Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1 Понятие о скорости, скоростных способностях и быстроте 6
1.2 Анатомо-физиологические особенности младшего школьного возраста …………………………………………………………………………………….9
1.3 Методы и подходы к развитию скоростных способностей 14
1.4 Комплекс упражнения для развития скоростных способностей 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ 23
Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Целью физического воспитания в школе является развитие навыков и умений детей, поддержание здорового образа жизни, развитие физических качеств, обучение использованию двигательного опыта, обеспечение быстрого освоения новых движений, развитие силы и выносливости.
Основным направлением физкультурной работы со школьниками является формирование самостоятельных потребностей и привычек регулярных занятий физкультурой. Занятия по физическому воспитанию призваны научить ребенка движениям, которые он будет использовать на протяжении всей своей жизни.
Повышение уровня различных скоростных способностей является первостепенной задачей в процессе физического воспитания. Это связано с тем, что важно выбирать упражнения разной скоростной сложности и новизны.
Степень разработанности проблемы исследования. Исследования Э. С. Вильчковского, В. И. Ляха, Э. Я. Степаненковой, Г. Ю. Фомина, Ж. К. Холодова показывают, что младший школьный возраст является наиболее подходящим периодом для развития быстроты и координационных способностей.
Детей младшего школьного возраста отличает активное развитие моторики, хорошая восприимчивость к обучению новым физическим навыкам, а также стремление к активным играм и соревнованиям. Поэтому важно правильно организовать учебно-воспитательный процесс с учётом психофизиологических особенностей, используя адаптированные методики, которые способствуют формированию у детей скоростных способностей.
Все вышеперечисленных позволило сформулировать проблему исследования: каковы особенности развития скоростных способностей у обучающихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры?
Цель – рассмотреть особенности применения средств и методов развития скоростных способностей в младшем школьном возрасте.
Объект –развитие скоростных способностей обучающихся младшего школьного возраста.
Предмет – средства и методы развития скоростных способностей обучающихся младшего школьного возраста.
Гипотеза – мы предполагаем, что анализ учебно-методической литературы позволит выявить особенности применения средств и методов развития скоростных способностей в младшем школьном возрасте и определить наиболее эффективные для данной возрастной группы.
Задачи:
1.Рассмотреть понятия «скоростные способности», «быстрота» в научной литературе;
2. Описать возрастные особенности развития скоростных способностей в младшем школьном возрасте;
3. Рассмотреть методы и подходы к развитию скоростных способностей у младших школьников;
4. Раскрыть использование упражнений в практике физического воспитания скоростных способностей у обучающихся младшего школьного возраста.
Методы: сбор, анализ, синтез научно-методической литературы по проблеме исследования.
Методология исследования основой для написания работы послужили исследования
- основные положения теории и методики физического воспитания и спорта (Л.П. Матвеев, Ж.К. Холодов, и др.);
- базовые положения теории оптимального функционирования систем физического воспитания на разных этапах онтогенеза (В.И. Лях, Ю.Ф. Курамшин и др.).
Теоретическая значимость результатов исследования позволяет раскрыть особенности комплекса упражнений в развитии скоростных способностей у обучающихся младшего школьного возраста.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных информационных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Понятие о скорости, скоростных способностях и быстроте
В процессе физического воспитания у обучающихся идёт развитие и совершенствование всех физических качеств – силы, ловкости, гибкости, скорости. Скорость выступает одним из центрических физических качеств, так как от проявления скорости зависит способность обучающегося быстро преодолевать расстояния.
В современных исследованиях под скоростными способностями принято понимать возможности человека, которые обеспечивают ему выполнение двигательных действий за минимально возможный для данных условий, временной промежуток. Согласно такому подходу были выделены элементарные (скорость реакции, скорость одиночного движения, частота или темп движений) и комплексные формы проявления скоростных способностей [12].
Многочисленными исследованиями определено, что скорость является комплексным двигательным качеством, которое выражается через различные двигательные действия. Скоростные способности делятся на две формы: комплексная и элементарная (быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений (Рисунок 1).
Фрагмент для ознакомления
3
Барчуков И. С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика : учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений / И. С. Барчуков, А. А. Нестеров; под общ. ред. Н.Н. Маликова.- 3-е изд.- М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 528 с.
Бурова А. А. Особенности развития скоростных способностей детей младшего школьного возраста // Вестник науки. 2023. №12 (69). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-skorostnyh-sposobnostey-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 25.03.2025).
Васильков А. А. Теория и методика физического воспитания. Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. 381 с.
