Фрагмент для ознакомления
2
В период младшего школьного возраста у детей имеются большие резервы для осуществления развития. Поиск данных резервов и обеспечение максимального их применения представляет собой одну из наиболее важных задач, стоящих перед возрастной психологией и педагогической психологией. Когда ребенок начинает учебу в школе, в процессе обучения наблюдается перестройка всех имеющихся у него познавательных процессов, ребенок приобретает качества, которые присущи взрослым. Это обусловлено участием детей в новых для них видах деятельности и системах отношений, в рамках которых нужны новые психологические качества.
При этом все познавательные процессы детей должны обладать произвольностью, продуктивностью и устойчивостью. Так в процессе обучения дети должны длительное время иметь повышенное внимание, отличаться усидчивостью, хорошим восприятием и запоминанием учебного материала.
Осуществление углубленной и продуктивной умственной работы основывается усидчивости младшего школьника, на умении сдерживать свои эмоции и регулировать естественную двигательную активность, концентрировать и поддерживать внимание на учебной задаче, а это в период обучения в младшем школьном звене могут делать порой не все малыши. Они нередко подвержены быстрому утомлению, усталости.
В период младшего школьного возраста происходит закрепление и дальнейшее развитие важных человеческих характеристик относительно познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и речи).
Согласно Л.С. Выготскому, «натуральные» процессы ближе к окончанию рассматриваемого периода перейдут в «культурные», т.е. станут высшими психическими функциями, которые имеют связь с речью, отличаются произвольностью и опосредствованностью. Это связано с влиянием основных видов деятельности, составляющими основу занятости ребенка этой возрастной категории как дома, так и образовательном учреждении: учебная деятельность, общение, игровая и трудовая деятельность. Ребёнок осваивает специальные действия, позволяющие сосредоточиться на учебе, осуществлять сохранение в памяти информации, представить себе то, что выходит за рамки уже знакомого [3].
Важно отметить, что произвольность всех познавательных процессов у ребенка в период младшего школьного возраста связана только с волевыми усилиями, когда дети организуют себя под воздействием разного рода обстоятельств или исходя из собственного побуждения. В обычных условиях ребенку является еще достаточно сложным организация своих психических функций, ориентируясь на уровень высших достижений в рамках человеческой психики.
Л.С. Выготский считает, в процессе школьного обучения у детей возникает необходимость произвольного запоминания. В ходе учебной деятельности ребенку просто необходимо запоминание. Произвольная память в младшем школьном возрасте выступает в качестве основополагающей функции в рамках учебной деятельности.
Утверждения Л.С. Выготского поддерживает А.Н. Леонтьев, рассматривающий в качестве центрального новообразования относительно памяти ребенка младшего школьного возрасти развитие ее произвольности. Запоминание становится целенаправленным, внутренним действием, ему отводится новое место в рамках структуры деятельности младшего школьника [11].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Березина, Д. П. Развитие памяти младших школьников / Д. П. Березина // Студенческая наука и XXI век. – 2018. – № 16. – С. 39-41.
2. Боднар, А. М. Психология памяти : курс лекций / А. М. Боднар. – Москва : Флинта ; Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2018. – 96 с.
3. Выготский, Л. С. Лекции по психологии / Л. С. Выготский. – Москва : Перспектива, 2022. – 148 с.
4. Дибирова, З. С. Развитие памяти в процессе учебной деятельности / З. С. Дибирова // Педагогическая теория и практика : сохраняя прошлое, создаем будущее : сборник материалов IV Международной научно-практической конференции / сост. Н. У. Ремизова, Б. В. Рыкова. – Астрахань, 2022. – С. 251-254.
5. Дулунц, А. Н. Система запоминания учебной информации младшими школьниками на уроках математики в условиях цифровой образовательной среды / А. Н. Дулунц, Б. В. Сергеева // Развитие математической одаренности младших школьников в современной образовательной среде : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – Киров, 2022. – С. 104-107.
6. Зеленцова, А. К. Развитие произвольной памяти в условиях инклюзивного образования / А. К. Зеленцова, А. И Скоробогатова // Преемственная система инклюзивного образования: теория и эффективные практики: материалы XI Международной научно-практической конференции. – Казань, 2022. – С. 61-64.
