический туризм как популярное направление в туризме / А. Б. Булискерия, Т. Г. Грушевицкая // Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского : Материалы региональной университетской научно-практической конференции, Калуга, 17–18 апреля 2019 года. – Калуга: ФБГОУ ВПО "Калужский государственный университет им. К.Э.Циолковского", 2019. – С. 322-327.
3.Ефремова, Е.В. Гастрономический туризм в контексте продвижения национальных идей и традиций / Е. В. Ефремова // Глобализация и русский мир: сб. ст. участников Всерос. науч.-практ. конф. Н. Новгород: Интерконтакт, 2023. С. 90-94.
4.Жигулева, Н. А. Гастрономический туризм как один из ключевых трендов в сфере туризма / Н. А. Жигулева // Современная медиасреда: традиции, актуальные практики и тенденции. Взгляд молодых исследователей : Статьи 19-ой Международной конференции студентов и аспирантов и XIII международного «Конкурса научных работ студентов, магистрантов, аспирантов и соискателей», Санкт-Петербург, 05–06 марта 2020 года. Том Выпуск 20. – Санкт-Петербург: Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет, 2020. – С. 65-71.
5.Чеглазова, М. Е. Гастрономический туризм, как трендовое направление в индустрии туризма / М. Е. Чеглазова, Г. В. Григорян // Приоритетные направления и проблемы развития внутреннего и международного туризма в России : материалы IV Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, Казань, 24 января 2020 года. – Симферополь: Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым "Крымский университет культуры, искусств и туризма", 2020. – С. 283-287.
Периодические издания
6.Байкадамова, А. Т. Гастрономический туризм - новый тренд для современного туризма / А. Т. Байкадамова, С. А. Шайсултанова, Л. Р. Зиязиева // . – 2020. – № 1(1). – С. 156-161.
7.Василенко, Е. В. Решение проблемы сезонности в туризме за счет развития гастрономического туризма в Краснодарском крае / Е. В. Василенко // Интегрированные коммуникации в спорте и туризме: образование, тенденции, международный опыт. – 2020. – № 1. – С. 27-30.
8.Гриненко, С. В. Гастрономический туризм как форма детского и семейного туризма / С. В. Гриненко, А. Д. Логинова // Профессорский журнал. Серия: Рекреация и туризм. – 2021. – № 2(10). – С. 41-53.
9.Киреева, Ю. А. Винный туризм как один из видов гастрономического туризма / Ю. А. Киреева // Научный вестник МГИФКСиТ. – 2020. – № 4(66). – С. 51-57.
10.Мерцалова, С. Л. Гастрономический туризм как приоритетное направление развития внутреннего туризма в России / С. Л. Мерцалова, О. В. Цыбакова // Вестник ОрелГИЭТ. – 2021. – № 4(58). – С. 10-14.
11.Сивашински, А. И. Событийно - гастрономический туризм, как дополнительный способ развития туризма в регионах России Федерации / А. И. Сивашински // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2020. – № 1. – С. 284-288.
12.Трегулова, И. П. Современный подход к развитию гастрономического туризма: оценка рынка гастрономического туризма Республики Крым и города Севастополя / И. П. Трегулова, Н. Ю. Гончарова // Приоритетные направления и проблемы развития внутреннего и международного туризма : материалы VI Международной научно - практической конференции, п. Форос, г. Ялта, Республика Крым, 13–14 мая 2021 года. – Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2021. – С. 275-280.
Интернет-ресурсы
13.Восточная кухня [Электронный ресурс]. – Режим доступа http:// vostok-kuhnya.ru
14.Восточная кухня [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.belfamily.by/vostochnaya-kuxnya.html
15.Кущева Н.Б., Бедяева Т.В. Гастрономический туризм как перспективный вид развития регионов России // СИСП. – 2024. – №12 (44). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gastronomicheskiy-turizm-kak-perspektivnyy-vidrazvitiya-regionov-rossii