Гуровец, Г. Возрастная анатомия и физиология. Основы профилактики и коррекции нарушений в развитии детей / Г. Гуровец. – М.: Владос, 2019. – 702 с.
Давронов, Н. И. Организационно-педагогические условия раннего занятия настольным теннисом в детско-юношеских спортивных школах / Н. И. Давронов, А. У. Эргашев // Проблемы науки. 2021. №5 (64). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya-rannego-zanyatiya-nastolnym-tennisom-v-detsko-yunosheskih-sportivnyh-shkolah (дата обращения: 18.03.2025).
Демидова, И. В. Возрастные особенности и развитие двигательных способностей младших школьников / И. В. Демидова // Молодой ученый. – 2020. – № 9 (299). – С. 186-188. – URL : https://moluch.ru/archive/299/67773/ (дата обращения 22. 03.2025).
Дмитриева Т.В., Михайлов А.Ю. Методика развития скоростных способностей у обучаемых младшего школьного возраста средствами под -вижных игр // Наука-2020. 2019. № 10 (35). С. 96-99.
Ермолаев, Ю.А. Возрастная физиология: Учебное пособие для студентов высших и средних профессиональных учебных заведений физической культуры / Ю.А Ермолаев.; Гос. комитет РФ по физической культуре, спорту и туризму. – Москва : СпортАкадемПресс, 2001 - 443 с.
Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности физической культуре и спорте : учеб, пособие / Ю.Д. Железняк, П.К.Петров. – М.: Академия, 2002. – 264 с.
Захаров, Е.Н. Энциклопедия физической подготовки/ Е.Н. Захаров, А.В. Карасев, А.А. Сафонов. – М.: Лептос. 1994. – 368 с.
Кучеренко Д. А., Лукьянова Л. М. Воспитание скоростно-силовых качеств на уроках волейбола у учащихся среднего школьного возраста // Наука-2020. 2019. №7 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-skorostno-silovyh-kachestv-na-urokah-voleybola-u-uchaschihsya-srednego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 25.03.2025).
Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития / В.И. Лях. - М.: Терра - Спорт, 2000. - 192 с.
Матвеев, Л. П. Теория и методика физического воспитания: Учебник для институтов физической культуры / Под ред. Л. П. Матвеева. - Т. I – М.: Издательский центр «ФиС». – 2006. – 304 с.
Миронов Д. Д. Влияние подвижных игр и эстафет на динамику скоростных способностей детей младшего школьного возраста // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2023. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-podvizhnyh-igr-i-estafet-na-dinamiku-skorostnyh-sposobnostey-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 25.03.2025).
Озбетелашвили Р. Г. Методика развития скоростных способностей у учащихся младшего школьного возраста // Наука-2020. 2019. №10 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-razvitiya-skorostnyh-sposobnostey-u-uchaschihsya-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 25.03.2025).
Поплавский, Л. Ю. Развитие физических качеств баскетболистов : метод, пособие для тренеров по баскетболу / Л. Ю. Поплавский, 3. М. Хромаев. - Кемерово : 2006. - 111 с.
Потамов Д.А. Воспитание быстроты у младших школьников в процессе занятий подвижными играми // Проблемы и перспективы физи -ческого воспитания, спортивной тренировки и адаптивной физической культуры: сб. материалов Всерос. с междунар. участием науч. -практ. конф. Казань: Изд-во ПГАФКСиТ, 2018. С. 558-563.
Савченко М.Б. Совершенствование методики развития быстроты у школьников младших классов // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2022. № 1. С. 104-109.
Сапин, М. Р. Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма: учебник / М. Р. Сапин, В. И. Сивоглазов. – М.: Academia, 2013. – 384 c.
Справочник учителя физической культуры / авт.-сост. П. А. Киселев, С. Б. Киселева. Волгоград : Учитель, 2011. 251 с.
Федюкович, Н.И. Анатомия и физиология человека: учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2017. – 573 с.
Фролова С. М. Особенности развития физических качеств у младших школьников // Наука-2020. 2018. №4 (20). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-fizicheskih-kachestv-u-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 25.03.2025).
Чопик Я.А., Брыкина В.А., Переузник А.З. Эстафеты в системе физического воспитания школьников // Наука-2020. 2021. № 8 (53). С. 181— 189.
Шмелькова А.А. Игра - путь познания мира // Молодой ученый. 2014. № 18 (77). С. 676-678.
Ярлыкова О.В., Гусаим Д.В. Развитие скоростных способностей у младших школьников на уроке физической культуры // Гуманитарный научный журнал. 2017. № 1. С. 122-126.