Фрагмент для ознакомления
2
Динамичное развитие института «глава администрации субъекта Федерации» начинается со времени после августовских событий 1991 года, которые привели к преобразованию системы «Совет - исполком». В результате полученных Президентом России от Съезда народных депутатов чрезвычайных полномочий, главы администраций были назначены им взамен председателей исполкомов. Соответствующее правовое «наполнение» данного института началось с момента вступления в силу закона Российской Федерации «О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации» от 5 марта 1992 года [6].
Уставы субъектов РФ дают иную юридическую интерпретацию позиции главы администрации (губернатора). Статус губернатора (главы администрации) не ограничивается только процедурой его избрания. Однако его значение, прежде всего, определяется позицией "этого органа" в системе государственной власти субъекта федерации.
В настоящее время говорить о самостоятельности "губернаторской" власти сложно, даже если губернатор является высшим должностным лицом субъекта федерации, поскольку его статус прямо связан с руководством исполнительной властью. Это положение не изменится даже при наличии самостоятельного центра исполнительной власти - правительства, поскольку фактически главой правительства является сам губернатор.
Единая система исполнительной власти формируется для решения вопросов, которые находятся в компетенции российской федерации, а также вопросов, которые относятся к совместной компетенции. Часто один и тот же государственный орган осуществляет компетенцию, как федерации, так и субъектов федерации в вопросах совместной компетенции. Учитывая это, субъекты регулярно поднимают вопрос о необходимости оказывать существенное влияние на организацию и функционирование этих органов исполнительной власти.
При раскрытии правового характера части государственной власти, которую осуществляет руководитель администрации (губернатор), необходимо в первую очередь выделить ряд аспектов, характеризующих суть его власти. Главенствующими здесь являются исполнительная и распорядительная деятельность, а не процесс его избрания. Представительная власть по-прежнему ограничена в своих возможностях воздействия на руководителя исполнительной власти, чтобы заставить его действовать в их интересах.
Известно, что в уставах некоторых субъектов Российской Федерации содержатся специальные положения, которые определяют правовой статус первого заместителя главы администрации или вице-губернатора. И это не случайно. Главная задача заключается в своего рода "распределении ролей" между лицом, которое занимает должность главы исполнительной власти, и его заместителем. Высокопоставленные должностные лица субъектов Российской Федерации, обладающие государственными полномочиями и имеющие особый правовой статус, могут действовать и в качестве политических деятелей. При решении оперативных вопросов часто важную роль играют первые заместители, которые, в результате приобретают также и политическое влияние.
Выделяются следующие основные способы формирования института вице-губернатора в уставах субъектов федерации:
1. Назначение губернатором. Обычно в этом случае статус вице-губернатора не имеет особых отличий от других заместителей губернатора.
2. Назначение губернатором с согласованием законодательного органа власти. Такая формулировка обычно предусматривает отдельную норму, посвященную правовому статусу вице-губернатора.
3. Выборы проводятся одновременно с выборами губернатора законодательным (представительным) органом власти. В этом случае вице-губернатор получает власть, как от законодательного органа, так и от президента РФ. Однако его полномочия ограничены и его нельзя отправить в отставку губернатором без согласия президента РФ.
Также следует отметить, что первый заместитель губернатора (вице-губернатор) выполняет важную роль в стабилизации политической обстановки в случае экстремальных ситуаций и может координировать деятельность силовых структур в целях противодействия терроризму.
Губернатор является высшим должностным лицом субъекта федерации и возглавляет трехзвенную систему исполнительной власти, формирует органы исполнительной власти на территории субъекта федерации. Первый заместитель губернатора (вице-губернатор) является должностным лицом в системе исполнительной власти области и исполняет обязанности высшего должностного лица субъекта федерации в соответствии с законодательством. Правовой статус губернатора и его первого заместителя должен быть четко и подробно закреплен как в уставах субъектов РФ, так и на федеральном уровне.
1.2 Система оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ
Несомненно, оценка эффективности деятельности органов власти - важный элемент в процессе государственного управления. Ведь в противном случае не будет понятно, в каком направлении следует развивать систему управления, как выявлять и решать насущные управленческие проблемы и т.п. Поэтому в науке уделяется внимание институту оценки эффективности деятельности органов власти, в том числе на региональном уровне.
Названный институт является широко обсуждаемым исследователями и практиками и вместе с тем крайне дискуссионным. Даже его базовые положения не имеют одинакового подхода. В частности, нет единого понятия «эффективность деятельности органов исполнительной власти». Следует привести некоторые из трактовок.
По мнению В.П. Орешина, эффективность работы исполнительных органов власти и государства в целом определяется следующим образом: нужно понять, удовлетворены или нет потребности членов общества. То есть цели государственного управления должны совпадать с потребностями граждан [27, С.16].
Представляется, что эффективность деятельности исполнительных органов власти должна оцениваться путем учета максимально широкого перечня показателей не только экономических, но и социальных, политических и др. Ведь органы власти, в том числе территориальные, призваны решать общественно значимые задачи во всех сферах жизни. Иными словами, оценивая эффективность работы исполнительных органов власти, нужно учитывать все элементы, которые в своей совокупности характеризуют состояние территории, качество жизни населения, безопасность государства и т.п.
