Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1. КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ ………………………………………....5
1.1. Характеристика компетентностного подхода и общее представление о компетенциях……………………………………………………………………… 5
1.2. Профессиональные компетенции и требования к квалификации государственных служащих Санкт-Петербурга…………………………………..10
2. ГАРАНТИИ И ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА…………....17
2.1Правовое регулирование и гарантии осуществления компетенций государственными служащими Санкт-Петербурга………………………………17
2.2. Оценка профессиональных компетенций государственных служащих Санкт-Петербурга…………………………………………………………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….......26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………………........28
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, идеи компетенций приобретают все большую популярность. Компетентностный подход позволил повысить уровень эффективности оценки сотрудников и профессиональной деятельности в различных сферах деятельности, в том числе в сфере государственной гражданской службы. Необходимо понимать, что представляют собой компетенции государственных служащих, чтобы выявить те профессиональные качества, которые необходимо развивать гражданам, занимающим должности государственной службы.
Объектом исследования являются профессиональные компетенции.
Предметом исследования является профессиональные компетенции государственных служащих Санкт-Петербурга.
Относительно степени освещенности и разработанности темы следует сказать, что в настоящий момент вопрос компетенций государственных служащих является разработанным, однако отдельные дискуссии относительно профессиональных компетенций продолжаются и в настоящее время. Компетенции сотрудников являются предметом исследования ученых и практиков как в прошлом, так и в настоящее время. Среди исследователей следует выделить Дж. Равена, Т. Коккерила. В современной России вопрос компетенций остается предметом дискуссий и исследований в целях внедрения и адаптирования компетентностного подхода в работу организаций и государственных органов.
Целью исследования курсовой работы является изучение профессиональных компетенций государственных служащих на примере Санкт-Петербурга. Для достижения поставленной цели поставлены задачи:
1. изучить характеристики компетентностного подхода и дать общее представление о компетенциях;
2. изучить профессиональные компетенции и требования к квалификации государственных служащих Санкт-Петербурга;
3. изучить правовое регулирование и гарантии осуществления компетенций государственными служащими Санкт-Петербурга;
4. рассмотреть оценку профессиональных компетенций государственных служащих Санкт-Петербурга.
Методологическую основу исследования составляет метод анализа литературы и нормативно-правовых актов по рассматриваемой теме, используется метод историко-научного анализа литературы. При написании работы применяется метод обобщения, метод конкретизации, метод сравнения. В качестве обработки данных используется метод качественного описания.
Базой исследования являются нормативно-правовые акты, а также учебная и научная литература.
Структуру курсовой работы составляет две главы. В первой главе два параграфа, во второй главе также два параграфа. Каждый параграф посвящен решению соответствующей задачи курсовой работы. Также структуру работы составляет титульный лист, введение, заключение и список использованных источников.
Изучение профессиональных компетенций государственных служащих Санкт-Петербурга невозможно без общего представления о компетенциях и сущности компетентностного подхода
1 КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
1.1 Характеристика компетентностного подхода и общее представление о компетенциях
Компетентностный подход является основой формирования профессиональных компетенций государственных служащих. В 1970-х годах в США началось становление образования, основанного на компетенции. В настоящее время российская образовательная система использует основные положения компетентностного подхода[ Осейчук В.И. Теория государственного управления. Юрайт, 2024. С. 76
].
В настоящее время компетентностный подход набирает все большую популярность в управлении персоналом. Следует отметить, что для государственных организаций компетентностный подход является достаточно новым.
Современный этап компетентностного подхода представляют два научных направления. Первое направление является ресурсным подходом, второе направление является результативным подходом. Ресурсный подход определяет компетенции как способности государственного служащего, то есть как ресурс деятельности государственного служащего. Результативный подход предусматривает рассмотрение компетенций в контексте результативности деятельности государственного служащего. Таким образом, согласно результативному подходу, эффективная работа государственного служащего предполагает действия в соответствии с соответствующими стандартами.
Компетентностный подход подразумевает наличие двух похожих друг на друга понятий. Данными понятиями являются компетенция и компетентность.
Компетенция представляет собой характеристику потенциального качества государственного служащего, которая позволяет описать готовность сотрудников к эффективной деятельности в определенной ситуации. Компетентность представляет собой динамическое качество государственного служащего, развивающееся от полученного в процессе образования набора профессиональных качеств до высшей степени мастерства. Компетентность сотрудника является комплексом компетенций. Компетентность формируется в процессе накопления опыта в определенной сфере деятельности.
Существующая модель компетенций представляет собой набор компетенций, а также индикаторов поведения сотрудника, которые необходимы данному сотруднику для выполнению функций. Данный набор компетенций проявляется в определенных ситуациях и времени, в определенной организации с корпоративной структурой и целями организации[ Осейчук В.И. Теория государственного управления. Юрайт, 2024. С. 76.
].
В Российской Федерации существуют стандарты профессиональной деятельности. Профессиональный стандарт является документом, в котором отражается квалификационный уровень работника, позволяющий работнику выполнять профессиональные обязанности в соответствии с теми требованиями, которые предъявляются к соответствующей должности. Стандарты профессиональной деятельности работников включают требования к личностным и деловым качествам работников, содержат описание квалификации специалистов в соответствующей области деятельности. В стандарты профессиональной деятельности включено описание основных видов деятельности в соответствующей сфере, правила повышения квалификации, стандарт профессиональной этики. Следует отметить, что в Российской Федерации внедрение профессиональных стандартов в сфере муниципального и государственного управления развито довольно слабо.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. № 273. 25.12.1993.
2. Федеральный закон от 16.07. 1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (ред. от 29.10.2024) // Российская газета. 21.07.1999, № 139.
3. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ред. от 01.01.2025) // Российская газета. 20.12.2001, № 247.
4. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 19.08.2024) // Российская газета. 31.07.2004, № 162.
5. Федеральный закон от 29.12. 2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (ред. от 01.01.2025) // Российская газета. 31.12.2006, № 297.
6. Закон Санкт-Петербурга от 30.05.2005 № 224-28 «О гарантиях деятельности лиц, замещающих (замещавших) государственные должности Санкт-Петербурга // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 28.03.2025).
7. Закон Санкт-Петербурга от 17.07.2013 № 448-81 «О системах оплаты труда работников государственных учреждений Санкт-Петербурга» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 28.03.2025).
8. Методический инструментарий по формированию кадрового состава государственной гражданской службы Российской Федерации (по состоянию на 25 июля 2024 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации: URL: https://internet.garant.ru (дата обращения 27.03.2025).
9. Справочник квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей государственной гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих (утв. Министерством труда и социальной защиты РФ).
Учебная литература
1. Борещевский Г.А. Государственная служба : учебник / Г.А. Борщевский. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 305 с.
2. Егоров В.П. Современная организация государственных учреждений в России : учебник / В.П. Егоров. – Москва : Лань, 2020. – 204 с.
3. Овсянников Ю.Н. Государственное управление : учебник / Ю.Н. Овсянников. – Москва : НИЦ ИНФРА-М, 2024. – 284 с.
4. Овсянникова О. А. Этика государственной службы и государственного служащего : учебник / О.А. Овсянникова. – Москва : Лань, 2023. – 280 с.
5. Осейчук В.И. Теория государственного управления : учебник и практикум для вузов / В.И. Осейчук. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2024. – 252 с.
6. Охотский Е.В. Государственная служба : учебник для вузов / Е.В. Охотский. – Москва : Юрайт, 2024. – 328 с.