7. Косенкова Е. Ю. Мнемотаблицы как средство развития памяти и связной речи младших школьников / Е. Ю. Косенкова, М. А. Пазенко // Национальные приоритеты современного российского образования: проблемы и перспективы: сборник научных статей и докладов XV Всероссийской научно-практической конференции c международным участием / отв. ред. Т. Н. Шурухина, Е. В. Глухих. – Владивосток, 2022. – С. 159-163.
8. Лапп, Е. А. Развитие произвольной памяти у младших школьников. Программа, разработки занятий / Е. А. Лапп, С. Ж. Хайрушева. – Москва : Учитель, 2020. – 115 с.
9. Леонтьев, А. Н. Лекции по психологии / А. Н. Леонтьев. – Москва : Смысл, 2019. – 511 с.
10. Литвак, М. Е. 10 методик развития мышления и памяти / М. Е. Литвак. – Москва : АСТ, 2018. – 286 с.
11. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. – Санкт-Петербург : Питер, 2018. – 320 с.
12. Ляудис, В. Я. Память в процессе развития / В. Я. Ляудис. – Москва : МПСИ, 2018. – 287 с.
13. Милованова, Л. А. Развитие мнемических способностей младших школьников на уроках русского языка : учебное пособие / Л. А. Милованова, С. В. Никифорова. – Москва : Университетская книга, 2021. – 106 с.
14. Муромская, Е. В. Психологические механизмы и эффективные методы запоминания информации / Е. В. Муромская, М. Е. Морозова, В. П. Филатов // Электронные системы и технологии : сборник материалов 58-й научной конференции аспирантов, магистрантов и студентов БГУИР. – Минск, 2022. – С. 636-638.
15. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития и бытия личности / В. С. Мухина. – Москва : Наука, 2022. – 671 с.
16. Немов, Р. С. Общие основы психологии / Р. С. Немов. – Москва : Владос, 2020. – 687 с.
17. Пойда, Е. Е. Память и ее значение в жизни человека / Е. Е. Пойда, М. И. Сюсюра // Современные проблемы цивилизации и устойчивого развития в информационном обществе : сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции. – Москва, 2022. – С. 60-63.
18. Поморцева, С. В. Развитие памяти и внимания у младших школьников посредством интерактивной доски / С. В. Поморцева, О. А. Дзюбина // Детство, открытое миру : сборник материалов XII Всероссийской научно-практической конференции c международным участием. – Омск, 2022. – С. 158-160.
19. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в 2 ч. Часть 1. Система работы психолога с детьми разного возраста : практическое пособие / Е. И. Рогов. – Москва : Юрайт, 2023. – 412 с.
20. Романов, В. Н. Мнемотехника в учебном процессе школьников : учебник / В. Н. Романов, Т. В. Модестова. – Санкт-Петербург : Инкери, 2019. – 215 с.
21. Романова, Л. В. Развитие памяти младших школьников в образовательном процессе начальной школы / Л. В. Романова // Детский сад, школа, вуз : психолого-педагогическое сопровождение развития личности : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Ульяновск, 2022. – С. 694-698
22. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии : учебник / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург : Питер, 2018. – 720 с.
23. Рыбакова, Н. Н. Развитие памяти у обучающихся в процессе обучения / Н. Н. Рыбакова, К. Д. Усенова // Архитектурно-строительный и дорожно-транспортный комплексы : проблемы, перспективы, инновации : сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, приуроченной к проведению в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий. – Омск, 2022. – С. 687-690.
24. Сибирякова А. В. Мнемотехника на уроках русского языка в начальной школе как средство успешного овладения учебно-языковыми понятиями / А. В. Сибирякова // Детский сад, школа, вуз: психолого-педагогическое сопровождение развития личности : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Ульяновск, 2022. – С. 698-702.
25. Фрицковская, П. Г. Развитие памяти младших школьников в процессе обучения / П. Г. Фрицковская // Социально-педагогические вопросы образования и воспитания: материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Чебоксары, 2022. – С. 199-201.
26. Хаченкова, М. С. Память и методики ее изучения / М. С. Хаченкова // Молодежь и будущее: профессиональная и личностная самореализация : материалы XI Международной научно-практической конференции. – Владимир, 2022. – С. 135-137.
27. Черемошкина, Л. В. Память. Закономерности воспроизводства учебного материала : монография / Л. В. Черемошкина, Т. Н. Осинина. – Москва : Юрайт, 2019. – 234 с.