Фрагмент для ознакомления
2
порядка.
6. Только государство располагает вооруженными силами и органами безопасности для обеспечения своей обороны, суверенитета, территориальной целостности и безопасности.
7. Отношение государства к закону. Закон является государственным регулирующим органом по связям с общественностью.
Функции государства являются основными направлениями внутренней и внешней деятельности государства.
В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни - внутренней или внешней - выполняются те или иные функции государства и каким задачам они служат в рамках политической или внешнеполитической деятельности, их подразделяют на внутренние и внешние функции.
Внутренние функции, охватывающие сферу внутренней, независимой жизни государства, непосредственно затрагивающие каждого члена общества, включают в себя следующие функции:
1. Экономический (разработка экономической стратегии, методы государственного регулирования, налогообложение, участие государства в экономической жизни).
2. Социальное (нормальные условия жизни, распределение социальных пособий, пенсионное обеспечение, здравоохранение, образование).
3. Правоохранительная деятельность. Эта функция государственной деятельности проявляется в обеспечении государством общественного и правового порядка, защите и защите прав и интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и государства от незаконных посягательств. Эта функция также направлена на защиту жизни, здоровья, чести и достоинства граждан, а также на защиту государственной и общественной собственности и защиту частной собственности [15].
4. Функция защиты окружающей среды. Охрана природы - дело всего общества, но только государство, обладающее необходимыми ресурсами и возможностями для мобилизации усилий всех организаций и граждан, может по-настоящему обеспечить охрану окружающей среды.
5. Культурно-просветительская функция. Общество в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин имел образование. Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает свободу творческой деятельности граждан. Юридическое образование имеет большое значение. Каждый гражданин Российской Федерации обязан знать законы своего государства и неукоснительно их соблюдать.
К внешним функциям, направленным на обеспечение существования государства в мировом сообществе, относятся:
1. Защита государства от вооруженного нападения со стороны других государств (национальная оборона). Эта функция является важнейшей деятельностью государства. Он направлен на защиту суверенитета и территориальной целостности государства, укрепление обороноспособности государства, совершенствование вооруженных сил и охрану государственных границ.
2. Поддержание международных политических отношений (дипломатическая деятельность), экономических и культурных связей. Граждане России, находящиеся за границей, защищены. Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех государств - сотрудничество с другими государствами, международное экономическое сотрудничество, политическое, культурное, научно-техническое сотрудничество и сотрудничество в области охраны окружающей среды.
3. Борьба с международной преступностью. В последнее время международная преступность продолжает расти. Незаконный оборот и контрабанда наркотиков, терроризм, торговля оружием - вот небольшой список наиболее опасных видов международных преступлений. Необходимость совместных действий государств по борьбе с международной преступностью очевидна.
4. Участие в международных экологических мероприятиях.
1.2 Формы государственного устройства
Форма правления - это структура высших органов государственной власти, порядок их формирования и распределение компетенций между ними.
Форма правления позволяет понять, как создаются высшие органы государства и какова их структура, как строятся отношения между высшими и другими государственными органами, как строятся отношения между высшей государственной властью и населением страны, в какой степени организация государственного управления зависит от того, как формируются высшие органы государственной власти и их структура.
По этим критериям формы правления делятся на: монархические (индивидуальные, наследственные) и республиканские (коллегиальные, выборные).
Монархия - это форма правления, при которой высшая власть осуществляется единолично и обычно передается по наследству.
Основными характеристиками классической монархической формы правления являются:
- наличие единственного главы государства, который пользуется своей властью на протяжении всей жизни (король, император);
- наследственный порядок передачи верховной власти по наследству;
- юридическая безответственность монарха.
Монархии делятся на: абсолютные; ограниченный; дуалистический; теократический; парламентский.
Абсолютная монархия - это форма правления, при которой высшая государственная власть по закону полностью принадлежит одному лицу [13].
Конституционная монархия - это форма правления, при которой власть монарха значительно ограничена одним представительным органом. Это ограничение обычно определяется конституцией, одобренной парламентом. Монарх не имеет права вносить поправки в Конституцию.
Конституционная монархия может быть парламентской и дуалистической. Признаки парламентской монархии:
- Правительство формируется из представителей определенной партии, получившей наибольшее количество голосов на парламентских выборах;
- Глава государства становится лидером партии;
- в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха практически отсутствует, она носит символический характер.;
- законы принимаются парламентом и официально подписываются монархом;
- согласно Конституции, правительство несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.
В дуалистической монархии государственная власть в два раза больше. Юридически и фактически власть разделена между правительством и парламентом. Правительство формируется независимо от партийной структуры парламента и не несет за это никакой ответственности.
В некоторых государствах монарх возглавляет не только светское, но и религиозное правительство страны. Таких монархов называют теократическими (Саудовская Аравия).
Республика - это форма правления, при которой высшая власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.
Общие черты республиканской формы правления:
- наличие единого и коллегиального главы государства;
- избрание главы государства и других высших органов государственной власти на определенный период;
- осуществлять государственную власть не по вашему приказу, а от имени народа;
- юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
- обязанность выполнять решения высшего органа государственной власти [3; 25].
Республики делятся на парламентские и президентские.
Парламентская республика - это разновидность современной формы правления, при которой парламент играет высшую роль в организации общественной жизни.
В такой республике правительство формируется парламентским путем. Глава государства в таких республиках избирается парламентом. Глава правительства назначается президентом. Он формирует возглавляемое им правительство. Основная функция парламента - законодательная деятельность и контроль над исполнительной властью.
Президентская республика - один из вариантов современной формы правления, которая, помимо парламентаризма, объединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.
