Фрагмент для ознакомления
2
Традиционная роспись — это одно из наиболее ярких проявлений народного декоративно-прикладного искусства. Существует несколько разновидностей традиционной росписи, которые связаны с определёнными центрами русской народной живописи.
В настоящее время традиционная роспись не играет такой роли, как раньше. Однако она всё ещё вызывает интерес и пользуется спросом, хотя и в несколько изменённом виде. В основном традиционная роспись сохраняется в производстве сувениров, таких как матрёшки, пасхальные яйца и реже — посуда.
При этом мастер строго придерживается правил определённой разновидности традиционной росписи. В настоящее время допустимо использовать стилизации под различные виды росписи или под народную роспись в целом. Однако важно не смешивать всё подряд, так как это может привести к потере смысла. Это направление является естественным развитием искусства, и для его освоения необходимо иметь представление о существующих видах традиционной росписи, их особенностях и используемых техниках
Одним из самых древних видов народного творчества, который на протяжении многих столетий был неотъемлемой частью повседневной жизни и самобытной культуры народа, является искусство росписи.
Ещё в древности русские крестьяне украшали узорами посуду, игрушки и сундуки. Например, исследователи связывают традиции мезенской росписи с первыми славянскими племенами. Однако основные направления росписи окончательно сформировались в XVIII–XIX веках. В советское время, особенно после 50-х годов, многие из них пережили новое рождение. Расписные шкатулки, сундуки и подносы украшали дома по всему Советскому Союзу и были особенно ценны за рубежом [6, с. 110].
Традиции росписи успешно сохраняются и в современной России. Русское искусство во всём мире ассоциируется с яркими красками и пышными узорами. В наши дни мастерские не только сохраняют вековые традиции и технологии, но и создают новые сюжеты и интерпретации образов. За долгие века в разных регионах России сформировались уникальные художественные традиции и виды росписи.
Вот некоторые из них:
Мезенская;
Борецкая;
Уфтюжская;
Ракульская;
Городецкая;
Хохломская;
Гжель;
Жостовская;
Пучужская;
Федоскинская и т.д.
У каждой из этих росписей своя история, региональная принадлежность и правила изображений, каждый узор несет за собой определенный смысл. Объединяет их всех то, что они признаны народным достоянием и действительно ценятся в любое время [6, с. 110].
Усидчивость, кропотливость и многолетняя практика за спиной - то, чем должен обладать настоящий мастер росписи. Об одной из таких росписей был подготовлен данный курсовой проект.
XVIII веке в Поволжье, в деревнях, расположенных на берегах чистой и светлой речки Узоры, зародилось искусство, которое сегодня известно как городецкая роспись. Центром производства прялок и игрушек стал Городец. Именно там крестьяне создавали свои изделия, которые затем продавали на ярмарке в селе Городец. Поэтому роспись, украшавшая эти изделия, получила название Городецкой.
Именно так началась история городецкой росписи. Особенно популярными были городецкие прялки, которые в большом количестве продавались на Нижегородской ярмарке и расходились по всей России. Их охотно покупали благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы такими донцами хозяйки украшали стены вместо картин.
Вскоре элементы городецкой росписи стали использовать не только для украшения прялок, но и для многих предметов народного быта: стульчиков, корзин, коробок, солонок и игрушек.
Техника городецкой росписи уникальна по своему стилю, поэтому её сложно спутать с другими. Ни одно изделие не обходится без пышных гирлянд и букетов цветов, напоминающих розы и ромашки. Городецкие мастера не знали законов перспективы, поэтому их рисунки были плоскими. Но их работы всегда отличались удивительной лёгкостью и прозрачностью
Согласно толковому словарю В. И. Даля, слово «донце» означает «дощечку, на которую садится у нас пряха, втыкая в неё гребень». Когда работа была завершена, пряха вынимала гребень, а донце вешала на стену, где оно служило украшением избы. Поэтому мастера уделяли особое внимание украшению досок резьбой и росписью [4, с. 6].
Прялка была незаменимым инструментом в жизни крестьянки. Часто она становилась подарком: жених дарил её невесте, отец — дочери, муж — жене. Поэтому донце выбиралось нарядным и красочным, чтобы радовать и удивлять всех вокруг. Прялка передавалась из поколения в поколение, её берегли и хранили.
Для украшения досок мастера использовали уникальную технику — инкрустацию, которая редко встречается в народном искусстве. Фигуры вырезали из дерева другой породы и вставляли в соответствующие по форме углубления. Эти тёмные вставки из мореного дуба рельефно выделялись на светлой поверхности донца.
