Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Одним из актуальным методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения, является сказкотерапия. Сам термин «сказкотерапия» появился сравнительно недавно. Основателем метода комплексной сказкотерапии является Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева.
Сказкотерапия – это направление практической психологии, метод, который использует сказку для решения проблем и задач в области воспитания, коррекции психоэмоционального состояния дошкольников.
Дошкольный и младший школьный возраст является самым благоприятным с психологической точки зрения для коррекции психоэмоционального состояния, так как в данный период происходит становление эмоциональной сферы личности.
Один из современных методов "Сказкотерапия". Существенную лепту в её развитие вложили отечественные психологи и педагоги: М. В. Осорина, Е.Н. Лисина, Е.А. Петрова, А.Н. Азовцев, И.В. Вачков, Т.Д. Зинкевич - Евстегнеева, А.И. Константинова, Т.М. Грабенко, Д.В. Соколов, А.В. Гнездилов, а также зарубежные психотерапевты: Э. Фромм, Э. Берн, Б. Беттельхейм, Р. Гарднер, А. Менечетти. Их "разработкам" предлагают различные варианты сказкотерапевтического процесса работы с детьми.
В настоящее время психологи и терапевты проводят исследования, позволяющие изучить и описать воздействие сказок на подсознание и сознание детей. Главная особенность сказки состоит в том, что сказка — это выдуманная волшебная история со счастливым завершением. Она позволяет передавать опыт, умения, навыки, помогает ребёнку понять, где добро, а где зло. Большое количество сказок пронизано аллегориями, а также жизненным поведением.
В настоящее время сфера применения сказкотерапии значительно расширилась. Сказкотерапия эффективна как помощь при различных нарушениях в поведении ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста, которые заключаются в желании ребенка привлечь к себе внимание различными способами; когда ребёнок хочет взять всё под свой контроль; при желании ребенка отомстить; как средство снижения страхов, желание избежать неудачи. Постепенно происходит объяснение ребёнку смысла происходящего, неэффективный стиль поведения замещается на более продуктивный
Актуальность исследования позволила нам выявить противоречие между необходимостью коррекции страхов в младшем школьном возрасте посредством сказкотерапии и недостаточной разработанностью данного процесса в условиях современной образовательной организации. Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы возможности сказкотерапии в коррекции страхов в младшем школьном возрасте? Исходя из актуальности данной проблемы сформулирована тема исследования: «Сказкотерапия как метод оказания психологической помощи детям»
Объект исследования: психологическая помощь детям.
Предмет исследования: сказкотерапия как метод оказания психологической помощи детям.
Цель исследования: изучение сказкотерапия как метода оказания психологической помощи детям.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть особенности эмоциональных состояний детей младшего школьного возраста.
2.Проанализировать причины возникновения страхов у детей младшего школьного возраста.
3.Изучить роль сказкотерапии в коррекции эмоционального состояния детей.
4.Провести эмпирическое исследование уровня развития страхов у детей младшего школьного возраста.
5.Разработать коррекционную программ на основе сказкотерапии для коррекции страхов детей младшего школьного возраста.
6.Проверить эффективность разработанной программы
Методы исследования:
1. Анализ психолого – педагогической литературы по теме исследования.
2.Эмпирические: Проективная методика «Мои страхи» А.И. Захарова. Методика «Страхи в избушках» М.А. Панфиловой. Тест школьной тревожности Филлипса.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.
1 Теоретические аспекты сказкотерапии как метода психологической коррекции детей
1.1. Особенности эмоциональных состояний детей младшего школьного возраста
Эмоции проникают во все аспекты психики, окрашивая переживаниями любую человеческую деятельность. Изучая эмоциональную сферу младших школьников, важно учитывать субъективный характер эмоций, отражающих личную значимость событий и объектов для конкретного ребенка в конкретной ситуации. Эмоциональные состояния, возникающие в ходе жизни, влияют на поведение и интенсивность информационно-энергетического обмена [11, с.56].
Эмоциональные состояния – это одна из форм проявления эмоций, отличающаяся большей продолжительностью, измеряемой часами или днями. Они проявляются в виде раздражительности, радости, тревоги, а также различных нюансов настроения. Социальные факторы и индивидуальные особенности человека в значительной степени определяют эмоциональные состояния и способы их выражения. Эмоциональные состояния проявляются в разнообразных формах, таких как аффекты, страсти, стрессы, настроения и другие.
Эмоциональный мир младшего школьника во многом определяется продолжающимся физиологическим созреванием. Активно развивается лобная доля мозга, ответственная за планирование и самоконтроль, а нервная система становится более гибкой. Возбуждение преобладает над торможением, что влияет на нервно-психическую реактивность. Это может проявляться повышенной эмоциональной возбудимостью, а также негативизмом, агрессивным поведением и возникновением страхов.
Эмоции играют важную роль в психической жизни младших школьников. Дети еще не умеют контролировать свои чувства и проявляют их открыто и непосредственно – будь то радость, грусть или страх. Для них характерны эмоциональная неустойчивость, быстрота и интенсивность эмоциональных проявлений, частые смены настроения и склонность к аффектам. Окружающая обстановка оказывает непосредственное влияние на формирование эмоциональных состояний: знакомые и яркие события вызывают положительные эмоции, а незнакомая информация может не вызывать желаемой эмоциональной реакции [13, с.96].