Система оценки эффективности деятельности исполнительных органов власти, как и сама деятельность этих субъектов, крайне разнообразна. Поэтому некоторые исследователи выделяют различные аспекты эффективности, которые нуждаются в оценке. Следует назвать некоторые из них [26]:
- экономическая эффективность. О ней можно говорить, если экономическая политика, проводимая в стране, привела к росту экономических показателей;
- социальная эффективность. Для неё характерно то, что проводимая в стране социальная политика решает проблемы в социальной сфере, т.е. качество и уровень жизни человека растёт (категории населения или общества в целом) [18, С. 57];
- эффективность отраслевого, регионального управления и др.
Несмотря на все сложности рассматриваемого института, в современной России складывается и уже функционирует система оценки эффективности деятельности исполнительных органов власти. Сразу следует отметить, что она является сложной, включающей в себя различные виды и элементы.
Так, по мнению О.И. Есиной, система оценки эффективности деятельности исполнительных органов власти на современном этапе развития исследуемого института включает в себя:
1) комплексную методику аттестации государственных и муниципальных служащих, т.е. отдельных должностных лиц;
2) систему оценки эффективности управления территорией;
3) систему оценки эффективности управления отдельным учреждением (организацией).
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 [последняя редакция] // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ): принят Государственной Думой 21.10.1994: [последняя редакция] // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.
3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ: [последняя редакция] // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.
4. О муниципальной службе в Российской Федерации: Федеральный закон от 02.03.2007г. № 25-ФЗ [последняя редакция] // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.
5. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ: [последняя редакция] // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.
Литература
6. Абубакаров, CM Анализ информационных технологий в государственном и муниципальном управлении // Инновации Наука. Образование. 2023. №77. С. 119-127.
7. Адокина, С.Ю. Государственное и муниципальное управление как основа публичной службы // Евразийская адвокатура. 2023. №3(62). С. 125.
8. Андриянов, В.Н. Эффективность местного самоуправления: критерии и показатели : статья / В.Н. Андриянов, В.В. Трубников // Известия Байкальского государственного университета. - 2021. - № 1. - С. 139-142.
9. Афанасьева, О.Н. Механизм государственного и муниципального управления развитием инноваций в России // Академическая публицистика 2023. № 1-2. С. 52-63.
10. Баринов, М.А. Анализ ключевых показателей результативности региональной экономической политики // Наука Красноярья. 2020. Т. 9. № 2- 2. С. 7-11.
11. Белокуров, Е. Проблемы оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации // Федерализм. 2024. №1. С. 17-28.
12. Бокдалетов, В.В. Эффективность деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ // материалы Ивановских чтений. 2024. №1-1 (10). С. 229.
13. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление : учеб. / И.А. Василенко. - М.: Гардарики, 2023. - 317 с.
14. Васильев, А.А. Стратегическое управление : учебное пособие / А.А. Васильев. - М.: МГУ, 2024.
15. Ермолаева, В.А. Экономическая география и регионалистика : учебное пособие / В.А. Ермолаева. - М.: Флинта, Наука. 2020. - 248 с.
16. Глазунова, Н.И. Система государственного и муниципального управления Москва, 2020. 365 с.
17. Есина, О.И. Направления совершенствование системы государственного и муниципального контроля деятельности органов государственного и муниципального управления // Муниципальная академия 2023. №1. С. 7-13.
18. Журавлев, П.В. Технология управления персоналом. Настольная книга менеджера : учебное пособие / П.В. Журавлев, Н.К. Карташов, Ю.Г. Одегов, Н.К. Маусов. - М.: «Экзамен», 2024. -576 с.
19. Зейнутдинов, М.И. Формы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в субъекте Российской Федерации // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2023. №4 (79). С. 140- 144.
20. Зимин, В.А. Эффективность взаимодействия органов местного самоуправления с населением и общественными организациями : статья / В.А. Зимин // Современные гуманитарные исследования. - 2023. - № 5 (66). - С. 119-122.
21. Зинченко, И.Ю. Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ // Социально-экономические явления и процессы. 2021. №1 (059). С. 14-18.
22. Иванов, В.В. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий : учебник / В.В. Иванов. - М.: ИНФРА-М, 2021. - 382 с.
23. Игнатов, В.Г. Государственное и муниципальное управление в России: теория и организация : учебное пособие / В.Г. Игнатов. – Ростов/н/Д: Феникс. - 2021. - 382 с.
24. Камолов, С.Г. Диалектика инновационного // Вестник МГОУ. Серия: Экономика. 2023. №4. С. 31.
25. Касаева, Э.Д. Направления противодействия коррупции в системе государственного и муниципального управления // Интернаука. 2023. № 10- 1 (280). С. 44-47.
26. Копылов, ИА. Комьюнити-менеджмент в сфере государственного и муниципального управления: преимущества и недостатки // Вестник науки 2023. Т. 2. № 5 (62). С. 332-339.
27. Орешин, В.П. Система государственного и муниципального управления : учебное пособие / В.П. Орешин. - М.: ИНФРА-М, 2021. - 320 с.
28. Чиркин, В.Е. Система государственного и муниципального управления : учебник / В.Е. Чиркин. - М.: Юристь, 2023. - 159 с.
29. Шамахов, В.А. Современные инструменты мониторинга эффективности и результативности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации на региональном и местном уровнях : статья / В.А. Шамахов // Экономика качества. - 2021. - № 8. - С. 61-66.
30. Щербакова, Н.В. Местное самоуправление в России: теория и практика : учебное пособие / Н.В. Щербакова. - Ярославль: Феникс, 2021. - 150 с.