Используя древесину двух оттенков и простые инструменты, народные умельцы создавали настоящие произведения искусства.
Со временем мастера начали использовать подкраску донец. Яркое сочетание жёлтого фона с тёмным дубом, а также добавление синего, зелёного и красного цветов делало донца нарядными и красочными [4, с. 6].
Во второй половине XIX века сложная и трудоёмкая техника инкрустации уступила место скобчатой резьбе с подкраской, а затем стала преобладать живописная манера украшения. Сюжетами старинной Городецкой росписи были изображения птиц, цветов, всадников на конях, барышень и кавалеров, а также сцен из народной жизни.
Сегодня традиции старых мастеров продолжают и развивают народные умельцы, работающие на фабрике художественных изделий «Городецкая роспись» в городе Городце. Среди них есть лауреаты премии им. И.Е. Репина. Это Л.Ф. Беспалова, Ф.Н. Касатова, А.Е. Коновалов, Л.А. Кубаткина, Т.М. Рукина, А.В. Соколова.
Фрагмент для ознакомления
3
1.ГОСТ P 24404-80 – 2000. Межгосударственный стандарт изделия из древесины и древесных материалов покрытия лакокрасочные. Классификация и обозначения.
2.Алексунин В. А., Черная М. А. Россиийские художественные народные промыслы //Norwegian Journal of Development of the International Science. – 2018. – №. 20-2. – С. 8-14.
3.Арбат Ю.А. Русская народная роспись по дереву. – М. Изобразительное искусство, 1970. – 200 с
4.Артемьева А. В. Городецкая роспись. Проблема популяризации и специфика росписи //Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки. – 2022. – С. 5-9.
5.Бикташева А. А., Губарева А. Н., Жданова Л. У. Теоретические основы городецкой росписи //Наука и образование: новое время. – 2014. – №. 5. – С. 154-156
6.Галина М. В. Городецкая роспись от истоков до современности //Культура, образование и искусство: традиции и инновации. – 2020. – С. 110-113.
7.Денисенко И. А. Художественная роспись по дереву //Международная научно-техническая конференция молодых ученых. – 2020. – С. 6937-6941.
8.Дудина Л. В. Особенности городецкой росписи //Современные тенденции развития науки в молодежной среде. – 2017. – С. 591-595.
9.Копейкина А. П. Художественная роспись по дереву //Международная научно-техническая конференция молодых ученых БГТУ им. ВГ Шухова. – 2019. – С. 4420-4426.
10.Новикова П. А., Борзунов Г. И. Русские традиционные узоры как неисчерпаемый источник сохранения культуры и развития современного искусства //Международная научно-техническая конференция молодых ученых БГТУ им. ВГ Шухова, посвященная. – 2022. – С. 38-43.
11.Полежаев Ю. О. Художник росписи по дереву //М.: Издательский центр «Академия. – 2008. С. 99-103
12.Сасик К. С., Сизова И. Н. Роль и значение росписи по дереву в жизни и развитии современного человека //Современные проблемы высшего образования. теория и практика: Актуальные проблемы творческого образования в период пандемии. – 2021. – С. 560-563.
13.Свинарева М. А. Декоративно-прикладное искусство как средство сохранения народных традиций //Научный аспект. – 2020. – Т. 9. – №. 2. – С. 1133-1135.
14.Смолицкий, Б. Г. Художественные промыслы России/ Б. Г. Смолицкий, Т. Н. Скавронская.- М., 1989.
15.Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. – М: Высшая школа, 1992. – 159 с.
16.
17.Чиркова Е. Ю. Развитие стилистической взаимосвязи росписи по дереву и резьбы по дереву в историческом экскурсе культуры и искусства Московского региона России //Московский педагогический журнал. – 2021. – №. 2. – С. 104-112.
18. «Художественная роспись по дереву: Технология народных художественных промыслов: Учеб. Пособие для студентов.» Соколова Марина 2005 г. – 7 с.
19.Широкова А. А. Городецкая роспись: отражение быта и культуры народа на примере создания панно «первое свидание» //Лучшая студенческая статья 2021. – 2021. – С. 120-124.
20.Янкина А. С. Анализ орнаментального декора традиционного декоративно-прикладного искусства" Городецкая роспись" //Ростовский научный журнал. – 2019. – №. 2. – С. 273-279.
21.Роспись по дереву [Электронный ресурс] URL https://gim-muzej.narod.ru/p21aa1.html