Эмоциональное развитие играет ключевую роль в формировании ребенка, поскольку успешное общение и взаимодействие невозможны без способности распознавать и понимать эмоции окружающих, а также контролировать собственные чувства. Осознание своих эмоциональных реакций и переживаний является важным этапом в становлении личности младшего школьника.
В связи с недостаточным развитием тормозных процессов в коре головного мозга, эмоции детей этого возраста отличаются непосредственностью и яркостью проявления. Лицо и тело ребенка отражают его эмоциональное состояние. Преобладание активности подкорковых структур, отвечающих за первичные эмоциональные реакции, над регулирующим влиянием коры больших полушарий, обуславливает спонтанность и выраженность чувств, таких как смех или слезы.
Эмоциональные состояния младших школьников характеризуются аффективностью, склонностью к кратковременным проявлениям радости и печали, а также неустойчивостью. Они легко возбудимы, но также быстро успокаиваются. Отличительной чертой является впечатлительность и живость реакции на необычное, красочное и яркое. Преобладание процессов возбуждения над процессами торможения в нервной системе приводит к повышенной эмоциональной возбудимости и непоседливости [2, с.87].
Развитие эмоциональной сферы происходит постепенно, через взаимодействие с социумом, в различных видах деятельности, таких как обучение и игра. Эмоциональный багаж ребенка обогащается, углубляется, оказывая влияние на формирование его личности. Эмоциональное состояние младшего школьника обусловлено взаимодействием с учителем, учебным процессом, семейными отношениями, положением в коллективе класса. Психологу в школе необходимо владеть методами расширения эмоционального опыта ученика, что является важной задачей образовательной организации. Для понимания внутреннего мира ребенка, психологу важно создать условия для формирования интереса и позитивного отношения к учебе.
А.Н. Фоминова, изучая эмоциональные состояния, связанные с учебой, отмечает, что более половины младших школьников испытывают высокую тревожность при проверке знаний, часто из-за страха наказания или разочарования родителей. Еще одной причиной тревоги может быть трудность в освоении материала; школьная среда может существенно влиять на проявление негативных эмоций у ребенка [9, с112].
Эмоциональное благополучие возникает не только в образовательной среде, но и в домашнем кругу, где закладывается фундамент эмоционального интеллекта ребенка. Семейные отношения оказывают ключевое влияние на развитие различных аспектов эмоциональной сферы. Разнообразие эмоций играет важную роль в формировании личности младшего школьника, поскольку эффективное общение возможно лишь при условии умения управлять собственными чувствами и понимать эмоции окружающих.
В младшем школьном возрасте дети уже способны распознавать эмоции других, умеют отличать радость и восторг, но испытывают трудности с идентификацией грусти. Младшие школьники акцентируют внимание на выражении лица (не придавая значения языку тела), остаются импульсивными и спонтанными. Их эмоциональные реакции легко считываются по мимике, позе, поведению и жестам.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Артемьева Т. И. Развитие личности и ее способностей / Т.И. Артемьева - М.: АСТ, 2019. - 234 с.
2.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. / Л.И. Божович - СПб. Питер, 2020. - 215с.
3.Вачков И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. / И.В. Вачков М.: Академия, 2019. 144 с.
4.Вологодина Н. Г. Детские страхи днём и ночью. / Н.Г. Вологодина - М.: Логос, 2021. - 106 с.
5.Гнездилов А. В. Авторская сказкотерапия: дым старинного камина. Сказки доктора Балу. / А.В. Гнездилов - СПб: Речь, 2020. - 290 с.
6.Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. / А.И. Захаров - СПб: Союз, 2020. - 448 с.
7.Зинкевич - Евстигнееева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. / Т.Д. Зинкевич - Евстигнееева - СПб: Речь, 2022. - 240 с.
8.Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству (Теория и практика сказкотерапии). / Т.Д. Зинкевич - Евстигнееева - СПб: Златоуст, 2021. - 352 с.
9.Зинченко В. П., Мещеряков Б. Г. Психологический словарь. / В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков - М. Пресс, 2019. - 438 с.
10. Иванова Н. И. Сказка в развитии младших школьников / Н.И. Иванова - М.: Логос, 2020. - 236 с.
11.Кудинов С. А. Психология младшего школьника. / С.А. Кудинов - М.: Юнити, 2020. - 631 с.
12.Макарова Е. Г. Преодолеть страх или искусство – терапия. / Е.Г. Макарова - М. Школа-Пресс, 2023. - 303 с.
13.Мухина В. С. Детская психология. / В.С. Мухина - М.: Логос, 2022. - 147 с.
14.Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. / Р.В. Овчарова - М.: Сфера, 2023. - 351 с.
15.Панфилова М. А. Игротерапия общения. / М.А. Панфилова - М.: АСТ, 2020. - 192 с.
16.Прихожан А. М. Страхи у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. / А.М. Прихожан - М.: Модэк, 2020. - 303 с.
17.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн - СПб. Питер, 2019. - 720 с.
18.Семаго М. М. Организация и содержание деятельное психолога специального образования. / М.М. Семаго - М.: Аркти, 2020. - 336 с.
19.Сиденко А. Сказка в обучении младших школьников // Народное образование. 2019. № 8. - С.134-142.
20.Шишова Т.Л. Лечение сказкой. / Т.Л. Шишова - М.: Сельская школа, 2019. - 246 с.
21.Шорохова О. А. Играем в сказку: сказкотерапия. / О.А. Шорохова - М.: Сфера, 2020. - 208 с.
22.Эльконин Д.Б. Детская психология. / Д.Б. Эльконин - М.: Академия, 2022. - 364 с.