Фрагмент для ознакомления
2
Административно-правовой контроль за исполнением законодательства об охране общественного порядка является одним из направлений административной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации. Анализ действующего российского законодательства показывает, что в системе органов исполнительной власти, наделенных юрисдикционными полномочиями в сфере охраны общественного порядка, основную роль играют органы внутренних дел. [10]
Важным моментом в понимании сущности деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению административных правонарушений против порядка управления является определение предмета этой деятельности, а также субъекта указанных правонарушений.
В общем смысле управление означает руководство чем-либо или кем-либо. Среди большого разнообразия видов управления органы внутренних дел осуществляют контроль за исполнением законодательства об охране порядка одного из видов общественного управления – государственного управления.
Современная юридическая наука под государственным управлением в широком смысле понимает деятельность органов всех ветвей государственной власти, а в узком смысле — деятельность органов исполнительной власти, а также сферу организационно-распорядительной деятельности иных органов государственной власти.
Рассматривая юрисдикционные полномочия органов внутренних дел в области охраны общественного порядка, под общественным порядком следует понимать, прежде всего, последовательный ход направляющего воздействия органов исполнительной власти на жизнь граждан, общества и государства, то есть деятельность по реализации внешних функций этих органов.
Органы внутренних дел осуществляют функции административно-правового контроля за исполнением законодательства об охране общественного порядка путем предупреждения и пресечения административных правонарушений, предусмотренных главой 19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществляемых в пределах их компетенции, а также путем привлечения к ответственности лиц, их совершивших.
Указанную главу можно считать одной из центральных глав Кодекса, поскольку термин латинского происхождения «администрация» означает не что иное, как управление. [7]
Положения настоящей главы предусматривают ответственность за действия, причиняющие вред общественным отношениям, возникающие в процессе управленческой или административной деятельности, в первую очередь органов исполнительной власти. Органы внутренних дел, пресекая и предупреждая административные правонарушения, предусмотренные главой 19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, участвуют в обеспечении нормальной деятельности своих подразделений и иных органов исполнительной власти.
Поскольку под порядком управления понимается установленная законодательством последовательность действий в целях обеспечения воздействия управления, опосредованная правами органов исполнительной власти и обязанностями граждан, организаций и их должностных лиц, деятельность органов внутренних дел по административно-правовому контролю за исполнением законодательства об охране порядка управления обеспечивается широкой нормативной базой, состоящей из множества различных нормативных правовых актов, составляющих правовую основу порядка управления.
Сотрудники правоохранительных органов внутренних дел обязаны знать, помимо чисто «милиционных» направлений, правила регистрации транспортных средств и осуществления паспортной системы регистрации, а также другие, контроль за реализацией которых возложен на другие органы исполнительной власти. Объем этих территорий значителен.
Соответствующие документы содержат положения, устанавливающие: порядок изготовления, использования, хранения и уничтожения бланков, печатей и иных материалов, содержащих изображение Государственного герба Российской Федерации; правила добычи, производства, использования, обращения, получения, учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них; требования национальных стандартов, правила обязательной сертификации, требования нормативных документов по обеспечению единства измерений; правила, регулирующие виды некоммерческой деятельности, требующие получения специального разрешения; порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также многие другие.[6]
Все нормативные правовые акты, содержащие указанные правила, имеют одну общую черту: они действуют в одной сфере – в сфере управленческого порядка. Вместе с тем нормы, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность, по способу классификации с определенной долей условности можно разделить на несколько групп.
К первой группе относятся правила, регламентирующие порядок осуществления отдельных видов деятельности.
К ним относится, например, порядок изготовления, использования, хранения и уничтожения бланков, печатей и иных материалов, содержащих изображение Государственного герба Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке изготовления, использования, хранения и уничтожения печатей и бланков с изображением Государственного герба Российской Федерации» от 27 декабря 1995 г. № 1268 (в редакции от 8 июня 2001 г.) определяет порядок изготовления печатей и бланков с изображением Государственного герба Российской Федерации. Указанным постановлением установлено, что изготовление печатей и бланков с изображением Государственного герба Российской Федерации осуществляется только предприятиями штемпельной полиграфии и гравирования, имеющими лицензии, выданные бывшим Комитетом Российской Федерации по печати (ныне Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям) на соответствующий вид деятельности, и сертификаты о наличии технических и технологических возможностей для производства указанного вида продукции на надлежащем уровне качества.
Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них, а также ведения соответствующей отчетности определены постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них, а также ведения соответствующей отчетности».[5]
Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлен главой III Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ (в ред. от 29 июня 2004 г.) и отдельными нормативными актами.
Правила регистрации моторных транспортных средств и прицепов к ним в органах Государственной инспекции безопасности дорожного движения, согласованные с Министерством обороны Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, утверждены приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27 января 2003 г. № 59 «О порядке регистрации.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Арестова Е.Н. К вопросу о понятии и системе органов внутренних дел // Российский следователь. - 2017. - № 24. - С. 49-55.
2.Буркин А.И., Возжеников А.В., Синеок Н.В. Национальная безопасность России в контексте современных политических процессов. - М.: Изд-во РАГС, 2019. - 289 с.
3.Веремеенко И.И. Сущность и понятие общественного порядка // Советское государство и право. - 2022. - № 3. - С. 25-32.
4.Даньшин И.Н. Уголовно-правовая охрана общественного порядка. - Харьков, 1971. - 311 с.
5.Еропкин М.И. Управление в области охраны общественного порядка. - М.: Юридическая литература, 2021. - 412 с.
6.Кваша Л.Ф. Муниципальная власть и ее возможности по обеспечению охраны общественного порядка // Государственная власть и местное самоуправление. - 2021. - № 3. - С. 35-37.
7.Корякин Е.А. Административно-юрисдикционная деятельность как элемент административного процесса в государственном управлении // Государственная власть и местное самоуправление. - 2017. - № 10. - С. 15-19.
8.Куделич А.В. Уголовно-правовая охрана общественного порядка в современной России: Автореф. дисс.... докт. юрид. наук. - М.: БЕК, 2020. - 34 с.
9.Маракулин Д.А. К вопросу о сущности общественного порядка // Актуальные проблемы российского права. - 2019. - № 4. - С. 262-265.
10.Овчинникова Л.И., Попова Н.Ф. К вопросу привлечения общественных объединений к охране общественного порядка // Российский следователь. - 2016. - № 10. - С. 39-43.