Фрагмент для ознакомления
2
В условиях современной экономики России создание образовательных учреждений может происходить в виде казённых, бюджетных и автономных учреждений.
Создание казённых учреждений образования происходит с целью исполнения работ и услуг для реализации разного рода полномочий органов власти. Сфера их деятельности строгим образом обозначена в их уставе и не может выйти за пределы. Осуществлять казённые учреждения приносящую доход деятельность могу, только если такого рода возможность представлена в их уставе. Доходы, которые поступают от такого рода деятельности, должны быть направлена в бюджет учредителя такого образовательного учреждения.
Создание бюджетных учреждений происходит с целью обеспечения разного рода полномочий органов власти в обрасти науки и образования.
Создание автономных учреждений происходит с целью подобных бюджетным учреждениям целей. У них имеется право самостоятельного распоряжения движимым и недвижимым их имуществом, которое было куплено за счёт внебюджетных ресурсов. Помимо субсидий, у автономного учреждения имеется право использования и иных источников, которые не запрещены законом.
Различия в видах государственных и муниципальных образовательных учреждений состоит в степени самостоятельности в финансовом плане: автономным учреждением получаются доходы в 100% от приносящей их деятельности, а у казённого учреждения происходит передача доходов от услуг и работ платного характера в бюджет собственного учредителя.
В системе государственной власти России казенные образовательные учреждения занимают одно из важнейших мест, выступают в качестве важнейших субъектов финансово-экономических и производственных отношений.
В качестве основы экономической деятельности казенного образовательного учреждения выступает казна. Ее экономический смысл - в том, что она является финансовыми ресурсами государства, централизованными государственными источники финансов, включая и средства федерального бюджета, бюджетов субъектов, имущество государства, которое при этом не закреплено за государственными образовательными учреждениями.
Согласно ст. 221 Бюджетного кодекс РФ (БК РФ) , в качестве основного метода ведения хозяйства казенных образовательных учреждений выступает сметное финансовое обеспечение согласно КОСГУ – классификации операций сектора управления государства (рис. 1).
В качестве одного из главных признаков казенного учреждения выступает некоммерческий характер деятельности, т.е. безвозмездность предоставления услуг и их финансовое обеспечение за счет бюджетов определенных уровней бюджетной системы. Казенные учреждения являются единственными государственными учреждениями, которыми сохраняется статус участников всего бюджетного процесса.
Их финансовое обеспечение проводят «сверху» посредством распределения ресурсов бюджета, а не посредством зарабатывания у потребителей. По данной причине, финансовое положение казенных образовательных учреждений, состояние их расчетов с кредиторами и др. дебиторами в большей степени находятся в зависимости не от числа и качественного уровня услуг, а от своевременности и полноты выделенных средств из определенного уровня бюджета .
Казенные учреждения находятся в гораздо больше тесной связи и взаимодействии с общественными финансами, чем все иного рода звенья финансовой системы страны, потому что любого характера изменение в бюджете находит отражение, в первую очередь, в финансах такого образовательного учреждения, а недополучение средств ведет к недофинансированию сумм его затрат.
Для казенных образовательных учреждений предусматривается казначейская система бюджетного исполнения. Над финансовым обеспечением казенных образовательных учреждений ведет очень жесткий контроль, включая и за экономностью и рациональностью расходования выделенных им ассигнований из бюджета. Казенными образовательными учреждениями расходуются средства бюджета государства только согласно их целевому назначению по определенной бюджетной смете, а это значит строгость соблюдения финансовой дисциплины.
Объемы ассигнований, которые показаны в смете по каждой отдельно взятой статье расходов, выступают в качестве предельно допустимых. В том случае, если суммы расходов в размере принятых казенным образовательным учреждением обязательств выше тех показателей, которые представлены в утвержденной на отчетный период смете, такого рода использование средств бюджета признают нецелевым. За подобные «ошибки» предусмотрены определенного рода санкции и наказания.
К примеру, согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), применение средств бюджета на те цели, которые не соответствуют условиям их получения, если в такого рода действии не содержится уголовно наказуемое деяние, влечет за собой наложение штрафа административного характера на должностных лиц образовательного учреждения величиной от 4000 до 5000 руб., а на юридических лиц – от 40 тыс. до 50 тыс. руб. В связи с тем, что форма организации казенного образовательного учреждения - промежуточное звено между бюджетными учреждениями государства и ГУПами, в организации ведения их финансово-хозяйственной деятельности и учета есть определенного особенности, которые еще не полным образом представлены в действующих нормативных документах. В качестве задач развития финансового обеспечения казенных образовательных учреждений могут быть приведены такие :
1. Задача обеспечения соответствия функционирования казенного образовательного учреждения целям стратегического характера и приоритетам развития российского субъекта, современным требованиям потребителей образовательных государственных (муниципальных) услуг.
2. Задача укрепления связей между числом выделяемых казенному образовательному учреждению средств бюджета и его результатами.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (в ред. от 26.12.2024) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (в ред. от 03.02.2025) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/.
3. Федеральный закон от 03.11.2006 №174-ФЗ (в ред. от 21.11.2022) «Об автономных учреждениях» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_63635/.
4. Федеральный закон от 08.05.2010 №83-ФЗ (в ред. от 28.12.2024) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_100193/.
5. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (в ред. от 28.02.2025) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/6435040c38bb1f7667a3151d7470eb0be25c36cd/.
6. Постановление Правительства РФ от 26.06.2015 №640 (в ред. от 04.02.2025) «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (вместе с «Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания») [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_181991/.
7. Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 №363 (в ред. от 14.12.2024) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_322085.
8. Приказ Минфина России от 29.11.2017 №209н (в ред. от 04.10.2024) «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_284955/.
9. Приказ Минфина России от 27.02.2018 №32н (в ред. от 16.12.2019) «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_298348/.
10. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» (утв. Минфином России) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_429950/.
11. Абаев Г.И., Каллагов Б.Р., Касимов К.М. Некоторые актуальные подходы к финансированию учреждения образования в современной России // Бюллетень Владикавказского института управления. – 2024. - №67. – С.7-18.
12. Бердиева А.Х. Роль системы образования в условиях рыночной экономики // Наука через призму времени. – 2025. - №1. – С.24-26.
13. Бутакова О.А. Особенности организации финансов в образовательных учреждениях // Структурные преобразования экономики территорий: в поиске социального и экономического равновесия: сборник научных статей конференции. – Курск: Университетская книга, 2024. – С.74-77.
14. Буш Д. А. Теоретические основы управления финансами муниципальных образовательных организаций // Молодой ученый. – 2023. – №9 (456). – С. 80-85.
15. Висаитова Б.Х., Газиева Я.З., Бакашев Э.Д. Экономическая эффективность в современной образовательной среде // Прикладные экономические исследования. – 2023. - № S2. – С.60-65.
16. Гапонова В.А. Особенности финансирования муниципальных образовательных учреждений // Экономика и право – 2023: сборник статей науч.-практ. конференции. – Петрозаводск: Новая Наука, 2023. – С.155-159.
17. Горобцова Л.П., Цыганков И.С. Современные подходы к вопросам развития сферы образования // Проблемы современной экономики. – 2023. - №4. – С.175-178.
18. Зарипова Р.С., Рочева О.А., Хаялеева А.Д. Организация работы студентов в информационной среде ВУЗа // Russian Journal of Education and Psychology. - 2023. - Т.14. - № 2-2. – С.39–44.
19. Захарчук Л.А. Экономика образовательного учреждения: учебное пособие // 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2024. - 180 с.
20. Иксанова Л.Р., Дериджи Л.П. Менеджмент в бюджетных образовательных учреждениях: проблемы и решения // Инновационная наука. – 2024. - №2-2. – С.146-148.
21. Коврижных О.Е., Мингалеева О.В. Учетная политика организации как инструмент управления финансовыми результатами деятельности // Путеводитель предпринимателя. - 2023. - №29. – С.163–169.
22. Козина О.А. Особенности дополнительных источников финансирования образовательных организаций // Инновационный потенциал развития науки в современном мире: сборник трудов конкурса научно-исследовательских работ. – Уфа: Вестник науки, 2024. – С.45-48.
23. Натробина О.В. Проблемы децентрализации бюджетного финансирования образования // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2024. - №1-2. – С.85-87.
24. Ноева Е.Е., Климова Д.М. Особенности организации системы финансирования сферы образования на муниципальном уровне // Управленческий учет. – 2024. - №10. – С.244-252.
25. Разумовская Е.А., Щипанов И.А. К вопросу об оценке эффективности бюджетных расходов в системе финансирования образования // Финансовая экономика. – 2023. - №11. – С.133-135.
26. Рочева О.А., Зарипова Р.С., Бекетова С.И. Информационные технологии как основы парадигмы в образовании с целью развития общества // Russian Journal of Education and Psychology. - 2023. - Т. 14. - № 2-2. – С.85–89.
27. Салимбаева Ш.Д., Курманова Г.К., Барахатов Б.И. Концептуальные подходы к финансированию образовательной сферы // Вестник Западно-Казахстанского инновационно-технологического университета. – 2024. – Т.29. -№1. – С.219-227.
28. Семенихин В.В. Бюджетное финансирование образовательных организаций // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2022. – №20. – С. 25-32.
29. Серова О.А., Ильина Н.А. Способы финансирования деятельности образовательных организаций высшего образования: организационно-правовые вопросы // Власть Закона. – 2023. - №4. – С.82-94.
30. Федорова О.А., Давыдова Л.В., Скорлупина Ю.О. Финансы бюджетных учреждений: учебное пособие для вузов. – М.: Издательство Юрайт, 2023. - 138с.
31. Хамидуллина Ф.Р., Рочева О.А., Зарипова Р.С., Хуснутдинов А.М. Основы нормирования затрат на образовательные услуги в инклюзивном образовательном учреждении // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2024. – Т.5. - №5. – С.237-242.
32. Харькова О.М., Филиппова А.В. Применение финансовых инструментов в управлении образовательным учреждением // Экономика и предпринимательство. – 2023. - №6. – С.1024-1029.
33. Юревич С.Н., Санникова Л.Н., Левшина Н.И. Управление образованием. – СПб.: Лань, 2022. - 424с.
34. Юсупов Н.А., Разаков Ш.Р., Магомедов М. К вопросу о развитии образования в современной России // Актуальные проблемы науки и образования в условиях современных вызовов (шифр – МКАП 25): сборник материалов конференции. - М.: Печатный цех, 2023. – С.121-124.