Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Технологическая оснастка – важнейший фактор успешного осуществления технического прогресса в машиностроении. Она представляет собой совокупность рабочего, измерительного инструмента и приспособлений, используемых для базирования, закрепления и контроля обрабатываемых деталей на различном технологическом оборудовании: металло-, деревообрабатывающих станках, прессах, измерительных машинах и др. В зависимости от назначения технологического оборудования различается и его оснастка. Так, на станках с ЧПУ к оснастке относят дополнительные устройства, не входящие в комплект станка, например, устройства для размерной установки инструментов вне станка.
Механизация и автоматизация процесса закрепления заготовок наряду с ростом производительности обработки обеспечивает: повышения точности, благодаря стабильности силе зажима, снижающей погрешность закрепления; сокращение доли ручного труда; снижение физической нагрузки рабочих; возможность многостаночного обслуживания, поскольку рабочий освобождается от необходимости длительного присутствия у одного станка; регламентацию цикла обработки, являющуюся предпосылкой для автоматизации процесса в целом.
Заимствование технических решений при создании оснастки – основной принцип при оснащении приспособлениями технологии изготовления изделия. Это обусловлено высоким удельным весом затрат, связанных с технологическим оснащением, в себестоимости продукции, поскольку проектирование и производство оснастки носит индивидуальный характер и зависит от конкретных конструктивно-технологических параметров каждого обрабатываемого изделия.
Технологическая оснастка является переменной частью технологического оснащения. Назначение технологической оснастки – обеспечивать, менять и расширять технологические возможности оборудования, поэтому срок ее службы на один порядок и более ниже срока службы оборудования. В действующем производстве требуется постоянное обновление технологической оснастки, а при смене номенклатуры изделий или изменении требований к их изготовлению для заданного состава оборудования новые производственные условия обеспечиваются благодаря полной или частичной ее замене.
Разновидность систем технологической оснастки определяется типом производства. В массовом производстве приоритетным является применение специальной неразборной и безналадочной технологической оснастки; в серийном производстве – специализированной и унифицированной технологической оснастки, обладающей свойством обратимости (возможности многократного использования ее деталей и сборочных единиц); в единичном производстве – специальной неразборной и универсально-наладочной технологической оснастки.
1.Проектирование технологического процесса сборки узла
1.1.Назначение узла в машине, краткое описание его конструкции и условия работы
Регулятор давления, представленный на рис.1 входит в состав пневматической тормозной системы грузового автомобиля МАЗ-500 и предназначен для автоматического поддержания установленного давления воздуха в воздушных баллонах. Регулятор давления МАЗ-500 диафрагменного типа, крепится непосредственно к корпусу блока цилиндров компрессора.
Рис.1. Регулятор давления
1 – крышка регулирования; 2 – пружина; 3 – пружина; 4 – диафрагма; 5 – поршень;
6 – клапан; 7 – корпус; 8 – пружина клапана; 9 – пробка
Конструктивно регулятор давления представляет собой две корпусные детали (нижний и верхний корпус), между которыми установлена диафрагма 4. Вся эта конструкция стянута болтами и образует общий корпус 7. Нижний корпус имеет три полости А, Б и В и ведущие к ним отверстия. Также, в нем предусмотрены два сквозных отверстия для крепления регулятора к компрессору. В полости Б свободно перемещается поршень 5, который закреплен на диафрагме при помощи гайки со шплинтом. Герметичность механизма обеспечивается шайбами диафрагмы и уплотнительными шайбой и кольцом на поршне. В полости В установлен клапан с направляющей, который поджат пружиной 8 с упором в пробку 9. В верхней части корпуса предусмотрено резьбовое отверстие, в которое закручивается крышка регулировочной 1 и поджимает пружины 2 и 3. Они в свою очередь через центрирующую шайбу упираются в поршень.
Полость А постоянно сообщена с воздушным баллоном, полость В через отверстие в нижней пробке 9 сообщается с атмосферой, а полость Б через наклонное отверстие в корпусе 7 регулятора – с разгрузочным каналом в блоке цилиндров компрессора. При повышении давления в системе до 7,0 – 7,5 кГ/см2 сжатый воздух, поступающий в полость А, преодолевает натяжение пружин 2 и 3 и поднимает вверх диафрагму 4 с поршнем 5. Под действием пружины 8 клапан 6 тоже поднимается вверх. Происходит отсоединение полости Б от полости В (атмосферы). При дальнейшем движении поршень 5 отрывается от клапана 6, и полость А (воздушные баллоны) начинает сообщаться с полостью Б (разгрузочное устройство). Сжатый воздух поступает в разгрузочное устройство компрессора и, воздействуя на плунжеры штоков, поднимает их. Когда давление в системе снизится до 6,5 – 6,8 кГ/см2, пружины 2 и 3 переместят диафрагму вместе с поршнем вниз. При этом поршень 5 прижимается к клапану 6, вследствие чего полость А отсоединяется от полости Б. При дальнейшем движении вниз клапан 6 под действием поршня 5 соединяет полости Б и В, и сжатый воздух из разгрузочного устройства компрессора выходит через полость В в атмосферу. Плунжеры разгрузочного устройства компрессора занимают исходное положение, и компрессор вновь начинает нагнетать воздух в воздушные баллоны.
