Фрагмент для ознакомления
2
Государство - это совокупность людей, соединившихся в одно целое для обеспечения безопасности, осуществления политической власти и удо-влетворения социальных потребностей общества. В результате эволюции государство из незначительного объединения людей превратилось в обособ-ленную организацию политической власти, которая обладает формой прав-ления, политическим режимом и государственным устройством.
Форма правления является одним из древнейших понятий в истории образования государства (подразумевается государство как общее понятие). Первое упоминание понятия формы правления лежит в истоках становления Древней Греции. На различных этапах истории форма правления имела раз-личный смысл. Как пример, в аграрном обществе значение формы правле-ния определяло лишь каким образом передается государственная власть – по наследству или путем выборов. На более поздних этапах понятие формы правления стало иметь более глубокую структуру, власть монархов посте-пенно стала утрачивать доверие среди населения. На фоне всего этого увели-чилось представительство и роль обычных граждан во власти, это привело к развитию понятия формы правления. Граждан стали волновать более глубо-кие вопросы о том, как образуется власть, как строится вертикаль власти в государстве, как уравновешиваются полномочия между парламентом, пра-вительством и главой государства .
Форма правления показывает, как создаются высшие органы государ-ственной власти, их структуру, какие принципы лежат в основе взаимодей-ствия между государственными органами, как строятся взаимоотношения между верховной властью и гражданами, в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.
В современном мире каждое государство имеет свой уникальный набор свойств, формирующихся в процессе исторической эволюции под влиянием природных факторов, социально-экономического развития, религии и дру-гих аспектов. Несмотря на разнообразие современных форм государственно-го управления, можно выделить две основные - монархию и республику. Си-стема управления государством включает в себя разнообразные методы и способы организации структуры государственной власти, механизмы взаи-модействия с обществом и активное участие граждан в управленческих про-цессах.
В науке «теория государства и права» классически можно выделить две формы государственного правления. К таким формам можно отнести монар-хию и республику. Монархия – это такая форма правления, при которой власть, как правило, сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха и передается по наследству.
Для монархии характерен ряд признаков. Во-первых, при монархии власть сосредоточена в руках одного человека, который является монархом и обладает соответствующим титулом. Этот титул может отличаться у мо-нархов в разных государствах и исторических периодах. Например, на Руси монаршим титулом был титул князя (или великого князя). Начиная с сослов-но-представительного периода, при Иване Грозном, монарх получал титул царя, а после прихода к власти Петра Алексеевича – императора. В Европе, например, монаршим титулом является титул короля (или королевы), а в арабских странах – титул эмира, в Османской Империи – султан и т. д.
Что касается власти, она может быть сосредоточена в руках монарха как полностью, так и частично, в зависимости от вида монархии. Например, при абсолютной монархии власть неделима, она сосредоточена в руках мо-нарха в полной мере, а при ограниченной монархии власть монарха ограни-чивает сословно-представительный орган, или орган народного представи-тельства (парламент).
Во-вторых, при монархии власть монарха является пожизненной и пе-редается по наследству. Это значит, что, вступив на престол, монарх являет-ся правителем и обладает властью до самой смерти. При этом стоит иметь в виду, что не всегда смерть может являться причиной смещения монарха. Ис-тория знает немало случаев, когда монархов свергали путем государствен-ных (дворцовых) переворотов, обвиняли в преступлениях и предавали суду, а в некоторых случаях монархи сами отказывались от власти (отречение от престола) и т. д. После смерти монарха его власть обычно передается его наследнику. Например, в классических монархиях власть передается от отца к старшему сыну в случае наличия прямого наследника.
В-третьих, монархическая форма правления характеризуется полной юридической безответственностью монарха, соответственно, власть осу-ществляется в первую очередь с учетом интереса самого монарха. Это зна-чит, что монарха, исходя из принципов монархии, нельзя предать суду за любое управленческое действие или решение. Подобный принцип дает воз-можность монарху осуществлять власть, ставя в приоритет свои личные ин-тересы. Но, несмотря на это, в мировой истории немало случаев, когда мо-нархи привлекались к ответственности, даже к самой суровой.