Характерные особенности Президентской республики:
- внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;
- правительство несет ответственность перед президентом, а не перед парламентом;
- полномочия главы государства шире, чем в парламентской республике.
Президент имеет право распускать парламент, является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение и подписывает законы.
Форма правления - это тип территориальной организации государства или государств, образующих союз.
По форме правления все штаты можно разделить на три основные группы: унитарные, федеративные и конфедеративные.
Унитарное государство - унитарное, целостное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, подчиненных центральным органам власти и не имеющих признаков государственной независимости.
Особенности унитарного государства:
- единые высшие исполнительные, законодательные и судебные органы по всей стране, осуществляющие высшее руководство соответствующими органами;
- единая система законодательства, единое гражданство;
- составные части унитарного государства не обладают государственным суверенитетом;
- все внешние международные отношения осуществляются центральными органами, которые официально представляют страну на международной арене;
- он располагает объединенными вооруженными силами, руководство которыми осуществляется центральными властями.
Федерация - это форма правления; единое государство, представляющее собой объединение относительно независимых регионов (государственных образований).
Регалии:
- территория состоит из территорий отдельных ее субъектов;
- высшая исполнительная, законодательная и судебная власть принадлежит федеральным органам государственной власти;
- субъекты Федерации имеют право принимать свою конституцию, у них есть свои высшие органы государственной власти;
- существует гражданство Союза и гражданство субъектов Федерации;
- в парламенте есть палата, представляющая интересы членов Федерации;
- основная внешнеполитическая деятельность в объединениях осуществляется союзными федеральными органами [5; 21].
Объединения основаны на территориальных и национальных особенностях, которые во многом определяют характер, содержание и структуру государственного устройства.
Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов Федерации. Их деятельность зависит от полномочий федеральных (союзных) государственных органов. Субъекты территориальной федерации конституционно лишены права прямого представительства в международных отношениях. В территориальных объединениях конституционное право не предусматривает одностороннего выхода из Союза, а иногда и запрещает односторонний выход.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеев Н.Н. Основы философии права. СПб., 1999. 174 с.
2. Алексеев С.С. Общая теория права: в 2-х.т. М. : «Юридическая литература», 1981. Т. 2. 293 с.
3. Баранов П.П. Институты гражданского общества в правовом пространстве современной России: дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2003. 145 с.
4. Бачинин В.А. Неправо (негативное право) как категория и социальная реалия // Государство и право. 2001. № 5. С. 15-17.
5. Бойцов В.Я. Система субъектов советского государственного права. Уфа, 1972. С. 32–36.
6. Бондарь Н.С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия: защита прав человека Конституционным Судом Российской Федерации: монография. М.: Юстицинформ,, 2005. 592 с.
7. Бутылин В.Н., Гончаров И.В., Барбин В.В. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел [Электронный ресурс]: курс лекций. М.: Академия управления МВД России, 2007. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
8. Влазнев В.Н. Гражданское общество как предмет конституционно-правового исследования: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. 200 с.
9. Гегель Ф. Философия права. М., 1990. С. 6–7.
10. Горшкова С.А. Дерогация по Европейской конвенции и Россия // Московский журнал международного права. 1999. № 4. С. 83-84.
11. Грудцына Л.Ю. Адвокатура, нотариат и другие институты гражданского общества в России: монография / под ред Н.А. Михалевой. М.: Деловой двор, 2008. 352 с.
12. Затонский В.А. Гражданское общество и государство: противостояние или партнерство // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 17. С. 43-45.
13. Кондратьев .Ю., Ильин В.А. Азбука социального психологапрактика. М.: ПЕР СЭ, 2007. 464 с.
14. Кутафин О.Е. Государственное право Российской Федерации: курс лекций. Т. 1. М., 1993. 372 с.
15. Лазурский А.Ф. Классификация личностей / Под ред. М.Я.Басова, В.Н.Мясищева. Пг.: Гос. издво, 1921. 401 с.
16. Леонтьев А. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, 2005. 352 с.
17. Малько А.В. Правовая жизнь как общетеоретическая категория // Правовая наука и реформа юридического образования: сб. науч. тр. Вып. 10. Государственность и право современной России: Проблемы и развитие. Воронеж: Изд-во Воронежск. гос. ун-та, 1999. 322 с.
18. Матузов Н.И. Права человека и общерегулятивные правоотношения // Правоведение. 1996. № 3. С. 41-48.
19. Права человека: учебник для вузов / отв. ред. Е.А. Лукашева. М.: Норма, 2003. 524 с.
20. Реан А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. Спб. : Питер, 2010. С. 121.
21. Становление гражданского общества: Личность, самоуправление, власть: монография / под ред. Т.Д. Зражевской. Воронеж: Изд-во Воронежск. гос. ун-та, 2002. 187 с.
22. Субочев В.В. Законные интересы: монография / под ред. А.В. Малько М.: Норма, 2008. 359 с.
23. Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. М.: Юринформцентр, 1998. 780 с.
24. Уткин Д.В. Административное судопроизводство в системе правового государства // Правовая наука и реформа юридического образования. сб. науч. тр. Вып. 15. С. 328-340.
25. Утяшев М.М., Утяшева Л.М. Права человека: взгляд изнутри, или что знают о своих правах в российской глубинке // Права человека в российском правосознании. Опыт прикладного исследования. Уфа: Полиграфкомбинат, 2004. 127 с.
26. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М.: Междунар. педагогич. ака демия, 1994. 192 с.
27. Шершеневич Г.Ф. Общее учение о праве и государстве. М.: Типография Т-ва И.Д. Сытина, 1908. 513 с.
28. Эбзеев Б.С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности: монография. М.: Норма, 2007. 384 с.