Температура внешней среды, при которой эксплуатируется регулятор давления, составляет –30…+300С при внешнем атмосферном давлении. В корпусе регулятора диапазон температура колеблется в пределах –30 до +800С. В процессе эксплуатации он подвержен внутреннему давлению сжатого воздуха, максимальное значение которого достигает 10 кГ/см2. Кроме того, детали регулятора давления работают в условиях коррозионной среды, так как в сжатом воздухе содержится влага. Для предотвращения коррозии необходимо на стальные детали наносить покрытие, а необработанные поверхности литых деталей красить эмалью.
Для предотвращения коррозии корпуса на воздухе необходимо наружные поверхности корпуса грунтовать и красить эмалью.
1.2.Анализ технических требований на сборку
1)Для обеспечения герметичности и свободного перемещения поршня в полости нижнего корпуса регулятора давления необходимо между внешней цилиндрической поверхностью поршня Ø 10 мм и отверстием в корпусе выбрать посадку с зазором. Данная посадка, помимо всего прочего должна компенсировать отклонение сопрягаемых поверхностей. В соответствии с рекомендацией, для деталей, находящихся в паре трения скольжения, для поршней в цилиндрах компрессора, выбрана посадка Ø 10 H7/f7.
2)Для удержания необходимого количества смазочного материала между цилиндрической поверхностью направляющей клапана Ø 14 мм и отверстием в нижнем корпусе регулятора давления, для свободного перемещения направляющей клапана в отверстии, а также для компенсации отклонения сопрягаемых поверхностей выбрана посадка Ø 14 H9/d9. Позволяет обеспечить гарантированный большой зазор и компенсировать большие температурные деформации.
3)Момент затяжки болтов, соединяющих нижний корпус, диафрагму и верхний корпус 2,9 .
Расчет усилия затяжки:
Фрагмент для ознакомления
3
1.Кондаков А.И. Курсовое проектирование по технологии машиностроения: учебное пособие / А.И. Кондаков, – М.: КНОРУС, 2012. – 400 с.
2.А.М. Дальский, И.А. Арутюнова, Т.М. Барсукова и др. Технология конструкционных материалов. Учебник для ВУЗов. М.: Машиностроение, 1977. 664 с., с ил.
3.Справочник технолога-машиностроителя. В 2 т. Т. 1 / под ред. А.С. Васильева, А.А. Кутина. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Инновационное машиностроение, 2018, 756 с.: ил.
4.Справочник технолога-машиностроителя. В 2 т. Т. 2 / под ред. А.С. Васильева, А.А. Кутина. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Инновационное машиностроение, 2018, 818 с.: ил.
5.Конструирование узлов и деталей машин: Учеб. пособие для студ. техн. спец. вузов / П.Ф. Дунаев, О.П. Леликов. – 8-е изд., перераб. и доп. – М: Издательский центр «Академия», 2003. – 496 с.
6. Общемашиностроительные нормы времени и режимов резания для нормирования работ, выполняемых на универсальных и многоцелевых станках с числовым программным управлением. Ч1 Нормативы времени. Под ред. С.Ю. Романова – М.: Экономика, 1990. – 206 с.
7.М.А. Ансеров Приспособления для металлорежущих станков / под ред. Л.И. Вожик и Л.М. Блейхман – изд-е 4-е, исправл. и доп. – Л.: Машиностроение, 1975. – 656 с.
8. Н.И. Зависляк Современные приспособления к металлорежущим станкам – 2-е изд., доп. и перераб. – Л.: Машиностроение, 1967. – 259 с.
9.Справочник по производственному контролю в машиностроении. – 3-е изд., перераб. и доп. / под ред. А.К. Кутая – Л.: Машиностроение, 1974 г. – 676 с.: ил.
10. Марфицын В.В., Овсянников В.Е. Расчет и проектирование контрольных приспособлений: Учебное пособие. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2012. – 57 с.
11. Альбом контрольно-измерительных приспособлений: Учебное пособие для вузов / Ю.С. Степанов и др. / Под общ. редакцией Ю.С. Степанова. – М.: Машиностроение, 1998. -184 с.
12. Технология машиностроения: В 2 т. Т. 2. Производство машин: Учебник для вузов / В.М. Бурцев, А.С. Васильев, О.М. Деев и др.; Под ред. Г.Н. Мельникова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2001. – 640 с., ил.
13. Технология машиностроения: В 2 т. Т. 1. Основы технологии машиностроения: Учебник для вузов / В.М. Бурцев, А.С. Васильев, А.М. Дальский и др.; Под ред. А.М. Дальского. – 2-е изд., стереотип. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2001. – 564 с., ил.
14. Аверьянов И.Н., Болотеин А.Н., Прокофьев М.А. Проектирование и расчет станочных и контрольно-измерительных приспособлений в курсовых и дипломных проектах: Учебное пособие. – Рыбинск: РГАТУ им. П.А. Соловьева, 2014. – 228 с.