Что касается республиканской формы правления, тут можно обозна-чить, что республика – форма правления, при которой высшая власть в гос-ударстве принадлежит выборному лицу или органам, которые избираются населением и несут перед ним ответственность. Республика, как и монархия, обладает рядом признаков. К таким признакам можно отнести следующие:
власть в республике сосредоточена в руках либо выборного ор-гана (парламента), либо в руках выборного лица (президента). Особенно-стью выборной власти является то, что она формируется непосредственно народом путем прямых выборов либо через представителей. Например, в ряде государств парламент может быть избран народом, что является пря-мым выбором, а когда президент выбран парламентом, это можно считать косвенным выбором;
власть в республике является сменяемой. Сменяемость власти, главным образом, выражается в том, что выборные органы осуществляют свои полномочия в течение заранее установленного конкретного срока. Например, Государственная дума Федерального Собрания Российской Фе-дерации избирается сроком на пять лет. По истечении данного срока прово-дятся новые выборы;
выборные органы, в отличие от монарха, осуществляют власть в интересах граждан, их избравших, при этом неся ответственность перед по-следними. К примеру, во многих республиканских государствах существуют целые процедуры досрочного прекращения полномочий парламентов и пре-зидентов, такие как вотум недоверия и импичмент, за совершение правона-рушений при осуществлении власти. Несмотря на то, что данные формы правления считаются самыми крупными и распространенными, тем не менее, как уже было сказано ранее, вследствие многих факторов, как внутренних, так и внешних, в современном мире становится все более и более актуальным понятие смешанных форм правления .
В научной литературе под смешанными формами правления понимают форму правления, которая сочетает в себе признаки как республики, так и монархии. Проблемой смешанных форм правления является то, что количе-ство признаков монархии и республики в составе смешанных государств сильно варьируется. Это значит, что если мы можем выделить устоявшиеся модели монархических государств (один правитель, возможно наличие или отсутствие парламента) и республиканских (выборность власти, наличие, пе-ревес в сторону президента или парламента), то смешанные государства ин-дивидуальны, а сочетание признаков монархии и республики в составе их форм правления всегда уникально.
Рассмотрим наиболее распространенные виды смешанных форм прав-ления. Первым видом можно считать республиканскую монархию. Респуб-ликанская монархия – это форма правления, при которой главой государ-ства является монарх, который осуществляет свою власть не пожизненно, а какой-то определенный временной промежуток. Например, к подобной фор-ме правления можно отнести форму правления Малайзии. Здесь данная форма правления реализуется следующим образом: в составе государства имеется ряд субъектов, каждый из которых возглавляется своим монархом. Раз в пять лет происходят выборы, по итогам которых один из этих монар-хов становится главой федеративного государства. Особенностью подобной формы правления является то, что главой государства тут может быть из-бран не любой человек, а только глава одного из субъектов, который факти-чески уже является монархом, в отличие от классической республики, где главой государства может быть избран любой человек, соответствующий определенным критериям, вне зависимости от происхождения. Подобие мо-нархической республики можно встретить и в российской истории. Речь идет о Новгородской феодальной республике, в которой князь избирался на народном собрании, при этом князем мог быть избран не каждый человек, а представитель княжеской династии.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аббасов, О.Т.О. Смешанные формы государственного правления / О.Т.О. Аббасов // Роль бизнеса в трансформации общества – 2022: Сборник материалов XVII Международного научного конгресса. – М., 2022. – С. 413–415.
2. Алексеев, С.С. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов / С.С. Алексеев. – Москва 1981. – 579 с.
3. Алексеев, С. С. Теория государства и права: учебник / С.С. Алексеев. – М.: Спарта, 2008. – 345 с.
4. Алимпиева Т. Г. Максименко Е. И. О проблеме толкования правовой категории «Форма правления» (кейс России и Казахстана) / Т.Г. Алимпиева, Е.И. Максименко // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: гуманитарные и общественные науки. – 2019– № 4.
5. Альбов, А.П. Теория государства и права в 2 т. Том 1. Общая часть: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / А. П. Альбов [и др.] ; под общ. ред. А. П. Альбова, С. В. Николюкина. – . : Издательство Юрайт, 2019. – 486 с.
6. Бакарджиев, Я.В. Переходный период в развитии государства и правовой системы / Я.В. Бакарджиев // Вестник ОмГУ. Серия. Право. –2019. – №4 (41). –С.103–104.
7. Батыр, К.И. История государства и права зарубежных стран / К.И. Батыр. – М.: Проспект, 2013. – 628 с.
8. Бикмурзина, Н.С. Нетипичные формы правления в современном мире / Н.С. Бикмурзина, А.Г. Потапкина // В сборнике: Приоритетные направления развития науки и образования. Сборник статей V Международной научно–практической конференции. – 2019. – С. 293–295.
9. Вихров, А.А. Понятие и сущность суверенитета / А.А. Вихров, М.В. Сальников, Г.А. Адамян, О.В. Биктасов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2005. – № 3. – С. 15 – 25.
10. Гаджиев, К. С. Политическая философия / К.С. Гаджиев. – М.: Экономика. – 2014. – С. 512 – 523.
11. Гомеров, И.Н. Государство и государственная власть: предпосылки, особенности, структура / И.Н. Гомеров. – М: ООО «Издательство ЮКЭА», 2002. – 761 с.
12. Горкаев, Д.В. Форма правления: понятие и виды / Д.В. Горкаев // В сборнике: Право, общество, государство: история, современные тенденции и перспективы развития. Сборник трудов IV Всероссийской с международным участием научно–практической конференции студентов и магистров. – Воронеж, 2024. – С. 41–43.
13. Долгих, Ф. И. Введение в юридическую профессию: учебник / Ф. И. Долгих, А. Е. Гутерман; под ред. Ф. Долгих. – Москва: Университет Синергия, 2019. – 404 с.
14. Еланидзе, Т.В. Нетипичные формы государственного правления современности / Т.В. Еланидзе // В сборнике: Инновационное развитие современной науки. сборник научных трудов по материалам XXXVIII Международной научно–практической конференции. – Анапа, 2021. – С. 10–13.
15. Зазнаев, О.И. Институт прямых президентских выборов в парламентских республиках / О.И. Зазнаев // Изв. Сарат. ун–та. Сер.: Социология. Политология. – 2018. – Том 18, вып. 1. – С. 82 – 86.
16. Зазнаев, О.И. Осмысление форм правления в зарубежной политической науке: новейшие дискуссии / О.И. Зазнаев // Политическая наука. – 2019. – № 1. – С. 10 – 33.
17. Исаев, И. А. Идея порядка в консервативной ретроспективе / И.А. Исаев. – М.: Проспект. – 2015. – 378 с.
18. Капошко, И.С. Унитарное и федеративное государство: сравнительный анализ / И.С. Капошко // В сборнике: Развитие науки и техники: механизмы выбора и реализации приоритетов. Сборник статей по итогам Международной научно–практической конференции. – Стерлитамак, 2022. – С. 148–150.
19. Касаткина, Е.М. Три ветви власти Швейцарской Конфедерации / Е.М. Касаткина // Сборник материалов межрегиональной научно–практической конференции с международным участием. – Елец, 2017. – С. 139 – 142.
20. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. чл.–корр. РАН, проф. М. В. Баглая, д. ю. н., проф. Ю. И. Лейбо и д. ю. н., проф. Л. М. Энтина. – М.: Норма, 2004. – 623 с.
21. Конституция в XXI веке: сравнительно–правовое исследование: монография / отв. ред. В.Е. Чиркин. – М.: Норма: ИНФРА–М, 2011. – 537 с.
22. Конституция Швейцарии (Швейцарской Конфедерации) от 18 апреля 1999 г. (на русском языке). [Электронный ресурс]. URL: https://web.archive.org/web/20090609155832/http://constitution.garant.ru/DOC_3864915.htm#sub_para_N_502 (дата обращения: 20.03.2025).
23. Коршунова, В.А. Республика как форма правления: принципы, исторические формы, виды, достоинства и недостатки / В.А. Коршунова // Вестник науки. – 2024. – Т. 3. – № 2 (71). – С. 169–177.
24. Лазарев, В.В. Общая теория государства и права. Учебник 3–е изд. – Юристъ, Москва; 2017. – 429 с.
25. Маклаков, В. В. Конституция Федеративной Республики Германии (текст приводится по сборнику «Конституции зарубежных государств: Учебное пособие. – 4–е изд., перераб. и доп. / В.В. Маклаков – М.: Волтерс Клувер, 2003. – 538 с.
26. Малько, А. В. Теория государства и права / А.В. Малько. – М.: «Дело» РАНХиГС, 2015. – 515 с.
27. Марченко, М.Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко. – Москва: Зерцало – М, 2020. – 720 c.
28. Миронова, Е. А. Монархия как форма правления в Великобритании: история и перспективы развития / Е.А. Миронова // Журнал «Вестник науки и образования». – Иваново: Олимп, 2016. – №7. – С. 76 – 78.
29. Михайлова, Е.М. Коллективный глава как форма управления государством / Е.М. Михайлова, С.В. Пушкарев // Социальная политика и социология. – 2011. – № 3 (69). – С. 128 – 138.
30. Московский, В.В. Затруднения во взаимоотношениях федеративного государства и субъектов Федерации по вопросам гражданства / В.В. Московский // Труды Института государства и права РАН. – 2008. – № 5. – С. 48 – 59.
31. Нагоев, К.И. Формы правления: характеристика и особенности / К.И. Нагоев // В сборнике: Современные научные исследования: проблемы, тенденции, перспективы. Сборник научных трудов по материалам XI Международной научно–практической конференции. – Анапа, 2023. – С. 43–47.
32. Науметов, Л.Ф. Республика как форма правления / Л.Ф. Науметов // Альманах молодого исследователя. –2022. –№ 12. –С. 43–45.
33. Оксамытный, В.В. Общая теория государства и права : учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» / В.В. Оксамытный. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2015. – 498 с.
34. Оксамытный, В.В. Общая теория государства и права: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» « / В.В. Оксамытный. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2021. – 451 с.
35. Осипян, Б. А Гарантии действенности актов главы государства и исполнительной власти / Б.А. Осипян // Конституционное и муниципальное право. – 2010. – № 4. – С. 45–50.
36. Петрова, М.А. Органы центральной власти современной Швейцарии: тенденции развития: автореф. дис. ... на соиск. учён. степ. канд. юрид. наук / М.А. Петрова. – Москва, 2014. – 29 с.
37. Плетников, В.С. Особенности интерпретации понятия «государство» в современной России / В.С. Плетников, М.С. Плетникова // Вестник Уральского юридического института МВД России. – 2019. – № 1. – С. 78.
38. Прокопук, М.М. Нетипичные формы правления в современном мире / М.М. Прокопук // В сборнике: Актуальные проблемы развития российского законодательства и практика его применения. Сборник научных статей по результатам Всероссийской научно–практической конференции с международным участием. – Ижевск, 2022. – С. 1099–1103.
39. Пушкарев, С. В. Квази–монархии (немонархические монархии) как особая форма правления / С.В. Пушкарев // Вестник РУК. – 2011. – №1. – С.45.
40. Пьянов, Н. А. Теория государства и права: учеб. пособие. В 2 ч. / Н.А. Пьянов. − Иркутск: Изд–во ИГУ, 2011. – Ч. 2. Теория права. − 391 с.
41. Радько, Т.Н. Теория государства и права / Т.Н. Радько. − Москва, 2022. − 752 c.
42. Савинов, Д.М. Формы правления и типы государственного устройства / Д.М. Савинов, Н.А. Петров, В.С. Кошкаров // Проблемы науки. – 2019. – № 2. – С. 83–84
43. Стародубский, Б. А. Политические режимы европейский буржуазных стран / Б.А. Стародубский. – Свердловск: Изд–во Урал. Ун–та, 1989. – 274 с.
44. Страшун, Б. А. Избранные конституции зарубежных стран / Б.А. Страшун. – М.: Юрайт, 2012. – 410 с.
45. Страшун, Б. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран / Б.А. Страшун. – М.: Проспект, 2013. – 458 с.
46. Теория государства и права : учебник / под ред. д–ра юрид. наук, проф. Г.Г. Бернацкого. – СПб. : Изд–во СПбГЭУ, 2020. – 462 с.
47. Чиркин, В.Е. Государствоведение: учебник / В.Е. Чиркин. – М.: Юристъ, 2000. – 450 с.
48. Шабуров, А.С. Теория государства и права. Учебник для юридических специальностей / А.С. Шабуров. – Курган, 2009. – 291 с.
49. Шевцова, Л.Ф. Проблема исполнительной власти в России / Л.Ф. Шевцова// Журнал демократии. – 2000. – Том 11. – № 1. – С. 32–39.
50. Шестернина, Д.С. Форма государственного правления в Российской Федерации / Д.С. Шестернина // Вопросы науки и образования. – 2018. – № 22 (34). – С. 54–57.